Стратегия открытости

Беседовал Алексей Юхтанов. «Журналист» №5 май 2007

Может ли власть стать гарантом независимости СМИ? Странный вопрос, казалось бы. Любая администрация (в представлении человека постсоветского) стремится подчинить, построить и... «не пущать». Взаимоотношения чиновника и журналиста простыми не назовешь. Но есть и исключения, которые в последнее время встречаются все чаще. Руководители регионов понимают: если власть хочет работать эффективно, открытость информации и критика (даже в собственный адрес) ей просто необходимы. «Мы играем с журналистами в открытую, - говорит губернатор и председатель правительства Ульяновской области Сергей Морозов, - и это не военная хитрость, не тактический ход. Это стратегия». Наш корреспондент взял интервью у руководителя региона.

-         Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, что собой представляет  пространство СМИ Ульяновской области? Какие телеканалы, печатные издания, кроме федеральных, задают тон в регионе?

-         Структура СМИ региона, наверное, не слишком-то выделяется на фоне остальной России. У нас неплохо развивается телевидение. Достаточно активно работает радио, в том числе и в FM-диапазоне. В ближайшее время, буквально в течение этого месяца, в эфире Ульяновска появится, как минимум, четыре новых радиостанции. Активно развивается местная пресса.

Газетный рынок, на мой взгляд, сегодня несколько перенасыщен, и мы уже наблюдаем  начало процесса узкой специализация СМИ. Идет становление региональных специализированных журналов. Только за последний год в Ульяновской области появилось несколько специальных журналов, по-настоящему интересных. Я, например, с удовольствием читаю журнал «Ульяновская коммуналка», который помогает внести ясность в весьма запутанные (даже для губернатора области!) вопросы местных ЖКХ и энергетики. Или взять журнал «Ульяновск-агро», который львиную долю своей печатной площади отдает освещению хода реализации приоритетного национального проекта в сфере АПК. Издания эти появились отнюдь не по инициативе регионального правительства, а, в первую очередь, по инициативе самих журналистов, реализующих собственные проекты. Мы лишь оказываем им посильную поддержку. Очень хочется отметить и журнал «Спортшкола», который издается в регионе уже более двух лет и имеет поддержку не только региональных властей, но и бизнеса, общественности.

-         Трудно себе представить властные структуры, не желающие «построить» всю региональную прессу. Неужели вы не предпринимали таких попыток?

-         В этом нет никакой необходимости. Это принципиальный момент, краеугольный камень нашей политики. Более двух лет назад, когда областное правительство начало работу в своем нынешнем составе, мы увидели, что журналистское сообщество области расколото на несколько лагерей. В регионе достаточно длительное время продолжались информационные «войны», журналисты в них активно участвовали, поливая друг друга информационной грязью. Мы поставили перед собой задачу сделать региональное информационное поле единым и определить для себя один из важнейших принципов: мы не делим журналистов на «своих» и «чужих», на государственных и частных, на лояльных и оппозиционных. Для нас в целом все представители СМИ равны.

-         Никакой информационной протекции «своим»?

-         Да просто – нет для нас никаких «своих» и «чужих»! Судите сами. Первое, что мы сделали, - это отменили режим аккредитации, ранее существовавший в здании правительства. На сегодняшний день любой журналист при предъявлении удостоверения может свободно войти в здание регионального правительства и попасть на любое из совещаний, которое здесь проходит. Второе. Мы полностью открыли для прессы все наши официальные мероприятия и, в первую очередь, так называемые «аппаратные совещания», которые проходят каждую неделю. Многие журналисты в самом начале были несколько даже ошеломлены тем, что им открыт доступ к любой информации.

-         Действительно. В этом месте следовало бы спросить: «А в чем здесь подвох?»

-         Никакого подвоха. Знакомясь с содержанием ульяновских (и не только) СМИ, нетрудно убедиться в том, что представители прессы выносят с аппаратных совещаний не только позитивные моменты, но и критику, которая сразу же попадает на страницы газеты. Нам это позволяет соблюдать режим открытости. Принцип открытости – это не какой-то там тактический ход. Это скорее - главная стратегическая линия. Мы просто приняли для себя принцип открытости и считаем, что он позволяет нам достаточно откровенно и без каких-либо ограничений общаться с прессой.

-         Получается, вы помогаете журналистам критиковать правительство, госаппарат, которыми сами же и руководите. Ваши подчиненные – чиновники, ставшие героями критических публикаций, телесюжетов, наверное вам за это очень благодарны...

-         Упреков и жалоб с их стороны раньше было предостаточно: зачем, мол, сор из избы выносить... Теперь привыкли, и недоуменных вопросов больше никто не задает.  Но мы столкнулись и с другим явлением. Чиновники зачастую никак не реагировали на критику в СМИ. Вначале мы пытались заставлять их держать ответ чисто административным путем... Это оказалось не слишком эффективно. И тогда была найдена другая форма взаимодействия журналистов и чиновников, ставших объектами критики. Примерно раз в месяц  мы проводим совещание под условным названием «К барьеру!». Совещание, где с одной стороны  выступают журналисты, авторы критических публикаций, а с другой - «ответственные товарищи»...

-         И каковы результаты?

-         Ну, могу вам сказать, что не всегда журналисты оказываются правы, иногда ими используются и недостоверные сведения, и мы об этом тоже открыто говорим. Но сам факт проведения таких мероприятий дает нам возможность заставлять представителей и федеральной, и региональной, и муниципальной власти читать прессу, изучать прессу и в первую очередь реагировать на нее, принимать такие управленческие решения, которые бы способствовали устранению тех недостатков, о которых журналисты сегодня говорят. Коллеги-журналисты проявили достаточно большой интерес к этому мероприятию, поэтому у нас не бывает проблем с их участием в заседаниях «К барьеру!», хотя такие мероприятия иногда проходят и в неудобное для газетчиков и телевизионщиков время.    

-         Журналисты могут без аккредитации приходить на совещания, общаться с чиновниками в рамках различных совещаний. А  вне совещаний и мероприятий? Могут ли ульяновские журналисты получить в удобное для них время доступ к большому начальнику - для бесед на интересующие их темы?

-         Мы ввели практику неформальных встреч руководителей региона с журналистами. Когда раз в 2-3 месяца все члены правительства области «без галстуков» встречаются с руководителями всех без исключения СМИ, действующих на территории Ульяновской области, а также с собственными корреспондентами федеральных средств массовой информации.  На таких встречах есть возможность неформально пообщаться, неформально обсудить те проблемы, которые волнуют представителей прессы.

Согласен: у журналистов, действительно, нередко возникают проблемы «доступа к чиновничьему телу». Чиновнику в ранге министра не всегда удается выделить в своем жестком графике время для интервью. Так вот, во время подобных неформальных встреч редакторы получают неограниченный доступ к любому из региональных руководителей. Мне тоже приходится отвечать на вопросы любого характера, в том числе о моей личной жизни, например.

Еще одна форма работы, которую мы считаем достаточно интересной и эффективной,  – это совещание под условным названием «Лицом к человеку». Здесь разбираются коллективные обращения людей, которые не смогли добиться от нижестоящих властей решения своих наболевших проблем. Или вообще отмахнулись от их просьбы о помощи, или среагировали не так, как хотелось заявителям. Но проблемы-то, поднятые жителями региона,  надо решать. Вот и появилось такая акция «Лицом к человеку». На совещании детально разбираются самые сложные случаи с привлечением ответственных чиновников любого уровня, в чьей компетенции находится решение данного вопроса, а также представителей Общественной палаты области, которая создана в регионе, руководителей политических партий и движений и, конечно, журналистов. Как правило, результативность подобных совещаний очень высока.

- Для чего вам нужна такая открытость? К чему, по-вашему, ведет такая «стратегия»?

-         Чтобы это понять, необходимо пояснить, что такое пресса, СМИ... С моей точки зрения,  это инструмент информационного общественного контроля за деятельностью власти. Понятно, что губернатору достаточно сложно контролировать все и вся. Не всегда своей работой радуют работники муниципального уровня. Я лично благодарен прессе за то, что она помогает мне вскрывать проблемы и оперативно на них реагировать. Уверен, что и журналистское сообщество достаточно высоко ценит то, что мы делаем для него. Вот, кстати, совсем скоро в Ульяновской области появится первый специализированный зал для проведения пресс-конференций. В регионе, к сожалению, нет ни представительства «Интерфакса», ни представительства информационного агентства РИА «Новости», поэтому мы решили создать собственный региональный пресс-центр, подобрали под него помещение, где в настоящее время завершается ремонт. Здесь будут постоянно, практически в режиме «он-лайн», проходить пресс-конференции, брифинги разного уровня и различной тематики. Все это делается для того, чтобы облегчить работу прессе по информированию жителей региона о деятельности власти, результатах работы бизнеса, в том числе о каких-то позитивных изменениях, которые происходят в регионе.

-         Во многих регионах России под вопросом судьба районных газет. А как живется им в Ульяновской области?

-         Судьба районок очень нас беспокоит, особенно в преломлении 131-го Федерального закона о реформе местного самоуправления.  Там, где районные газеты и местные телеканалы в силу экономических причин не могут быть самостоятельными и самоокупаемыми, они должны иметь некую поддержку. Мы увидели негативные моменты нахождения СМИ в собственности муниципалитетов, что, как правило, заканчивалось либо банкротством предприятий, издающих газету, либо расколами в журналистском сообществе. У нас сложилась такая практика, что большинство районных газет находится в собственности регионального правительства и получает существенную поддержку из регионального бюджета. Мы всегда помним о роли районных газет, которую она играет на местах, и делаем все необходимое для того, чтобы эту прессу поддерживать.

В Ульяновской области уже второй год действует порядок выделения грантов губернатора на поддержку тех или иных социальных проектов в сфере масс-медиа и пропаганде социально значимых тем. Пока это небольшие деньги, но, тем не менее, мы видим достаточно серьезную отдачу, Кстати, гранты может получать не только государственная, но и независимая пресса. Если какая-то газета или журнал решили в полной мере «отработать», например,  тему «Спорт и здоровый образ жизни», то у них есть отличный шанс получить поддержку конкурсной комиссии, в состав которой входят представители Ульяновского регионального отделения Союза журналистов России. Получение гранта вовсе не означает, что с этого момента издание становится «прогубернаторским». Оно может позволить себе (и, уверяю вас, позволяет!) критические выступления в адрес региональных чиновников.

-         Если в двух словах: зачем нужна открытость в работе с прессой?

-         По Конституции России источник власти – народ. СМИ – это один из каналов, по которому голос  наших граждан достигает власти. Без открытости в работе с прессой эффективное взаимодействие народа и власти невозможно. Более того – без нее и сама власть неэффективна.

 


12.05.07

    Темы дня