Ульяновская область – регион, который готов к взлету!

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов дал развернутое интервью корреспондентам ИТАР-ТАСС Розе Магасумовой и Алексею Соколову по итогам уходящего года.

- В чем коренное отличие Ульяновской области от других субъектов Федерации?

- Я часто говорю российским и иностранным коллегам, что у нас – особый регион. И совсем не потому, что здесь родился Владимир Ленин, хотя в советский период времени это давало свои преференции. Особенность нашей области, прежде всего, в том, что она подарила огромное количество людей, которыми гордились российская империя и Советский Союз, гордится и сегодняшняя Россия.

Я думаю, что к нашей гордости присоединятся и Европа и мир, потому что, наверное, нельзя по-иному относиться к историку Николаю Михайловичу Карамзину, автору “Истории государства Российского”, к писателю Ивану Александровичу Гончарову, к художнику Аркадию Ивановичу Пластову.

У нас здесь достаточно много лет жили и творили такие мастера культуры, как Сергей Тимофеевич Аксаков, который именно здесь, в нашей Симбирской губернии написал свою знаменитую сказку “Аленький цветочек”.

Одним словом, к нашему региону всегда было какое-то внимательное отношение. Так, во времена империи, ни одна царствующая особа, включая и претендентов на царский престол, не проезжали мимо города Симбирска, обязательно сюда заезжали. А в советское время тем более. Ульяновск, как стал называться старинный Симбирск, достаточно часто встречал всех руководителей не только советского государства, но и всех, кто входил, в так называемое “советское пространство”. Приезжало немало руководителей и западноевропейских государств.

Понятно, что все это наложило на нас особый отпечаток, у населения появилось ощущение некоей эксклюзивности почти избранности. И в начале 90-х годов, когда появилось совершенно новое государство, появились совершенно новая экономика и идеология, для многих это стало очень большим шоком Мы очень долго “болели”, и “выздоравливать” начали, наверное, только в начале двухтысячных годов. Потому что были достаточно надежды, что все еще вернется и восстановится, и что Советский Союз возвратится в свои прежние границы, и нет необходимости заниматься теми преобразованиями, которые происходили в России.

Это, прежде всего, касалось поддержки малых и средних предпринимателей, которые начинали появляться в стране, да и у нас в области. Дело доходило смешного: когда в конце 90-х годов в регионе стали появляться состоятельные люди, они не могли зарегистрировать здесь свои автомобили и поставить их на учет в ГАИ, потому что это не приветствовалось властями.

Считаю, что именно поэтому мы много потеряли, ведь экономика Ульяновской области была одной из самых сбалансированных в советской стране. Ведь не случайно здесь появился крупнейший в Советском Союзе авиационный комплекс “Авиастар”. Совершенно не случайно здесь тогда же начали строить крупнейший на то время Центр микроэлектроники. Это проект не меньший, чем сегодняшнее Сколково. Здесь было размещено достаточно большое количество конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, достаточно активно в Димитровграде развивался научно-исследовательский институт атомных реакторов. Кстати, он остался практически единственным НИИ, обладающим ядерными реакторами, которые сегодня работают в экспериментальном режиме.

Спустя время, когда мы поняли, что возврата к прежнему не будет, было принято решение определяться со стратегией развития и ответить на главный вопрос: кто мы, и что мы можем сделать для своей страны?

- Расскажите, пожалуйста, о проекте закрепления за регионом статуса авиационной столицы России.

- Сегодня я могу с большой гордостью говорю, что мы нашли ответы на этот вопрос, поняли, кто мы, и чем мы можем быть полезны России. Поэтому у нас одна из самых интересных в стране и профессионально подготовленных стратегий социально-экономического развития региона. Совсем недавно российское правительство отметило Ульяновскую область за такой стратегический подход к развитию.

Мы понимаем, что в ближайшее время мы должны стать полноценной авиационной столицей России. Уверяю, что это не комплекс провинциальности, когда чуть что начинаются претензии на некую свою “столичность”, и не желание кому-то что-то доказать. Мы действительно не можем представить себя без авиационной промышленности, которая у нас есть. И это касается не только загрузки “Авиастара”, о котором могу совершенно откровенно сказать, что у нас нет беспокойства за его судьбу.

Совсем скоро, 25 декабря, мы поднимем совсем новый самолет Ту-204 СМ, и это будет первый переходный самолет, который придет на место Ту-154, который сегодня вызывает особое беспокойство. Думаю, что, примерно до 2016-2017 года этот лайнер будет очень активно эксплуатироваться, а потом у нас на подходе следующий самолет МС-21, который мы строим вместе с компанией “Иркут”.

У нас также есть полное понимание того, что мы возобновим производство самолетов “Руслан”. На сегодня готовы уже все стапеля, развернута производственная база, и, чтобы возобновить производство этих самолетов, мы сейчас достаточно активно работаем с конструкторским бюро, в том числе и с нашими украинскими партнерами. Чтобы восстановить профессиональные навыки работы с такими самолетами, нам удалось убедить руководство страны поставить на наш завод на капитальный ремонт несколько десятков “Русланов”. Это дает возможность “обкатать” в деле достаточное количество молодых специалистов, которые сейчас приходят на “Авиастар”. Важно, чтобы они понимали, что такое “Руслан”, понимали, что имеют дело с супер - уникальным самолетом, каких нет в мире. Если даже американские грузовые самолеты поднимают в лучшем случае 50, максимум 70 тонн груза, то на нашем “Руслане” мы поднимаем 150 тонн. И это не предел. Сегодня у нас есть разработки, которые позволяют говорить о том, что мы можем поднимать и больше.

И у нас в полном объеме есть основание говорить о том, что в 2011 году мы поднимем новый самолет Ил-476. Это наш знаменитый советский “грузовик” Ил-76, который сегодня летает во все горячие точки и спасает огромное количество людей, перевозит гуманитарную помощь от нашего государства. Сегодня он в полном объеме модернизирован, и сейчас это совершенно новый транспортно-грузовой самолет, частично созданный из композитных материалов, и в котором не осталось ничего от старого “Ила”. На следующий год он полетит.

Кроме того, на заводе “Авиастар” готовятся производственные площадки под сборку, в частности, российско-индийского самолета MTI, ведутся завершающие переговоры по производству российско-украинского самолета Ан-70. Думаю, что “авиационная тема” поможет поддержать наши устремления и поможет нам ответить на вопрос: что мы должны сделать для России?

- Как развивается проект создания Особых экономических зон?

- Ульяновск на сегодня - единственная территория в Российской Федерации, где создается Федеральная особая экономическая зона портового типа. Такого пока в России нигде нет, и мы очень долго добивались, объясняли на многих этажах власти, что это крайне важно для России, их всего - то в мире меньше десятка, и они даже не локомотивы, они, скорее, ракеты для продвижения экономики, для улучшения жизни.

Мы много лет не поддерживали свою авиацию, своих авиапроизводителей в том виде, в каком нужна была поддержка. Увлеклись закупкой хороших, действительно хороших, но иностранных самолетов - Боингов, Эйрбасов и других. А чтобы обслуживать эти самолеты, требующие техобслуживания после налета определенного количества часов, должны быть станции технического обслуживания, создание которых обойдется в десятки миллионов долларов. И обслуживаются теперь купленные самолеты за границей. Там же проходят обучение и переподготовку наши российские пилоты, с наших российских авиакомпаний, которые тем самым, вывозят деньги за пределы страны. В Европе это стоит дорого, но качественно. В Азии, Китае и ряде других стран - дешево, но некачественно.

Поэтому, когда мы отстаивали свою позицию, о необходимости создания такой экономической зоны. Она нужна - это не только для того, чтобы появились новые производства, а они там появятся, но и для того, чтобы разместить там пункты технического обслуживания самолетов. Мы планируем создать в Ульяновской области большой международный центр подготовки и переподготовки пилотов, соответствующий мировым требованиям.

В результате, по нашим прогнозам, мы буквально через 10 лет займем не менее трети мирового рынка, причем охватим не только постсоветское пространство, а, как минимум, всю восточную Европу.

Экономическая зона нового типа уже оформлена. На следующий год мы начинаем строить там всю таможенную инфраструктуру, и тогда же начинается строительство и нескольких предприятий, в том числе, завода по производству композитных материалов. Он тоже станет первым в России заводом, который будет профессионально построен, прежде всего, за счет государственных инвестиций. Композитные материалы будут использоваться для авиации. Ну и, я думаю, мы постепенно будем расширять номенклатуру такой продукции и для автомобилестроения.

Когда-то у нас было училище гражданской авиации стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Но потом все это как-то растворилось. Наши партнеры по советскому экономическому сообществу ушли тогда в другое экономическое пространство, а сегодня они возвращаются к нам. Потому что, у нас качественная подготовка пилотов, которая ничем не уступает зарубежной, если не сказать, что она лучше. У нас образовательная система все равно лучше, чем на Западе. Единственно, чего нам сейчас не хватает - это тренажеров. В ближайшее время мы их установим .

Я уже говорил про международный авиацентр. Хотел бы отметить, что в настоящее время мы очень активно работаем в этом направлении с Оксфордской высшей летной академией.

Я очень часто там бываю, люблю с ними пообщаться с учащимися, будущими летчиками. А после общения с ними прихожу к своим чиновникам и говорю: наверное, нам нужно как в советское время, когда зарождалась советская авиация, “заболеть” всем авиацией и научиться летать.

- В чем Вы видите особенности Ульяновской области?

- В России пока ни один регион не имеет своего бренда, хотя разговоры на эту тему ведутся. Разве что Москва, так это - столица, что само по себе уже бренд. Казань позиционирует себя, как “третья столица”, а больше-то никого и не слышно.

А мы, совсем скоро официально утвердим бренд региона, и будем в этом направлении одними из первых в Российской Федерации. У нас есть профессиональная международная брендовая компания, которая ведет нас по этому проекту. Надеюсь, что в первом квартале 2011 года мы уже официально объявим о создании бренда Ульяновской области. И наш первый слоган на ближайшие пять лет: “Регион, который готов к взлету". Вот так он будет называться.

Думаю, что мы вернем России утраченные позиции в подготовке пилотов и обслуживающее - технического персонала для гражданской авиации.

Другой наш прорывной проект, на котором может подняться область, - это все, что касается создания Федерального ядерного инновационного Центра в городе Димитровграде. Это даже не кластер, не наукоград, это настоящий Центр, потому что там будут создаваться не только новые ядерные реакторы, в том числе, в рамках частно-государственного партнерства, но и потому, что будут открываться несколько очень интересных, очень прорывных проектов.

Один из таких проектов – производство молибдена-99, являющегося основой всех радиофармпрепаратов, всех медицинских препаратов, которые используются в ядерной промышленности. Думаю, что до конца года мы откроем это производство, и общей сложности, мы с вами будем самыми крупными производителями молибдена в мире.

У нас также достаточно много проектов, связанных с созданием центра международного коллективного пользования. У нас там есть проекты, связанные с созданием целой серии заводов по производству медицинской продукции, радиофармпрепаратов, лекарственных средств, которые будут активно применяться для лечения, прежде всего россиян, хотя мы будем открыты и для международного сотрудничества.

Кроме того, на базе будущего Федерального инновационного центра мы создаем большую детскую ядерную академию, которая должна быть неким таким локомотивом по продвижению знаний среди школьников и студентов.

Конечно, мы, прежде всего, ориентируемся на школьников, с тем, чтобы они активнее занимались физикой, химией, биологией.

Надеюсь, также, что до конца этого года объявим официальный старт строительству ядерного медицинского центра.

У нас огромное количество наших интереснейших проектов, и рассчитаны они на перспективу, на то, чтобы наши юноши и девушки, в том числе те, которые сегодня смотрят на Запад, не торопились туда. Потому что в том же Димитровграде мы сейчас строим большой студенческий кампус, такой студенческий городок, в котором будет все: и бизнес-инкубатор, и технопарки, и великолепная система досуга. В том числе современные жилые дома, как коттеджные, так и многоэтажные. Сегодня этот интересный проект имеет более законченную форму, чем Cколково, где есть пока только поле и очень хорошие, яркие, интересные проекты, тогда как у нас несколько проектов уже имеют высокую степень готовности.

И я думаю, что нашим молодым людям уже нет такой особой необходимости нестись туда, где не очень-то их и ждут. Ведь, куда бы ты ни приехал, все равно не назовешь родиной ту территорию, все равно будет тянуть в родные места, по которым ходил школьником.

- Есть ли другие крупные экономические программы развития в Ульяновской области?

- Естественно, что мы не собираемся останавливаться только на этих двух прорывных направлениях. Если взглянуть на карту Приволжского федерального округа, то видно, что Ульяновск интересно и выгодно расположен в череде крупных регионов, которые его окружают. Город расположен на двух берегах Волги, и на обоих стоят речные порты, в том числе, и грузовые, что сегодня очень немаловажно.

К сожалению, до Ульяновска сегодня могут дойти корабли класса “река-море”. Выше в сторону Казани они уже не могут подняться. Но я думаю, река в ближайшие годы оживет и начнет приносить очень серьезный доход Российской Федерации.

В Ульяновске располагаются два крупных аэропорта, и один из них международный, со своими уникальными взлетно-посадочными полосами. В аэропорту “Восточный” взлетно-посадочная полоса длиной более 5 км, шириной 100 метров. Таких полос нет нигде, даже в столичном Шереметьево.

Я уже не говорю о той подушке, которая находится под взлетной полосой. Мы были резервной площадкой для наших космических “Буранов”, поэтому там толщина составляет от 20 до 40 метров. Грех не воспользоваться такими аэропортами.

Кроме того, через нас проходят порядка трех крупных железнодорожных веток, я уж не говорю о федеральных трассах и про тот чудо-мост через Волгу, который мы, правда, долго, очень долго строили, но построили.

И теперь, что называется, сам Бог велел, чтобы в Ульяновске появился крупный международный транспортно-логистический мультимодальный центр, который даст возможность построить здесь несколько логистических комплексов. У нас уже есть договоренность с руководством “РЖД” о строительстве такого комплекса.

Мы не забываем и о том, что являемся одним из самых главных машиностроительных регионов для России. По доле машиностроения в промышленном производстве мы занимаем второе место в Российской Федерации. У нас здесь располагается несколько десятков крупных заводов, которые производят автокомплектующие для АВТОВАЗа, КамАЗа, ГАЗа. Это и моторные заводы, это и предприятия по производству радиаторов, карбюраторов и много другого, и сейчас продолжаем активно развиваться. И сейчас в Димитровграде и в Ульяновске строится несколько крупных индустриальных парков.

Кроме того, компания “Соллерс”, которая сегодня является владельцем Ульяновского автомобильного завода, приняла решение о развитии УАЗа и о создании здесь большого индустриального парка для производства автокомпонентов.

Думаю, что в ближайшее время будет официально объявлено о строительстве в Ульяновске вездеходов, внедорожников, которые будут производиться, возможно, с участием западных партнеров.

- А в какой мере местным властям удается решить вопрос привлечения инвестиций?

- Без всякого самолюбования могу сказать, что за последние 5-6 лет, Ульяновская область из достаточно отсталой территории превратилась практически в один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов.

Мы реализуем очень много инвестиционных проектов. Совместно с Калужской областью, с которой мы достаточно тесно сотрудничали, мы входим сегодня в пятерку ведущих по инвестиционной привлекательности российских регионов. У нас великолепное инвестиционное законодательство с великолепными преференциями, и поэтому у меня нет какой-либо тревоги за судьбу моей малой родины.

Региональная экономика достаточно быстро выздоравливает. В течение этого года Ульяновская область имеет рост по самому главному показателю - индексу промышленного производства, который сегодня составляет порядка 127-130 процентов к уровню прошлого года.

Больше половины своей экономики мы уже вывели на докризисный уровень развития, и думаем, что в течение 2011 года в полном объеме выйдем из него.

- Есть ли какие-либо программы в сфере культуры?

- Я еще раз хочу сказать: мы действительно сейчас не самая богатая территория России, некоторые наши соседи - Татарстан, Самарская область - будут побогаче. Но мы приняли для себя одно очень судьбоносное решение, которое, может быть, более важно, чем то, что я говорил перед этим.

Я часто думал, ну построим, и до конца этого года сдадим порядка пяти крупных предприятий. На следующий год в регионе больше будут либо заложены, либо уже построены более двух десятков крупных заводов.

И для кого все это? Ведь демографическая ситуация пока отрицательная, хотя рождаемость и увеличивается достаточно резко.

Поэтому мы поставили перед собой очень важную задачу: объединить людей такой хорошей, доброй идеей. Считаем, что этой главной идеей должна быть культура, знание своей истории, любовь к ней.

Думаю, у нас есть большие шансы выйти на новый уровень развития за счет таких очень мощных проектов, как, к примеру, проведение в Ульяновске ежегодного международного форума, посвященного вопросам культуры. Ничего подобного раньше не было. Мы обратились с этим предложением к руководству страны. Сейчас нас и нашу идею уже поддерживает фонд Кончаловского.

Мы заговорили об этом потому что, в Санкт-Петербурге говорим на экономические темы, в Ярославле спорим на политические, а в Сочи обсуждаем инвестиционные вопросы. Это, конечно, хорошо, но если мы сегодня не будем знать, кто такой Карамзин, Чайковский, Достоевский, Гончаров и другие, мы далеко не продвинемся.

16.12.10

    Темы дня