Обращение Губернатора Ульяновской области к депутатам ЗСО в связи с внесением проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период до 2015 года»


 
Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Дорогие ульяновцы!

Сегодня перед рассмотрением бюджета в первом чтении я выступаю перед Вами с традиционным докладом, характеризующим наше видение и приоритеты бюджетной политики на 2013 год и период до 2015 года.

Но вначале - о социально-экономической ситуации в регионе.

I.      Основные результаты бюджетной политики.

2012 год завершает первый этап реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года. И мы не ошиблись, когда формулировали цели и задачи, принимали сам документ и вносили в него необходимые правки. Это позволило нам решить ряд жизненно важных и системообразующих задач.

Первое. Мы не только реанимировали экономику, но и обеспечили ей необходимую количественную динамику развития, высокие темпы роста по ряду направлений.

По итогам 2011 года область стабильно входила в число 25-ти лучших в Российской Федерации по индексу роста промышленного производства за 2 года, по индексу сельхозпроизводства (мы были первыми в РФ), темпам ввода жилья и строительно-подрядных работ, показателям транспорта, росту номинальной зарплаты, уровню зарегистрированной безработицы (2-е в ПФО). Итог – если к уровню кризисного 2009 года в среднем по России объем промышленного производства вырос на 13%, по ПФО рост составил 22%, то у нас – почти 26%.

По всем названным позициям и в 2012 году регион остается среди лучших. В текущем году область занимает высокое 5-е место в ПФО по основным макропараметрам.

В этом году мы констатируем самые высокие позиции по темпу ввода жилья в окружном масштабе (стабильно 1 место) и в целом по РФ (18 место). По объему введенного жилья область опережает 58 субъектов РФ (70%), в числе которых Владимирская, Калужская, Тверская, Калининградская области и т.д. Более того, в рамках ПФО лидерство области неоспоримо: следующий за нами Башкортостан отстает почти на 19%, а более половины субъектов даже не выходят на объемы прошлого года.

В целом же по итогам 2012 года планируется ввести 585 тыс.кв.м. общей площади жилья (предыдущий год - 553,1 тыс. кв. м.). А это значит, что мы перекроем рекордный для новейшей истории региона показатель 2011 года на 5,6%.

Интенсивное развитие экономики позволило нам достичь минимального уровня общей безработицы – 5,2%, что соответствует средним по России и ПФО значениям. Такой низкой безработицы в регионе не было с 1993 года. Это важнейший результат и показатель успешности проводимой политики. Обеспечивая каждого человека возможностью работать, мы повышаем уровень жизни.

Второе. Наряду с количественными изменениями мы можем констатировать начало качественных перемен в нашей экономике.

Опираясь на созданные институты развития, мы пока только сделали первые шаги в направлении диверсификации экономики. До 2005 года два крупнейших предприятия: Авиастар и УАЗ давали больше четверти всего объема промышленного производства. Сегодня ситуация принципиально иная. Наряду с «базовыми» предприятиями сформировались новые современные производства. Это, прежде всего, благодаря инвестиционной политике.

За последние пять лет объем инвестиций вырос на 57%. Для сравнения – по ПФО рост составил только 30%, по России – 19%. Все это время уровень инвестиций в области составляет 30-32% от ВРП. Даже в кризис уровень инвестиций не опускался ниже 27,5%. Для сравнения – по России инвестиции – только 20% от ВВП. При этом целевой показатель, в соответствии с майским указом Президента – 25% от ВВП к 2015 году и 27% – к 2018 году. Сейчас важно поддерживать заданные темпы.

На сегодня область вошла в 20-ку регионов России и 4-ку в ПФО с самым высоким индексом инвестиций в основной капитал (128,5% - 20 место). Важно, что значительные средства инвестируются в обновление технической и технологической базы.

В прошлом году мы привлекли 61 миллиард 800 миллионов рублей инвестиций (лучшее значение с начала 90-х годов). А по итогам 2012 года этот показатель предположительно достигнет 70 млрд. рублей.

Важнейшим инструментом развития региональной экономики стало формирование одной из лучших в России инвестиционной инфраструктуры.

Мы сформировали конкурентоспособные территориально-производственные кластеры. В первую очередь это касается авиационного, автомобильного и ядерно-инновационного кластера. В 2012 году на основании поручения Президента состоялся всероссийский конкурс по отбору 25 лучших инновационных кластеров. В итоговый список попали сразу два кластера нашего региона – «Ульяновск-авиа» и ядерно-инновационный кластер. Отобранным кластерам запланирована поддержка из средств федерального бюджета.

Сегодня мы формируем новые кластерные центры развития. Это, прежде всего, кластер креативных индустрий и кластер информационных технологий.

Идет развитие инфраструктуры промышленных зон, особой экономической зоны, ядерно-инновационного центра, наноцентра, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов.

Например, общий объём инвестиций  компаний, привлечённых в промышленную зону «Заволжье», к 2014 году превысит 49 млрд. рублей, будет создано более 4 200 новых рабочих мест.

В активную фазу с этого года вступило формирование портовой особой экономической зоны. Разработана проектная документация. Появились новые резиденты - «ААР Рус» и «ИнтерАвионика», объем их инвестиций составит полмиллиарда рублей. На базе «ИнтерАвионика» планируется создание совместного производства с крупнейшим производителем радиолокационного оборудования для самолетов, компанией THALES (Фэйлс). А всего сегодня у нас 5 резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты, и цели у нас более, чем амбициозные!

Именно для развития кластера и особой экономической зоны мы проводим Международный авиатранспортный форум, по итогам которого в 2012 году в регион было привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций, подписано 9 соглашений. Важнейшим из подписанных соглашений стал меморандум о вхождении области в Европейское партнёрство авиационных кластеров. Кстати, мы стали 40-ым по счету участником, а также первым и единственным представителем России в партнёрстве. Это позволит предприятиям кластера получить доступ на зарубежные рынки, привлечь зарубежные технологии и компетенции в ульяновский авиапром.

Продолжается деятельность по созданию Нанотехнологического центра. В течение 10 лет прогнозируется запуск 96 стартапов с общей выручкой около 45 млрд. рублей.

Для сведения - в последнем рейтинге инновационной активности, составленном фондом «Петербургская политика» и Российской академией народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, область заняла 6 место.

Отдельно хочу обозначить позиции области в связи со вступлением России в ВТО в нынешнем году. В сфере промышленного производства никаких фатальных последствий не произойдет. Наши системообразующие предприятия не пострадают, так как их продукция будет востребована в любом случае.

Лучшим подтверждением этого является контракт на поставку 39 тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Сумма заказа – порядка 140 млрд. рублей.

Мы предполагаем, что до 2020 года на заводе будет собрано до 100 машин. Прибавьте к этому производство самолетов  Ту-204СМ и модернизацию «Русланов». А это - полная загрузка предприятия, несколько тысяч дополнительных рабочих мест. Все это отразится на уровне оплаты труда и социальных проектах «Авиастара». Параллельно мы запустим и другие программы на предприятии.

В автомобилестроении большие надежды мы возлагаем на программу создания индустриальных парков на площадках УАЗа и ДААЗа.

Совершенно иную роль в региональной экономике сегодня играет малый и средний бизнес. Доля занятых в малом и среднем бизнесе выросла с 7% в 2005 до почти 30% в 2011 году. Именно в этом секторе ежегодно создаётся до 80% всех создаваемых в регионе новых рабочих мест, стабильно растут налоговые поступления в бюджет. В валовом региональном продукте доля малого бизнеса за 4 года выросла на 5 процентных пунктов и сейчас составляет 17,3%.

Наконец, об ином качестве экономики говорит и изменение бизнес-климата в регионе в целом. Этим летом Ульяновск был признан лучшим городом России по удобству ведения бизнеса по методике Doing business (дуин бизнес) Всемирного банка.

Несколько слов о сельском хозяйстве.

Сегодня ситуацию можно охарактеризовать как стабильную, с трендом на развитие, но находящуюся в сложных условиях. Благодаря реализованным инвестиционным проектам в животноводстве высокими темпами растёт производство мяса, яйца, увеличивается поголовье всех видов скота. Спад производства отмечается только в растениеводстве, где причина – негативные природные условия.

Мы понимаем, что дополнительные трудности могут возникнуть и вследствие вступления нашей страны в ВТО.

Тем не менее, настроены мы оптимистично. Мы продолжаем привлечение в регион новых, высококонкурентных производств. Это индейководческие фермы и комбикормовый завод литовской компании «Арви» (более 1 млрд. руб. инвестиций), молочная ферма на 2 тысячи голов и молокозавод компании «Молвест» (2 млрд. руб.), свиноводческие комплексы «Мелекесский», «Новомалыклинский» и «Рос-бекон» (Тереньгульский район) на 65 тыс. голов (суммарно около 2,5 млрд. руб.), птицеводческий комплекс «Искра-СХ» в Карсунском районе (более 500 млн. рублей прямых инвестиций), строительство маслоэкстракционного завода инвесторами из Татарстана (300 млн. руб.).

Буквально две недели назад было подписано соглашение о строительстве молочной фермы на 5 тысяч голов и молокоперерабатывающего завода по производству органического (экологически чистого) молока. Это первое и уникальное для России производство такого плана. Инвестор, американская компания «Молоко холдингз инкорпорейтед», вложит в этот проект более 8 млрд. рублей.

Суммарный объем инвестиций в эти проекты составит порядка 15 млрд. рублей.

В ближайшие годы в регион будут привлечены инвесторы для строительства современного сахарного завода в Заволжской зоне, крахмало-паточного производства по переработке фуражного зерна, завода по производству спирта, мощного элеватора и животноводческих комплексов по производству мяса и молока в каждом муниципальном образовании региона. Предполагаемые объемы инвестиций на все проекты превысят 30 млрд. руб.

В целом конкурентоспособность экономики области высока, что подтверждается независимыми экспертами. На форуме в Сочи Евразийский институт конкурентоспособности в соавторстве со Strategy Partners Group и Сбербанком представили доклад о конкурентоспособности регионов России. Экономика нашей области вошла в число 20-ти лучших по стране.

Кроме того, в этом месяце международное агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг региона по национальной шкале на уровне «A+(rus)» со стабильным прогнозом. Подтверждение рейтингов отражает ожидаемую агентством стабилизацию исполнения бюджета региона, низкий уровень прямого риска и условных обязательств.

Резюмируя, скажу, поставленные 4 года назад задачи по развитию 4-х «И» совершенно правильны. Мы достигли успехов в инвестициях и инновациях, мы улучшили состояние инфраструктуры. А это, в свою очередь, позиционирует область как ускоренно развивающийся регион, учитывающий те перемены, которые сегодня мы наблюдаем в экономике.

Что для нас сегодня главное? Правильно! – Четвертое «И» - «ИНТЕЛЛЕКТ».

II.     Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу, параметры и особенности бюджета.

Собственные доходы областного бюджета в 2013 году составят почти 22,9 млрд. рублей. Доходная часть бюджета приросла против плана на 2012 год на 5,5%, что в денежном выражении составит 1 млрд. 599,1 млн. рублей.

Ещё 5,6 млрд. рублей составят уже утверждённые федеральные трансферты в региональный бюджет. Таким образом, общий объем доходов бюджета запланирован в размере 28,5 млрд. рублей.

В ходе исполнения бюджета в 2013 году объемы собственных доходов, трансфертов из федерального центра будут скорректированы, как показывает практика – в большую сторону.

Расходы областного бюджета составят почти 32 млрд. рублей, что на 4,5% больше того уровня, что мы планировали год назад.

Задавая высокую планку развития, мы вынуждены привлекать все доступные средства на финансирование своих обязательств. Именно этим объясняется достаточно высокий планируемый уровень дефицита бюджета – порядка 3,2 млрд.рублей (при этом мы не выходим из предельно допустимого размера дефицита). Размер областного долга также вырастет с 6,5 млрд. рублей до 9,4 млрд. рублей на конец 2013 года.

Бюджет непростой. Его подготовка шла в условиях необходимости выполнения обозначенных несколько лет назад задач и ряда федеральных новаций и требований, которые мы обязаны выполнить.

Первое. Мы обязаны обеспечить рост заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. К этому нас обязывают и майские Указы Президента России Владимира Владимировича Путина. Решение данной задачи обойдется консолидированному бюджету в 1,9 млрд. рублей, в том числе областному бюджету – более 1 млрд. рублей (1061,2 млн. рублей).

В 2013 году повышение заработной платы коснется врачей, педагогов, работников культуры, работников дошкольных образовательных учреждений, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования и многих других.

Общий размер средств, направляемых из областного бюджета на оплату труда бюджетников в 2013 году составит более 8,6 млрд.рублей или почти четверть всех запланированных расходов.

Аналогичным образом мы будем действовать и по другим профессиям. Это должно существенно снизить уровень бедности. Сейчас к этой категории относится 17,8% населения. В то же время, к 2005 году за чертой бедности находилось почти 30% населения области! Наша цель – снизить этот показатель к 2015 году до 14%. Возможно, кто-то скажет, что и это много. Согласен. Но мы должны ставить перед собой амбициозные, но реальные задачи.

Второе условие, серьезно повлиявшее на бюджет, это создание в 2012 году регионального дорожного фонда. Мы поставили перед собой задачу – привести в течение пяти лет дороги в состояние, удовлетворяющее людей. Общий объём налогов, формирующих дорожный фонд на 2013 год, превысит 3 млрд. рублей (3068 млн.).

Третье условие. С 2013 года произойдёт переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. В связи с этим существенно вырастут страховые взносы из регионального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Суммарно отчисления из бюджета на эти цели в 2013 году составят 2,8 млрд. рублей – это на 1,2 млрд. рублей больше, чем в нынешнем году.

Четвертое условие. На уровне региона с 01 января 2013 года будет введён новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения, поступления от которой будут зачисляться в местные бюджеты. Кроме этого с 2013 года доходы от единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) также в полном объёме будут поступать в местные бюджеты.

Дополнительно на областном уровне мы восстанавливаем льготы по налогу на имущество органам государственной власти и органам местного самоуправления и организациям, созданным ими.

В целом сумма выпадающих доходов по всем этим направлениям составляет более 800 млн. рублей. В то же время этот подход увеличит поступления в местные бюджеты, будет способствовать выстраиванию более справедливых межбюджетных отношений и создаст дополнительные стимулы для работы органов местного самоуправления по созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

...

 

Полный текст обращения на странице http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/7481/.

25.10.12

    Темы дня