Сергей Морозов: «Создание хорошего инвестиционного климата – одна из наших главных задач»

Экономический журнал «Открытый регион», 14 сентября 2009 года

По мнению экспертов, в ближайшей перспективе Ульяновская область имеет все шансы войти в первую пятерку наиболее экономически развитых субъектов федерации в Приволжском федеральном округе, и в двадцатку - в целом по стране.

Руководство региона разработало подробную стратегию развития и создает все условия для  масштабного привлечения инвестиций. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов уверен, что последовательное выполнение намеченных задач уже в ближайшее время даст свои позитивные результаты.

 

- Сергей Иванович, вы вот уже пять лет губернаторствуете в Ульяновской области. Как, на ваш взгляд, за это время изменился регион, какое место он занимает в Приволжском федеральном округе, в стране в целом?

- Вы наверняка знаете, что в 90-е годы Ульяновская область считалась одним из самых депрессивных регионов страны. На мой взгляд, именно тогда жителям нашей губернии был нанесен не только экономический, но и серьезный духовный ущерб. Вот эта задача – вернуть жителям Ульяновской области, моей малой Родине веру в то, что они живут на территории, которая по праву является одной из самых интересных в Российской Федерации,- на мой взгляд, была самой трудной и важной. И мне кажется, что нам общими усилиями удалось ее решить. Пройдитесь по центу города, посмотрите на улыбающиеся лица молодежи, лица, которые так разительно отличаются от тех, что мы видели в 90-х. А еще одним символом произошедших изменений – материальным символом – на мой взгляд, является наш новый мост через Волгу, который будет сдан в эксплуатацию в конце этого года. Это – один из самых крупных мостов в Европе, и история его возведения, образно говоря, может считаться неким символом, отражающим этапы новейшей истории нашей губернии. Когда-то в самом начале пуск строительства моста вызывал у людей чувство гордости. Потом его сменил позор долгостроя. А сегодня все жители губернии с гордостью говорят, что это именно у нас вот-вот будет запущен один из самых крупных в Европе мостов.

Если же говорить о более прозаических вещах, то, мне кажется, что за эти годы нам удалось создать определенный экономический базис, стратегию развития нашей области на годы вперед. Причем, уверяю вас, это абсолютно реальные планы, которые обязательно будут реализованы. Цель – занять достойное место в Приволжском федеральном округе и в стране в целом. Я считаю, что все основания для этого у нас есть. Вот, например, если взять результаты работы нашего региона за последние 7 месяцев, а это порядка 51 показателя социально-экономического развития, то мы по темпам развития заняли 9 место из 14 субъектов ПФО, можно сказать, наступили на пятки Самарской области, перегнали Нижний Новгород, Марий Эл, Мордовию и Чувашию.

- На чем основана стратегия развития Ульяновской области, о которой вы сказали? На каких отраслях экономики планируется сделать основной акцент?

- В первую очередь – на авиастроении, и всем, что с ним связано. В частности, производство комплектующих деталей, в том числе из композитных материалов. Мы сейчас достаточно активно боремся за то, чтобы основной завод российской авиации по производству композитных материалов был размещен именно в Ульяновской области.

Вторая тема – все, что касается автомобилестроения. Я хотел бы напомнить, что первоначально именно в нашем регионе был реализован проект ISUZU, и это уже позже он был передан в особую экономическую зону в Елабуге.

Третья отрасль, которую мы рассматриваем как перспективную - это стекольная промышленность. Дело в том, что именно в нашем регионе расположены крупнейшие и уникальные запасы такого сырья, как стекольные пески. В течение многих лет Ульяновская область использовалась как некий сырьевой придаток, поставляющий это сырье  в Башкортостан, Саратовскую и Нижегородскую области, где из него производили готовую продукцию. Я считаю, что в этом была большая несправедливость, которую необходимо исправить.

Еще одна амбициозная задача связана с проектом создания мощного транспортно-логистического узла в Поволжье. Он предусматривает несколько этапов. На сегодняшний день в стадии реализации находится проект «Волжский транзит», целью которого является создание транспортно-логистического кластера, соединяющего Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Осенью сдаем первую очередь нового мостового перехода через Волгу, по нему пройдет новая федеральная трасса, которая станет дублером трасс Панъевропейского транспортного коридора М-5 и М-7. Составляющими этого крупного проекта также являются проекты организации крупного авиационного хаба  и особой экономической зоны портового типа.

В том, что касается реализации логистического проекта, здесь  будут задействованы все возможности Ульяновска.

- Характерной особенностью стратегии развития Ульяновской области является то, что помимо всех основных компонентов, которые обычно присутствуют в таких программах, в частности – принципа социальной направленности, здесь очень серьезно представлена инвестиционная составляющая. По сути, региональное руководство берет на себя задачу создания таких условий, которые позволят бизнесу, при прочих равных условиях, выбрать именно этот регион для реализации тех или иных проектов. Можно ли считать это вашей принципиальной позицией?

- Действительно, правительство Ульяновской области уделяет особое внимание развитию инвестиционной деятельности на территории региона.

В четверг, 3 сентября, на заседании правительства Ульяновской области мы приняли и направили в ЗСО изменения в пакет законопроектов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории региона. Основным нововведением станет статус «инвестора, реализовавшего инвестиционный проект в особых условиях», то есть  в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012 года.

Для инвесторов, реализовавших  инвестиционный проект в особых условиях, вводится расширенный перечень форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. В частности, планируется, что такому инвестору, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области о налогах, будет  установлена ставка 0% по налогу на имущество организаций, понижена до 13,5% налоговая ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, предоставлено освобождение от транспортного налога сроком на 5 лет. Кроме того, для инвесторов, наделённых статусом инвестора, реализовавшего инвестиционный проект в особых условиях, предусматривается предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на возмещение части затрат, понесённых в ходе реализации инвестиционного проекта. Это субсидии на выкуп в собственность земельного участка, предоставленного для реализации инвестиционного проекта; на подведение сетей инженерной инфраструктуры к границе земельного участка; на подключение и технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Могу с уверенностью сказать, что данного комплекса мер по поддержке инвесторов пока нет ни в одном регионе. Принятие предлагаемых законопроектов будет не только способствовать привлечению в регион крупных инвесторов, которые ведут подбор региона для их реализации, но и простимулирует тех, кто сейчас отложил свои планы по реализации проектов в связи с кризисом. 

- Эксперты весьма позитивно оценивают перспективы, открывающиеся после запуска нового мостового перехода через Волгу, подчеркивая, что это очень существенно может расширить возможности области. Вы сами как это оцениваете? 

- Мы планируем, что после пуска моста через регион ежесуточно будут проходить порядка 40 тыс. единиц транспорта. Огромный поток, и это позволяет говорить о возможности перспективного развития некоторых новых направлений. Во-первых, можно говорить об увеличении количества заправочных станций, в первую очередь, многотопливных. И такой процесс уже начался на трассе, соединяющей Ульяновск и Самару. Во - вторых, развитие транспортной инфраструктуры даст дополнительный импульс развитию программ, связанных с туризмом, которые мы активно финансируем. У нас уже сейчас, несмотря на кризис, строится достаточно много кемпингов, туристических площадок вдоль маршрута «Волжского транзита». Мы считаем, что это также может рассматриваться как преимущество, которое в ближайшие годы окажет позитивное влияние на экономику региона. Так что уже сейчас, совместно с федеральным центром и муниципалитетом, готовим всю необходимую документацию, что приступить к активной застройке придорожной территории сразу же после того, как новый мост будет сдан в эксплуатацию.

- Упомянутый вами проект создания авиационного кластера выглядит вполне логичным, учитывая тот факт, что в регионе находится один из крупнейших в России авиационных заводов. Насколько сейчас загружены его мощности, и насколько реальными выглядят планы возобновления на предприятии производства самолетов Ан-124 «Руслан»?

- Действительно, Ульяновский авиазавод - «Авиастар-СП», входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАО «ОАК»), является одним из наиболее значимых промышленных предприятий, влияющим на социально-экономическое положение региона. И, подчеркну, одним из важнейших предприятий для регионального правительства. Надо сказать, что на сегодняшний день «Авиастар» является лидером среди российских авиастроительных предприятий и одной из основных сборочных площадок ОАК. Завод специализируется на выпуске современных пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204 и техническом обслуживании транспортных гражданских самолетов Ан-124-100 «Руслан».  Именно с работой этого предприятия мы связываем развитие Ульяновска как авиационной столицы России.

В этом году мы уже передали заказчикам три лайнера и на подходе еще один. А согласно производственной программе завода до конца года необходимо передать заказчикам 10 самолетов. Однако, к сожалению, ситуация не такая уж безоблачная: в нынешних условиях кризиса финансово-экономическое состояние предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, в том числе и нашего «Авиастара», достаточно сложное.

В связи с тем, что российские банки практически прекратили кредитование проектов гражданского авиастроения, предприятия не имеют возможности пополнения оборотных средств на осуществление основной производственной деятельности.

В данный момент на ЗАО «Авиастар-СП» ведется подготовка производства изделия «476» в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2011 годы и на период до 2015 года». Однако нас беспокоит то, что вопрос финансирования этого проекта пока так и не решен. Что касается возобновления серийного производства самолетов Ан-124 «Руслан», то мы совместно с руководством предприятия продолжаем работу по подготовке данного проекта. Учитывая, что эксперты оценивают проект по возобновлению производства Ан-124-100 как очень перспективный, региональное правительство готово со своей стороны сделать все, чтобы он был успешно реализован. Ведь возобновление производства «Русланов» будет способствовать созданию более 2300 новых рабочих мест только на «Авиастаре», не считая предприятий-смежников. Кроме того, с реализацией этого проекта дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней могут возрасти на 4 млрд. рублей.

Анализ ситуации говорит о том, что сейчас есть все возможности для восстановления производства Ан-124-100 и на сегодняшний день необходимо окончательно решить вопрос о финансировании данного проекта, после чего можно будет приступать к подписанию твердых контрактов. Мы по данному вопросу провели совещание на авиазаводе, и я дал поручение подготовить полный пакет документов, касающихся возобновления производства «Русланов», и передать его в правительство Российской Федерации для того, чтобы необходимое финансирование данного проекта могло быть отражено в федеральном бюджете на 2010 год. Кроме того, по моей просьбе к решению этого вопроса будут активно подключаться депутаты Государственной думы от Ульяновской области.

- Сейчас в регионах, где есть авиационные производства, часто можно слышать достаточно много критики в адрес корпораций, специально созданных для управления соответствующими активами. Удовлетворены ли вы позицией и действиями ОАК в отношении «Авиастара»?

- Здесь двойственное ощущение. Я уже сказал, что в этом году мы совместно с корпорацией поставили общую задачу произвести десять машин. Плюс к этому - продолжить техническое перевооружение предприятия, чтобы продолжить освоение новых самолетов.  При этом прекрасно понимаем, что начинаем отставать от европейских  авиапроизводителей. В связи с этим приняли соответствующее решение и сегодня у нас уже готов новый самолет Ту-204 СМ. Параллельно с этим мы просто обязаны решать стратегическую задачу -  перехода на новые изделия за счет технической модернизации производства и подготовки новых квалифицированных  кадров. По сути, речь идет о возможности создания здесь, на базе ульяновского «Авиастара», главной сборочной площадки для транспортной авиации.

Благодаря поддержке премьер-министра Владимира Путина, который к нам сюда приезжал и внимательно разбирался в проблемах авиазавода, благодаря поддержке главы минтранса Игоря Левитина и руководства ОАК нам удалось приступить к первому этапу решения задачи, о которой я только что сказал. Мы выиграли федеральный грант на создание пока единственного в стране и самого крупного центра по подготовке кадров.

Он будет организован на базе одного из наших учебных заведений, здесь будет осуществляться подготовка рабочих, бригадиров, мастеров, которые непосредственно заняты в авиационном производстве. Все это положительные моменты нашей работы с ОАК. Что касается отрицательных, то отметил бы проблемы, связанные с выполнением принятых ранее решений, в особенности в области технического перевооружения. Достаточно большое количество финансовых средств, запланированных в рамках реализации этой программы, сегодня не поступают. А это, в свою очередь, тормозит  выполнение тех задач, которые мы поставили перед собой и взяли перед руководством государства. Кроме того, меня очень волнует ситуация, связанная с расчетом за производимые самолеты. В данной схеме участвует лизинговая компания «Ильюшин – Финанс», мы как минимум раз в месяц собираемся на заседаниях совета директоров, требуем, спорим, но, к сожалению, пока это не приводит к позитивным сдвигам.

Сейчас активно работаем с правительством Российской Федерации, рассчитываем на то, что многие вопросы, связанные с авиастроением, будут решены на этом уровне.

- Насколько известно, Ульяновская область претендует на размещение на своей территории нового завода по производству авиационных композитов. Что это за предприятие, и какова вероятность того, что правительство выберет именно ваш регион?

- Решение о создании такого завода на территории одного из субъектов РФ уже принято. Мы подали заявку, представили все аргументы в пользу Ульяновской области. У нас есть как минимум два преимущества перед конкурентами. Во-первых, достаточное количество суперквалифицированных кадров и, во-вторых, готовая площадка на базе «Авиастара», позволяющая значительно сократить сроки строительства нового производства. Да и наличие особой экономической зоны, позволит существенно сэкономить при создании нового завода, учитывая тот факт, что многое оборудование придется поставлять из-за рубежа. В этом проекте у нас достаточно серьезные конкуренты, но мы все-таки считаем, что наше предложение имеет явные и существенные преимущества, о которых я уже сказал.

- По данным экспертов, Ульяновский автозавод в настоящее время является одним из наиболее успешных предприятий отрасли. Причем, к осени УАЗ планирует увеличить объемы производства автомобилей. За счет чего завод относительно спокойно переживает кризис? Насколько существенно это влияет на бюджет региона?

- Ульяновский автозавод – еще одно крупнейшее предприятие области, от стабильной работы которого зависит очень многое. Общеизвестно, что нынешний кризис особо больно ударил по автомобилестроению. Практически все предприятия отрасли существенно снизили объемы производства. К сожалению, я не могу сказать, что наш автозавод кризис обошел стороной, однако соглашусь с тем, что это предприятие пострадало в меньшей мере, чем аналогичные заводы в других регионах, и этому есть ряд причин. Во-первых, правительство региона совместно с руководством УАЗа и компании «Соллерс» практически с осени прошлого года приступили к разработке и реализации антикризисной программы. Прежде всего, нашей целью было по максимуму включить завод во все федеральные программы, направленные на поддержку промышленности в целом и автопрома в частности. На уровне правительства РФ принят целый ряд мер, направленных на стабилизацию положения в автомобильной промышленности, в том числе размещение дополнительных заказов на приобретение техники для нужд федеральных ведомств, учреждений, органов исполнительной власти, программы льготного кредитования, лизинга и т.д. В рамках программы обновления автомобильного парка для нужд федеральных органов исполнительной власти на ОАО «УАЗ» был размещен заказ на производство 1212 автомобилей для МВД РФ. На сегодняшний день силовому ведомству уже отгружено более 600 уазов. Автомобили этой марки в текущем году будет закупать так же ряд других федеральных структур. При успешном выполнении всех намеченных планов в рамках госзаказа мы планируем реализовать порядка 6 тысяч машин.

Кроме того, Ульяновская область планирует приобрести порядка 500 автомобилей «УАЗ» для нужд региона в рамках договора, подписанного с Министерством регионального развития РФ. По условиям софинансирования 70% выделяет бюджет РФ, соответственно доля региона – 30%.

Автомобили завода вошли в перечень автотранспорта, который можно приобрести по льготным кредитным программам. Известно, что недавно этот перечень был расширен, и теперь в рамках данной программы можно приобрести не две, а уже восемь моделей УАЗ.

Кроме того, правительством региона, компанией «Соллерс» и Россельхозбанком разработана программа, по которой жители сельской местности могут приобрести автомобили марки УАЗ практически по беспроцентным кредитам. Эта программа стартовала в июне, и именно с ней мы связываем надежды на то, что нам удастся существенно повысить объемы продаж. А это значит, что предприятие будет работать полную рабочую неделю, сохранит большую часть персонала, выполнит свои налоговые обязательства.

Мы бы хотели в 2010 году также размещать больше заказов для внутриобластных нужд. Это, прежде всего, касается коммунальной техники, техники для социальных учреждений, органов местного самоуправления. Активно ведем переговоры, чтобы загрузить автозавод дополнительными заказами.

Кстати, стоит отметить, что на региональном уровне ОАО «УАЗ» в этом году предоставлена льгота по налогу на землю для снижения налогового бремени предприятия, что позволит ему сэкономить порядка 34 млн рублей и направить их на финансирование собственных социальных программ.    

- Известно, что в Ульяновской области реализуется проект создания промышленных зон. В чем его суть, на какой стадии он сейчас находится и какую отдачу вы хотели бы получить от данного проекта?           

 

- Действительно, в области принята программа формирования и развития региональных промышленных зон. В соответствии с этой программой за счет бюджетных средств создаются территории, полностью обеспеченные всей инженерной инфраструктурой  и готовые к приему инвесторов. Планируется создать, по меньшей мере, четыре таких зоны. На сегодняшний день ведется работа по созданию промышленных зон Заволжье и Новоульяновск. Первая имеет выгодное географическое положение в непосредственной близости от Заволжского района города Ульяновска на двух участках общей площадью порядка 500 га.  В непосредственной близости от территории зоны находится Международный аэропорт «Ульяновск–Восточный», автомобильные трассы федерального значения, железнодорожная ветка. Недалеко от промзоны располагается грузовой речной порт, способный принимать суда класса «река – море» и обладающий единственным на всей Волге стотонным краном.

Выгоды размещения в промзоне Заволжье уже оценили резиденты, в том числе и лидеры мирового бизнеса с известными брендами, такие как «САБМиллер» и «Марс». В перспективе планируется разместить на территории этой зоны предприятия, производящие автомобильные и авиационные компоненты. Я уже говорил, что данные отрасли являются одними из приоритетных для экономики Ульяновской области и обладают высоким потенциалом развития.

Промышленная зона Новоульяновск уже обеспечена транспортной инфраструктурой, основной ее специализацией будет производство строительных материалов.

- Вы сказали о возможности создания в Ульяновске крупного логистического центра. Но ровно об этом же в разное время говорили ваши соседи, указывая на свое выгодное географическое положение. Не боитесь, что ваш проект так же, как и те проекты, останется на бумаге?

- Действительно, территория, на которой мы проживаем, достаточно плотно заселена, и мои коллеги, являющиеся руководителями соседних регионов, имеют полное основание рассчитывать на то, что из чисто географических соображений они могут рассчитывать на те или иные преференции, привязку к их территориям тех или иных проектов федерального значения. Но здесь, на мой взгляд, правильнее будет говорить не только о географических, но и иных преимуществах. Мы не собираемся заниматься шапкозакидательством, и руководствуемся исключительно трезвыми расчетами. А они таковы. На нашей территории находятся два крупных аэропорта, один из которых имеет взлетно-посадочную полосу длиной 4 км, а второй – более 5-ти. У нас два крупных речных грузовых порта, по территории области проходят три крупных железных дороги. Такого сосредоточия коммуникаций нет ни у кого, и грех было бы этим не воспользоваться. И мы пытаемся этим пользоваться, причем, небезуспешно. В июне прошлого года наша область стала одним из победителей в конкурсе Минэкономразвития РФ на право создания в регионе особой экономической зоны портового типа. Формирование такой зоны приведет к созданию дополнительных мощностей по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, созданию терминально-логистических и складских комплексов, значительному повышению уровня оказания транспортно-логистических услуг за счет привлечения частных инвестиций.

- Какие средства планируется вложить в этот проект в нынешнем году?

- Где-то порядка 200 млн рублей. В 2010 рассчитываем, что сумма будет существенно большей – почти миллиард, включая федеральные средства. Плюс к этому надеемся на частные инвестиции, так как у нас уже есть группа резидентов и нерезидентов, которые уже начали реализовывать свои инвестиционные проекты в этой особой экономической зоне.

 

24.09.09

    Темы дня