Ворота в пятый океан

Опубликовано на английском языке в газете “Moscow News” №37 (19-25 september 2008) под заголовком “Ulyanovsk to open gateway to the skies”

- В соответствии с решением конкурсной комиссии Правительства России от 2 июня 2008 года проект Ульяновской области по созданию портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» был признан одним из трёх победителей конкурса на право создания портовых особых экономических зон. Сергей Иванович, а что, собственно, подвигло региональное руководство на участие в конкурсе?

- Решение об участии в конкурсе было принято региональным правительством с учётом всестороннего изучения мирового опыта организации и работы особых экономических зон, созданных на базе аэропортов. Определяющими моментами создания аэропортовой ОЭЗ стали: во-первых, удачное географическое расположение региона. Ульяновская область расположена в центре Европейской части России – самого густонаселенного района страны, это практически идеальное, с точки зрения эффективной логистики, положение. Во-вторых, достаточно развитая транспортная инфраструктура: два аэропорта, речной порт, разветвленная сеть автомобильных и железных дорог. В-третьих: наличие исторически сложившихся маршрутов перевозки базовой авиакомпании.

Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» является базовым аэропортом одного из лидеров мирового рынка грузовых авиаперевозок – компании «Волга-Днепр». В-четвертых, высокие технические и технологические параметры самого аэропорта. «Ульяновск-Восточный» с его уникальной взлетно-посадочной полосой является одним из лучших в России по своим техническим характеристикам. В-пятых, возможность привлечения профессиональных и квалифицированных кадров: в Ульяновске расположены два высших учебных заведения, занимающихся подготовкой кадров для авиации. В-шестых,  потенциал развития международной разветвленной маршрутной сети: находясь на пересечении международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» Ульяновская область может являться эффективной точкой транзита международных авиаперевозок. В-седьмых, возможность привлечения в аэропорт дополнительных объемов грузовых перевозок: близость промышленной зоны «Заволжье» и предприятий авиационного кластера, а также темпы развития экономики области, диктующие дополнительный спрос на транспортные услуги. И, наконец, наличие свободных площадей для создания ОЭЗ и возможности по её развитию. Особенности месторасположения аэропорта «Ульяновск-Восточный» позволяют увеличить площадь особой экономической зоны в два раза.

- Наверное, много лестного могли сказать о своих проектах и другие участники конкурса. Но что, по-Вашему, все-таки сделало успешным именно ульяновский проект?

- Отличительной особенностью портовой особой экономической зоны  «Волга Авиа» является её близость к основным предприятиям ульяновского авиационного кластера, что будет способствовать успешности проектов, связанных с техническим обслуживанием воздушных судов, ввиду наличия научно-производственной базы и высококвалифицированных специалистов. Думаю, что комиссия приняла во внимание и то, что наличие современного грузового аэропорта станет дополнительным конкурентным преимуществом авиационной промышленности области, поскольку позволит оптимизировать схемы снабжения и поставок и использовать методику управления запасам JIT (Just In Time). Это особенно актуально при интеграции российских и зарубежных (европейских и американских) авиапроизводителей, поскольку размещение такого рода производств требует наличия возможности транспортировать комплектующие или готовые изделия.

- Расскажите, что из себя будет представлять «Волга Авиа»?

- Концепция особой экономической зоны портового типа  отвечает всем современным требованиям к грузовому аэропорту. В соответствии со спросом, предъявляемым участниками рынка грузовых авиаперевозок, она является свободной таможенной зоной, работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и включает четыре зоны. Во-первых, это зона терминально-логистической инфраструктуры общей площадью 86,3 га, предназначенная для строительства терминально-логистического комплекса. Во-вторых, зона топливозаправочной деятельности площадью 37,2 га. Она непосредственно примыкает к имеющимся железнодорожным путям и предназначена для расширения топливозаправочной деятельности. В-третьих, зона расположения комплекса ремонта и технического обслуживания воздушных судов  площадью 402,5 га. Эта зона содержит в себе имеющиеся производственные мощности (окраска корпусов воздушных судов, ремонт и техническое обслуживание) и предназначена для их расширения и создания аналогичных объектов. В-четвертых, зона административных, офисных  и складских помещений площадью 116 га. Этот участок предназначен для строительства административных и офисных зданий, а также развития терминально-логистической инфраструктуры и вспомогательной инфраструктуры (хендлинг, автоперевозки, экспедиторские услуги, профильный консалтинг).

- Подавая конкурсный проект, Вы уже знали, какие компании готовы войти в портовую ОЭЗ?

- Разумеется. При разработке концепции был подобран диверсифицированный состав проектов потенциальных резидентов портовой особой экономической зоны,  что в совокупности даст синергетический эффект. Это проекты в развитие терминально-логистической инфраструктуры, общая сумма инвестиции в которые составляет 4,4 млрд. рублей; проекты в сфере ремонта и обслуживания воздушных судов с объёмом инвестиций в 3,2 млрд. рублей; проект строительства завода по сборке реактивных самолётов ECLIPSE-500, в который  компания ETIRC собирается инвестировать 5,1 млрд. рублей; прочие проекты. Среди других крупнейших потенциальных резидентов зоны – Объединенная Авиастроительная Корпорация, Почта России, ФГУП «РОСТЭК», авиакомпания «Волга – Днепр».

Совокупные инвестиции в создание и развитие портовой зоны  за 2008-2020 годы  составят  20,7 миллиарда рублей, из которых инвестиции федерального и регионального бюджетов на создание и эксплуатацию необходимой инфраструктуры - 7 миллиардов рублей. Инвестиции резидентов составят 13,7 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций за 49 лет существования зоны планируется на уровне 33 миллиардов рублей.

В результате реализации проектов резидентов портовой особой экономической зоны  годовой объем услуг по перевалке грузов на территории зоны к 2020 году составит около 170 тыс. тонн; объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов - около полутора миллионов нормо-часов. Доходы от основной деятельности резидентов портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» к 2020 году достигнут 500 млрд. рублей.

В процессе формирования портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» резидентами зоны будет создано около 5000 рабочих мест. Косвенный эффект от создания экономической зоны – 3000 новых рабочих мест в других отраслях экономики. Ожидается, что средняя ежемесячная заработная плата  сотрудников ПОЭЗ составит в 2010 году 19300 рублей.

Совокупный же макроэкономический эффект от портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» до 2020 года составит более 800 млрд. рублей.

Поступления в бюджет за первые 20 лет функционирования зоны превысят 103 млрд. рублей. Дисконтированный  бюджетный поток денежных средств за весь срок функционирования зоны составит 360 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет – 212,5 млрд. рублей, в региональный и местные бюджеты – 147,5 млрд. рублей.

Таким образом, каждый рубль бюджетных инвестиций в инфраструктуру ПОЭЗ «Волга Авиа» принесет более 50 рублей налоговых доходов.

- А какой экономический эффект ожидается в целом от деятельности ПОЭЗ «Волга Авиа» Вы видите для Вашего региона и для России в целом?

- По нашим расчетам, вклад портовой особой экономической зоны в валовый региональный продукт Ульяновской области составит к 2020 году 7,8 процента; в валовый внутренний продукт России -  около одной десятой процента.

Помимо вышеуказанных результатов, создание портовой особой экономической зоны «Волга Авиа» позволит более эффективно использовать транзитный транспортный потенциал  России и будет способствовать укреплению позиций нашей страны на рынках грузового авиатранзита между Европой и Азией. Это даст дополнительный импульс развитию отечественных грузовых авиаперевозчиков и авиапромышленности, что в итоге явится значительным вкладом в развитие экономики Ульяновской области и России в целом.

25.09.08

    Темы дня