Выступление Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на заседании ЗСО 21 мая 2009 года

Уважаемый Борис Иванович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Дорогие ульяновцы!

Сегодня я впервые выступаю перед вами с отчётом о работе Правительства области за 2008 год. Тем самым мы формируем в регионе новую политическую традицию, особенно важную в нынешних непростых условиях.

Более года назад на расширенном заседании Губернаторского совета мной были обозначены стратегические направления социально-экономического развития Ульяновской области на ближайшие пять лет и на период до 2020 года. Главной идеей того выступления был призыв не упустить имеющуюся у нас уникальную возможность: обеспечив политическую стабильность, общими усилиями реализовать программу ускоренного развития в экономике и социальной сфере.

Правительством области были разработаны и приняты концепция Стратегии долгосрочного развития региона до 2020 года и Стратегия до 2012 года с Единым планом мер по её реализации. Эти программные документы были поддержаны, в том числе и представителями депутатского корпуса, рядом политических партий и общественных организаций.

Стратегия определила главную цель: через пять лет Ульяновская область должна войти в число наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Для этого принципиально важно было сконцентрировать усилия и ресурсы на решении ключевых задач, связанных с модернизацией инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, технологическим перевооружением действующих и созданием новых инновационных производств, качественным изменением общественных институтов, и, наконец, повышением уровня жизни ульяновцев.

Также впервые мне приходится говорить о наших планах и действиях в условиях беспрецедентных вызовов, которые носят не локальный, а глобальный характер, вызовов, брошенных всей мировой и российской экономике. По сути, более полугода Ульяновская область, как и Россия и весь мир, живёт в новой эпохе, в принципиально новых условиях глобального экономического кризиса. Сегодня мы будем говорить о том, что это означает для нашего региона. Чего нам реально удалось добиться в предшествующий период, и в каких вопросах мы, в силу тех или иных причин, не смогли выйти на запланированные рубежи? О том, как мы реагируем на новые вызовы, и как это влияет на наши стратегические планы.

Причины и природа кризиса еще долгое время будут предметом дискуссий. Ясно одно: сегодня весь мир расплачивается за многолетнюю привычку жить не по средствам, потреблять больше чем производить, перманентно жить за счёт кредитов, фактически взятых в долг у будущих поколений. Кризис – время платить по взятым ранее обязательствам. И мы должны ясно осознать, что живём в новом времени, когда дешевых и доступных денег больше нет, когда необходимо ограничивать себя и оптимизировать расходы. Это – та суровая реальность, в которой всем нам предстоит жить не месяц и не два.

Хочу напомнить, что до октября прошлого года ключевые маркоэкономические показатели региона показывали уверенный рост. Вот данные по итогам девяти месяцев: индекс промышленного производства – 107,4, производство сельхозпродукции – 114,8, строительство – 129,9, розничная торговля – 111,7. На тридцать процентов выросла номинальная заработная плата, на 9,4 процента – реальные денежные доходы населения.

Всё это было до кризиса, до тех серьёзных «ударов», которые были нанесены нашей экономике, начиная с четвёртого квартала прошлого года. С октября началось снижение деловой активности. Резко увеличилась стоимость кредитных ресурсов. Реальный сектор экономики в полной мере ощутил нехватку оборотных средств. Предприятия стали терять рынки сбыта, которые стремительно сворачивались по всем товарным цепочкам. В первую очередь, этот процесс затронул строительство, производство автомобилей и автокомпонентов, машиностроение и металлообработку. В этих отраслях началось сокращение рабочих мест. Существенно снизились и поступления в консолидированный бюджет региона.

Сейчас, констатируя эти факты, я говорю об этом спокойно. Потому что самого худшего уже удалось избежать. В том числе, благодаря той политике, которую мы последовательно проводили в Ульяновской области, начиная с 2005 года. Почти все долги, доставшиеся нам в наследство, мы отдали, причём государству и гражданам – полностью. За счёт разумной финансовой и бюджетной политики, активного привлечения инвестиций, реализации инфраструктурных проектов мы успели до всех экономических потрясений относительно нормализовать ситуацию и начать работу по концентрации имеющихся сил и ресурсов на приоритетных стратегических направлениях.

Я искренне благодарен депутатам Законодательного Собрания за понимание и поддержку, за создание того необходимого «запаса прочности», обладая которым, можно достойно пройти через любые испытания. Убежден, что сегодня взвешенность принимаемых решений, трезвость оценок и координация усилий всех ветвей и уровней власти  является важнейшей гарантией сохранения политической и социальной стабильности.

Тем не менее, было бы слишком самонадеянно утверждать, что  Ульяновская область к брошенному вызову оказалась полностью готова. Кризис показал не только устойчивость рыночных и социальных институтов и их способность противостоять негативным тенденциям. Он ярко и выпукло обнажил и наши слабости, обострил имеющиеся нерешенные проблемы, связанные со слабой диверсификацией экономики, энергодефицитом, низким качеством государственного и муниципального управления.

Теперь, собственно, об итогах 2008 года. В целом, с поправкой на кризис, их можно признать весьма успешными. По оценке рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах составит 104,5 процента. Это ниже темпов в 107 процентов, которые Ульяновская область демонстрировала в 2007 году, но с учётом нынешних экономических реалий, согласитесь, это очень неплохой показатель.

Несмотря на резкое снижение в четвёртом квартале, индекс промышленного производства составил по итогам года 100,2 процента, в обрабатывающих отраслях – 101,4. Объемы производства в сельском хозяйстве выросли почти на 14 процентов, это один из лучших показателей, начиная с 1991 года.

Было введено в эксплуатацию 506,7 тысяч квадратных метров общей площади жилья. По темпам роста объемов жилищного строительства Ульяновская область в прошлом году вошла в число двадцати наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.

В экономику региона было инвестировано почти 50 миллиардов рублей, для нас это – абсолютный рекорд.

Нам удалось  сформировать систему поддержки инвесторов, таким образом, что в прошлом году в инвестиционном рейтинге агентства «Эксперт РА» Ульяновская область по интегральному показателю инвестиционного риска улучшила свои позиции сразу на 28 пунктов. По темпам снижения инвестиционных рисков мы вошли в число пяти лучших регионов в стране. Отмечу, что немалую роль в этой позитивной динамике сыграло снижение законодательных рисков. В прошлом году Ульяновская область впервые вошла в десятку регионов с наилучшим инвестиционным законодательством. Кроме того, нам значительно удалось снизить экологические и экономические риски.

Минувший год ознаменовался несколькими знаковыми событиями в сфере инвестиционной политики. Главное из них – победа, одержанная в федеральном конкурсе на право создания особой экономической зоны портового типа. В её рамках, в частности, будет создан первый в России современный центр по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Портовая зона – это не только создание пяти тысяч новых рабочих мест и более пяти миллиардов ежегодных налоговых поступлений  в бюджетную систему Российской Федерации. Это новый серьёзный инструмент для наращивания конкурентных преимуществ Ульяновской области, развития гражданского авиастроения в России в целом. 19 мая было подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами Объединенной авиастроительной корпорацией, головным предприятием которой является наш «Авиастар». Уже получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации на внесение изменений в законодательство, что позволит уже до конца года разрешить не только ремонт, но и производство самолётов в особых экономических зонах портового типа.

Ещё два наших проекта: промышленная зона «Заволжье» и  «Симбирское кольцо» успешно прошли конкурсный отбор на софинансирование из средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации.

Важно, что мы стали активно участвовать в реализации федеральных целевых программ. По ним только за прошлый год в область привлечено более шести миллиардов рублей, прирост по сравнению с 2007 годом составил более 40 процентов.

Прошедший год был ознаменован новыми яркими достижениями и открытиями наших учёных. Очень важно, что растут не только объёмы исследований и разработок, но и выпуск инновационной продукции и услуг. По итогам прошлого года он составил 19 миллиардов рублей, что на 20 процентов больше, чем в 2007 году.

В рамках создания и развития региональной инновационной инфраструктуры была введена первая очередь Ульяновского технопарка. На базе Ульяновского государственного университета создан Центр коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием. Получил развитие Центр коллективного пользования в области реакторного материаловедения Научно-исследовательского института атомных реакторов. Создано представительство Инвестиционного-венчурного фонда Республики Татарстан на базе Ульяновского государственного технического университета. Отмечу, что УлГТУ стал опорной организацией Федерального института промышленной собственности – «Роспатента» в Приволжском федеральном округе.

На территории области была введена в эксплуатацию первая очередь системы дистанционного мониторирования артериального давления и сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время наши учёные и инженеры начали работу по созданию такой же системы в Республике Татарстан.

Достигнута договорённость со Сберегательным Банком России о создании на базе ОАО «Ульяновский технопарк» Центра для оказания микрофинансовых услуг малому бизнесу. Центр будет выдавать займы до 300 тысяч рублей на срок до трёх лет и должен быть запущен во второй половине этого года.

Ульяновский технопарк активно движется в реализации проекта создания в Ульяновске производства летательных аппаратов типа «Термоплан». В Волгограде наш технопарк будет строить малую гидроэлектростанцию на сточных водах, аналогичной Ульяновской малой ГЭС. Кстати, в этом году начнётся  строительство новой станции мощностью 300 киловатт уже на левом берегу Ульяновска.

С целью обучения преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов ВУЗов Ульяновска основам инновационного менеджмента, вовлечения их в инновационную деятельность, в конце прошлого года на базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии организована Школа молодых инноваторов.

Реализуется крупный инновационный проект в сфере наноиндустрии Диатомовым комбинатом, где разрабатываются технологии производства керамики из наноструктурированных природных материалов. На выполнение данного комплексного проекта Диатомовый комбинат выиграл крупный лот в рамках федеральной целевой программы.

Наконец, уникальная база НИИАРа даёт нам все основания рассчитывать на строительство Федерального центра высоких радиационных медицинских технологий.

Главные задачи в инновационной сфере на 2009 год: обеспечить  полноценное функционирование областного технопарка и создать инновационно-производственный центр на базе одной из индустриальных площадок.

В развитии транспортной инфраструктуры принципиальное значение для нас имеет реализация проекта «Волжский транзит». В прошлом году проектирование новой федеральной трассы Москва-Саранск-Ульяновск-Екатеринбург было включёно в качестве одной из задач в Транспортную Стратегию Российской Федерации. Эта трасса пройдёт по новому мостовому переходу через Волгу.

Правительство области целиком и полностью выполнило взятые на себя обязательства по темпам и объёмам строительства. Все 25 пролётов будущего моста смонтированы и установлены на опоры.

В текущем году финансирование завершения строительства первого пускового комплекса, а это более четырёх миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов, будет проведено в полном объёме.  У меня нет никаких сомнений, что в октябре 2009 года мостовой переход, которого ульяновцы ждали двадцать лет, будет введён в эксплуатацию.

Это будет, без преувеличения исторический момент для всей Ульяновской области. Будет создано решающее условие для реализации мегапроекта по превращению Ульяновска в крупнейший транспортно-логистический центр Поволжья.

При этом работы на мостовом переходе будут продолжены. В прошлом году мы успешно завершили первый этап разработки проектно-сметной документации, необходимой для проведения работ по строительству второго пускового комплекса, чтобы обеспечить выход транзитного движения с нового мостового перехода в улично-дорожную сеть города Ульяновска. В текущем году этот инженерный проект должен быть завершён, что станет необходимым основанием для выделения субсидий из федерального бюджета Ульяновской области на строительство второго пускового комплекса.

Кроме того, в прошлом году была начата реконструкция участка автодороги «Казань-Ульяновск-Самара» и дороги «Инза-Оськино-граница области». Работы на данных участках будут завершены в четвёртом квартале текущего года. Реконструкция позволит нам обеспечить качественное дорожное покрытие в сторону Пензы и на трассе Казань-Буинск-Ульяновск.

В результате системной работы с федеральным центром в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» включен проект реконструкции аэропортового комплекса Баратаевка на общую сумму 1,7 миллиардов рублей. Работы по реконструкции предполагается осуществить в течение 2010-2011 годов.

В прошлом году были сделаны важные шаги, нацеленные на преодоление газо и энергодефицита в регионе. Путём длительных и весьма напряжённых переговоров с ОАО «Газпром» были достигнуты договорённости о реконструкции с расширением пропускной способности нашей главной «газовой артерии» - газопровода «Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск» и строительстве третьего магистрального газопровода-отвода «Сызрань-Ульяновск». Реконструкция и строительство будут вестись в три этапа. Первый пусковой комплекс будет сдан в эксплуатацию осенью 2010 года. Полная реализация данного проекта позволит увеличить подачу газа промышленным потребителям более чем на пять миллиардов кубометров в год.

Не менее важная задача – модернизация электросетевого комплекса. В прошлом году филиалом «Ульяновские электрические сети» ОАО «МРСК Волги» и ОАО «ФСК ЕЭС» разработана программа первоочередных мер по строительству и реконструкции объектов электросетевого комплекса Ульяновской области на период до 2012 года.

Одним из значимых событий стало завершение полной реконструкции одной из самых важнейших Подстанций в объединенной энергосистеме Поволжья - «Вешкайма». Впервые на Средней Волге реализована полноценная автоматизированная система управления технологическим процессом, позволяющая осуществлять удаленное управление энергообъектами. Реконструкция позволила выдать дополнительные мощности в Ульяновскую региональную энергосистему, подвести 4 линии  электропередач к Вешкаймскому, Карсунскому, Майнскому и Барышскому районам и обеспечить дополнительную надежность энергосистемы региона, сократить потери электроэнергии.

В ближайшей перспективе нам предстоит завершить строительство подстанции «Жадовка» в Барышском районе, построить новые линии электропередач в Инзенском, Барышском, Кузоватовском, Николаевском и Новоспасском районах. Все эти мероприятия позволят нам создать надежную резервируемую сеть электроснабжения ряда южных районов Ульяновской области.

В прошлом году мы завершили газификацию всех районных центров. Ввели в эксплуатацию 645 километров газовых сетей. «Голубое топливо» пришло в 14809 домовладений и квартир жителей села. Переведен на природный газ 361 теплоисточник.  За счёт реализации программы газификации полностью перешли на газовое топливо Тереньга и Сенгилей. На 30–40 процентов сократилась доля мазутной составляющей в котельных Вешкаймы и Карсуна.

Работы по газификации сельских населенных пунктов будут продолжаться. Перед нами стоит задача до 2012 года построить   более 2400 километров газораспределительных сетей, что позволит обеспечить подачу природного газа потребителям в 134-х населённых пунктах области.

Точно также мы будем продолжать вести работы по модернизации системы теплоснабжения области, в том числе и с привлечением крупных частных инвестиций. Так, в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве с французской компанией «Далькиа» по  реформированию  теплоэнергетического комплекса города Димитровграда. Реализация данного соглашения, несмотря на мировой финансовый кризис, в текущем году будет  продолжена.

Что касается проблемы обеспечения граждан доброкачественной питьевой водой, то эта тема находится в зоне особого внимания Правительства области и, уверен, будет находиться еще долгое время. В 2008 году введены магистральные водопроводы сельскохозяйственного назначения протяженностью 21 километр, водоводы и сети протяженностью – около 57 километров. Введены в эксплуатацию водопроводы в селах Красная река и Ертуганово Старомайнского района, Белозерье и Сосновка Карсунского района, в поселках Красносельск Новоспасского района, Октябрьский Чердаклинского района и 1 очередь Павловского группового водопровода. Завешена реконструкция водопроводов в селах Коржевка Инзенского района, Стоговка Кузоватовского района, Сосновка Майнского района, Шеевщино Сурского района и в селе Ундоры Ульяновского района.

В рамках реализации 185-го Федерального закона за счёт серьёзной поддержки из федерального бюджета мы впервые за долгие годы приступили к проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Отмечу, что масштабы и глубина этой проблемы весьма значительны. В капремонте нуждаются 6888 домов. Необходимый объем средств для полного решения этой задачи составляет колоссальную сумму - около семи миллиардов рублей.

Именно поэтому нам важно в полной мере использовать все те возможности, которые предоставляет федеральный Фонд поддержки реформирования ЖКХ. В прошлом году плановый объем финансирования за счёт всех источников составил 623,7 миллиона рублей, что позволяло отремонтировать 378 многоквартирных дома и улучшить тем самым жилищные условия для 54-х тысяч ульяновцев. Работу в этом направлении мы будем продолжать и в текущем году.

Концентрированный результат работы секторов экономики – рост доходов бюджета региона. Исполнение консолидированного бюджета области по собственным доходам составило 19,6 миллиардов рублей. По сравнению с 2007 годом наши собственные доходы выросли более чем на 18 процентов. В результате бюджетная обеспеченность региона превысила 89 процентов. В 2007 году расходы бюджета были обеспечены собственными доходами лишь на 65,5 процентов. Достигнутые результаты дали нам возможность направить в прошлом году значительные средства на реализацию социальных программ.

Всё, что нами предпринимается по развитию экономики, имеет, безусловно, одну цель – улучшение качества жизни людей. Результаты работы за прошедший год показали, что практически по всем направлениям социального развития мы смогли продвинуться вперед.

Среднемесячная заработная плата в прошлом году составила 10 тысяч 632 рубля. В номинальном выражении она выросла на 27,3, а с учётом инфляции – на 9,6 процента.  Однако по уровню среднемесячной заработной платы Ульяновская область по итогам года заняла лишь 70-е место среди субъектов Федерации. Наше отставание от среднероссийского и среднеокружного показателей пока не сокращается. Здесь есть над чем работать не только Правительству области, но и руководителям предприятий и организаций всех форм собственности.

Благодаря системным мерам нам удалось снизить размер просроченной задолженности по заработной плате перед работниками предприятий и организаций всех форм собственности. Если на начало прошлого года размер задолженности был равен почти 17,5 миллионам, то на первое января текущего года он составил 11,5 миллионов рублей. Скажу больше: Ульяновская область оказалась одним из немногих регионов России, где задолженность по зарплате неуклонно снижается и в текущем году. На 1 мая задолженность снижена до 6 миллионов рублей.

Интегральный показатель качества жизни – демографическая динамика. Она же является отражением демографической и семейной политики Правительства области.

Приведу ряд цифр. В 2008 году в области родился 13461 ребёнок. Это на 1221 человек больше, чем в 2007 году и абсолютно лучший показатель, достигнутый в области за последние пятнадцать лет.

Число умерших составило 20033 человека, что на 732 человека меньше, чем в 2007 году. Как видите, к сожалению, пока в области смертность превышает рождаемость, хотя разрыв между этими показателями постепенно сокращается. Коэффициент естественной убыли населения в прошлом году составил минус пять. В 2007 году он был равен минус шесть с половиной.

Еще один наглядный показатель – число абортов, сделанных по немедицинским показаниям. В прошлом году количество таких абортов составило 8190. Это  почти на тысячу меньше, чем в 2007 году, а по сравнению с 2005 годом – на три тысячи меньше.

Особо хочу обратить ваше внимание, что, суммировав число родившихся детей и число абортов, мы получаем превышение рождаемости над смертностью.

Эти факты говорят о многом. И о достигнутых показателях уровня жизни,  социальной защищённости матерей с детьми. В определенной мере – об уровне работы органов власти, социальной ответственности бизнеса. Но главное – у нас есть значительные резервы для улучшения демографической ситуации. И крайне важно в ближайшие годы сделать всё возможное, чтобы эти резервы были использованы.

В первую очередь к числу таких резервов относится работа по снижению уровня смертности граждан. Хочу отметить, что по итогам прошлого года впервые снизились показатели общей и первичной заболеваемости. Это – значимый показатель правильности принимаемых мер, направленных на дополнительную иммунопрофилактику и диспансеризацию. На 16 процентов возросло число граждан, которым оказана высокотехнологичная помощь в федеральных медицинских учреждениях.

Была начата системная работа по реализации программы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.  Проведены необходимые мероприятия для создания регионального сосудистого центра и Центра крови. Отмечу, что уже по итогам года достигнуто снижение уровня общей заболеваемости болезнями системы кровообращения почти на пять процентов.

В полном объеме выполнены все мероприятия по областным целевым программам. В частности, в прошлом году открыто 11 офисов врача общей практики в Николаевском, Новоспасском,  Барышском, Старомайнском, Инзенском, Сенгилеевском, Тереньгульском, Мелекесском и Кузоватовском районах, а также в городе Ульяновске. Реализованы и мероприятия в рамках программ развития службы скорой медицинской помощи и диспансеризации мужского населения Ульяновской области по ранней диагностике рака предстательной железы.

При этом совершенно очевидно, что здоровье каждый человек приобретает далеко не в больничных стенах. Развитие массовой физкультуры и спорта, приобщение к активному и здоровому образу жизни  своих родных и близких, профилактика асоциальных привычек, - эти направления являются не менее важными.

По данным на первое января этого года 17 процентов жителей области,  то есть почти 223 тысячи человек, регулярно занимались физкультурой и спортом. В 2007 году этот показатель составлял 14,8 процента.

Стало больше и спортивных сооружений, на 61 единицу, за счёт строительства новых спортивно-оздоровительных комплексов, спортивных площадок, хоккейных кортов. Из числа крупных объектов в прошлом году введены в эксплуатацию спортивно-оздоровительный центр в Димитровграде и физкультурно-спортивный комплекс с пришкольным стадионом в Сенгилее. Буквально в самое ближайшее время будут сданы еще ряд крупных спортивных объектов, в частности, ФОК с искусственным льдом в Заволжском районе Ульяновска.   

Радует, что вопросы развития физкультуры и спорта стали более активно решаться в общеобразовательных учреждениях, где были созданы 46 спортивных клубов, стали реализовываться новые проекты «Мини-футбол в школу» и «КЭС-баскет», которые, в том числе, позволили улучшить обеспеченность школ спортивным инвентарём.

Политика, направленная на сбережение населения области и формирование здорового образа жизни, самым непосредственным образом связана с созданием необходимых условий для реализации огромного интеллектуального и творческого потенциала, который всегда отличал ульяновцев.

В прошлом году Правительством области были утверждены Стратегия и Концепция целевой программы модернизации и развития образования до 2012 года. Приоритеты определены. Это, в первую очередь,  повышение качества образования,  создание для всех детей, подростков и молодёжи равных стартовых возможностей в получении последующего уровня образования, поддержка педагогических инноваций и талантливой молодёжи.

В сфере дошкольного образования вновь открыто 16 детских садов в Ульяновске, Новоульяновске, Мелекесском, Тереньгульском и Ульяновском, Барышском районах. Организованы дополнительные группы в действующих дошкольных учреждениях. Всего за два последних года  дополнительно введено 3408 мест для самых маленьких жителей области. Ещё 1235 мест будут введены в текущем году. К сожалению, ребятишек, стоящих в очереди на устройство в детский сад – в несколько раз больше. И здесь нам предстоит создать все необходимые условия для поддержки создания семейных воспитательных групп, ведомственных и частных детских садов.

Впервые лучшие дошкольные образовательные учреждения области приняли участие в региональном конкурсе внедрения инновационных программ образования и воспитания. Четыре детских сада стали победителями конкурса и получили гранты на развитие  по 100 тысяч рублей. Также четыре лучших воспитателя области получили грантовую поддержку по 50 тысяч рублей. И работу в этом направлении необходимо продолжать.

То же самое относится и к реализации областных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное молоко». В прошлом году нами было закуплено для подвоза учащихся сельских школ 29 автобусов. В этом году должны приобрести еще 23. 

В рамках программы «Школьное молоко» удалось обеспечить витаминизированным молоком 22 тысячи учащихся, в том числе 1 500 детей-сирот. В этом году количество таких детей должно возрасти как минимум вдвое.

Хочу отметить, что в целом расходы консолидированного бюджета на отрасль «Образование» с 2005 года выросли в 1,8 раза и в прошлом году составили 6 миллиардов рублей.

Что касается начального и среднего профессионального  образования, то магистральным направлением деятельности является создание ресурсных центров профессиональных компетенций по ключевым отраслям:  авиастроению, машиностроению, строительству, пищевой и перерабатывающей промышленности. Эта работа уже начата на базе Старокулаткинского механико-технологического техникума,  Ульяновского профессионально-педагогического колледжа и профессионального училища № 2, и мы обязаны ее продолжить, в том числе  при активном участии бизнес-сообщества. Яркий пример здесь – состоявшееся на этой неделе открытие в профессиональном училище № 2 учебного центра «Роберт Бош».

В сфере культуры консолидированный бюджет отрасли в 2008 году вырос более, чем на 30 процентов и впервые превысил миллиард рублей. На капитальный ремонт учреждений культуры в прошлом году направлено более 107-и миллионов рублей. что в шесть с лишним раз больше, чем в 2005 году.

Мы продолжили работу по развитию библиотечного дела, открытию модельных библиотек и центров политико-правовой информации. Всего за прошлый год создано шесть модельных библиотек, открыто восемь публичных центров правовой информации. За счёт средств муниципальных бюджетов  отремонтировано 22 библиотеки.

Был создан региональный Фонд поддержки детского чтения, благодаря которому в прошлом году в муниципальные библиотеки была передана художественная литература в количестве более 16 тысяч экземпляров. В целом же за прошлый год в библиотеки области поступило более 228 тысяч экземпляров книг, периодики, электронных изданий, нот, карт и так далее.

Принципиально важное значение имеет неукоснительное выполнение всех государственных полномочий и обязательств в сфере социальной защиты населения. Финансирование данной отрасли в прошлом году составило 4 миллиарда 245 миллионов рублей, что на 67 процентов превышает объём  2007 года.

Основная масса бюджетных средств, конкретно - 2 миллиарда 750 миллионов рублей, была направлена на реализацию ведомственной целевой программы социальной защиты.

Адресную социальную помощь получили 11 765 граждан на общую сумму 26,9 миллионов рублей. Эти средства, кроме всего прочего, помогли оплатить газификацию домовладений малоимущим пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми.

В соответствии с Указом Президента в 2008 году полностью решена проблема обеспечения спецавтотранспортом инвалидов и участников Великой Отечественной войны. 189 ветеранов войны получили денежную компенсацию, а  303 ветерана  – автомобили.

Также отмечу, что в прошлом году 67 ветеранов и инвалидов войны, нуждающиеся  в улучшении жилищных условий, смогли при бюджетной поддержке решить эту задачу. У меня нет сомнений, что мы в полном объеме выполним Указ Президента России и обеспечим  до 1 мая 2010 года жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий  ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учёт до 1 марта 2005 года.

В числе факторов, прямо влияющих на качество жизни граждан, важное место занимает общественная безопасность. Отмечу, что по итогам 2008 года мы в полном объёме профинансировали предусмотренные бюджетом расходы  милиции общественной безопасности. Было дополнительно выделено 50 миллионов рублей, на приобретение служебных автомашин, передвижных постов милиции, проведения ремонтных работ.

Большое внимание уделялось материальному поощрению лучших работников милиции. В штаты подразделений по делам несовершеннолетних за счёт об­лас­т­но­го бюджета было дополнительно введено 80 единиц так на­зы­ва­е­мых «шко­ль­ных инспекторов».

Завершена работа по созданию единого регионального банка данных о не­­благополучных семьях и подростках, допускающих проявления от­кло­ня­ю­ще­го­­ся поведения. Для её обеспечения были вы­­делены средства на оснащение компьютерной тех­ни­­кой каждого под­раз­де­ления по делам несовершеннолетних.

К каким результатам мы пришли? По итогам работы за 2008 год в области отмечается снижение зарегистрированных преступлений на 19 процентов. Сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений, убийств, грабежей, разбойных нападений, фактов причинения тяжкого вреда здоровью. Количество преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их участии сократилось по области в целом на 12,4 процента, а по городу Ульяновску – почти на 27 процентов.

Подводя итог сказанному: в прошлом году нами был создан необходимый задел, который позволяет рассчитывать, что удастся смягчить последствия кризиса для экономики и социальной сферы Ульяновской области. Подчеркну: задел необходимый, но всё же недостаточный для того, чтобы безболезненно жить и работать в изменившихся экономических условиях.

Поэтому у меня есть чувство неудовлетворённости тем, что сделали далеко не всё, что могли, что многие преобразования можно и нужно было начинать гораздо раньше и двигаться в разы быстрее.

В этом смысле кризис для всех нас стал хорошим уроком, который надо осмыслить, крепко запомнить и, исходя из этого, скорректировать действия и органов власти всех ветвей и уровней, и руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, представителей политических партий, общественности. Собственно говоря, процесс переосмысления уже идёт и идёт полным ходом.

Уважаемые коллеги!

Хочу подробно остановиться на принятых мерах и основных направлениях нашей работы в текущем периоде. Еще в октябре прошлого года мы определили основные задачи по преодолению последствий кризиса на территории Ульяновской области и пути их решения.  Создание системы мониторинга ситуации в ведущих сферах жизнедеятельности региона, разработку и принятие управленческих решений взял на себя областной антикризисный штаб. Был сформирован первоначальный план по снижению негативных последствий для региональной экономики, состоящий из пятидесяти основных антикризисных мероприятий.

Поставлены задачи удержать стабильную финансовую ситуацию, обеспечить неукоснительное выполнение всех принятых социальных обязательств, принять меры поддержки бюджетообразующих предприятий, не допустить обвального сокращения занятости, разработать дополнительные меры для защиты и поддержки малого бизнеса. Одной из главных задач стало сокращение бюджетных расходов, в том числе затрат на содержание аппарата управления.

Каковы достигнутые нами результаты? Как я уже сказал, год мы завершили с неплохими макроэкономическими показателями. Не были допущены срывы по заработной плате, социальным выплатам. Удалось нормально пройти отопительный сезон. Мы с вами, уважаемые депутаты, одними из первых в Российской Федерации своевременно откорректировали параметры областного бюджета с поправкой на кризис. Да, мы были вынуждены временно приостановить реализацию 16-и областных целевых программ и снизить объемы финансирования по 22-м программам, потому что в условиях кризиса единственно правильным считаю сконцентрировать ресурсы в первую очередь на выполнении социальных обязательств.

Также совместно с депутатским корпусом и органами местного самоуправления были приняты решения о снижении ставок по налогам на имущество и на землю для ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», НПО «Марс».

Одним из наиболее важных конкретных шагов стала работа по предотвращению остановки производства на Ульяновском моторном заводе. Сегодня мы уже можем говорить открыто, что ситуация была просто критической. Всерьёз стоял вопрос о закрытии предприятия и потере работы для более трёх тысяч человек. Оперативно принятые меры позволили нам не допустить этого. 

Замечу, что моторный завод был далеко не единственным, которому оказана поддержка в режиме «ручного управления». Помощь оказывалась и предприятиям текстильной отрасли, в частности, в получении аванса по государственному оборонному заказу и в сокращении задолженности за поставленную продукцию со стороны крупных предприятий из других регионов. Положительно был решен ряд вопросов по работе предприятий оборонно-промышленного комплекса, что позволило, в частности, передвинуть на более ранние сроки и обеспечить финансирование на ОАО «НПП «Завод «Искра» и НПО «Марс».

Однако в первом квартале текущего года экономическая ситуация в Ульяновской области продолжала ухудшаться. По итогам первых двух месяцев текущего года индекс промышленного производства в регионе составил 63,1 процента. В обрабатывающих отраслях – 43,5 процента. Наиболее резко объемы производства по итогам первых двух месяцев сократились: на УАЗе  по производству автомобилей – на 89 процентов, на моторном заводе – 82 процента, на ДААЗе – 68 процентов, Автодетальсервисе – на 64 процента. Но фактически кризис затронул все крупные промышленные предприятия в машиностроении, производстве электрообрудования, текстильной и легкой промышленности, сократил объемы в таких отраслях как строительство, в том числе жилищное, розничная торговля и услуги.

В несколько раз сократились объемы кредитования банками реального сектора экономики и граждан. Кредиты стали дороже, а требования к заёмщикам ужесточились. И это понятно. Ведь по состоянию на первое января сумма ссудной задолженности юридических и физических лиц на территории области перед банками превышала объемы привлеченных вкладов и остатки на счетах в два раза. С другой стороны, массового изъятия вкладов из банков нам удалось избежать. Ни один банк на территории области не был обанкрочен.

Стремительно возрос уровень общей и регистрируемой безработицы. Если в сентябре 2008 года  в регионе насчитывалось безработных лишь 1,07 процента от общей численности населения, занятого в экономике, то к первому марта – уже 2,3 процента, или более 17 тысяч человек. Еще около сорока тысяч работников находились под угрозой потери работы.

Из-за отсутствия заказов со стороны УАЗа и АВТОВАЗа около двух десятков крупных промышленных предприятий работали два-три дня в неделю или находились в простое.  134 организации официально уведомили о переходе на неполный режим работы. 31 предприятие в первом квартале уведомило о сокращении  почти трех тысяч человек.

Сложившаяся в первом квартале ситуация потребовала от нас оперативного реагирования и принятия дополнительных антикризисных мер. Мы должны были, в первую очередь синхронизировать наши действия с федеральным центром, работать в единой логике по обеспечению жизнеспособности отраслей экономики и защищать интересы ульяновских предприятий на федеральном уровне. Полагаю, что для всех очевидно: в условиях кризиса самым надёжным заказчиком и покупателем является государство. Поэтому оказание помощи нашим предприятиям в получении госзаказов, содействие в выполнении госкомпаниями и госкорпорациями обязательств по оплате, привлечение инвестиций из федерального бюджета, - все эти задачи в 2009 году были, есть и будут в центре работы Правительства области.

Принципиально важным стало вхождение Ульяновской области в федеральные антикризисные планы и программы. Здесь нам удалось добиться включения шестнадцати ульяновских предприятий в так называемый «список 295-ти», которым будет оказана федеральная поддержка. Была сформирована региональная программа по стабилизации ситуации на рынке труда, которая была защищена в правительстве Российской Федерации с суммарным объёмом бюджетного финансирования в размере 200 миллионов рублей. Первый транш в 77 миллионов  уже поступил в область.

Наряду с «плотным» взаимодействием с федеральным центром велась повседневная работа над поиском путей расширения внутреннего спроса на продукцию ульяновских предприятий. Так, совместно с «Россельхозбанком» разработана программа, в рамках которой предполагается возмещение федеральным и областным бюджетами ставки процентов по кредиту в объеме ставки рефинансирования для покупки автомобилей УАЗ в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции. Реализация этой программы позволит обеспечить дополнительный спрос и стабильную работу ведущего бюджетообразующего предприятия области.

С тем же «Россельхозбанком» решен вопрос о предоставлении ОАО «Ульяновский сахарный завод» кредита в размере 63 миллиона рублей на проведение посевной кампании.

Совместно с вами, уважаемые депутаты, мы приступили к реализации комплекса мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. Законом Ульяновской области были установлены пониженные налоговые ставки, взимаемые в связи с применением  упрощенной системы налогообложения.

Внесены необходимые коррективы в областную программу развития малого предпринимательства, предусматривающие новые формы государственной поддержки. Это гранты начинающим предпринимателям, предоставление поручительств по обязательствам малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, поддержка ремесленной деятельности, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам,  имущественная поддержка, поддержка молодёжного предпринимательства. Существенно упрощены условия и порядок участия субъектов малого и среднего предпринимательства в программах господдержки. Созданы и новые объекты инфраструктуры, такие как, например, Ульяновский  региональный фонд поручительств.

В числе других мер - введение моратория на повышение арендной платы по заключенным ранее договорам аренды имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности. Главами муниципальных образований введен мораторий на увеличение корректирующего коэффициента К2 при применении единого налога на вмененный доход.

Важным направлением антикризисной работы стало увеличение инвестиционной активности региона. Неслучайно за четыре месяца текущего года индекс роста объемов инвестиций в основной капитал составил 138,2 процента. Из 81-го проекта, находящегося в нашем «инвестиционном портфеле» 11 реализовано целиком и полностью, еще по 13-и реализованным проектам планируется дальнейшее расширение и модернизация производства. 36 проектов уже находятся в активной фазе реализации. Отмечу, что совокупный объём инвестиций от реализации проектов только последней названной мной группы составит 72 миллиарда рублей. При этом будет создано не менее 11,5 тысяч новых рабочих мест.

Одно из последних  по времени инвестиционных соглашений Правительством области было заключено с ОАО «МТС» в середине апреля. В  соответствии с соглашением один из ведущих игроков на рынке услуг связи создаст в городе Ульяновске свой крупнейший контактный центр на территории России. Буквально в ближайшие месяцы будет подписано еще несколько инвестиционных соглашений с рядом крупных иностранных инвесторов. Не буду вдаваться пока в конкретику, но мы близки к тому, чтобы создать в Ульяновской области как минимум три новых промышленных предприятия, объем производства на каждом из которых  будет превышать миллиард рублей в год.

Кризисные явления в экономике самым прямым образом повлияли на поступления в консолидированный бюджет региона. Так, за первый квартал налоговые и неналоговые доходы по сравнению с прошлым годом сократились почти на 640 миллионов рублей. А по году в целом мы ожидаем, что поступления в консолидированный  бюджет региона сократятся по сравнению с прошлым годом более, чем на 1,7 миллиарда рублей.

Вот почему жесткая экономия бюджетных средств сегодня стала жизненно необходима. Вот почему мы дважды за последние полгода принимали непростые, но ответственные решения, связанные с сокращением бюджетных расходов, в том числе на содержание аппарата управления.

И далеко не случайно было принято Постановление регионального Правительства «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Этот документ жестко закрепил перечень первоочередных бюджетных обязательств, которые должны быть обеспечены в полном объёме. Это заработная плата, оплата коммунальных услуг, медикаменты, продукты питания, ГСМ, исполнение публичных нормативных обязательств, безвозмездные перечисления бюджетам муниципальных районов и городских округов.

Постановление запретило инициирование новых расходных обязательств Ульяновской области и четко прописало порядок действий главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств на текущий год в связи с экономическим кризисом.

Другое важное решение связано с принятием мер по сокращению бюджетных расходов на содержание органов исполнительной власти. Моим Распоряжением создана Правительственная комиссия для обеспечения экономии и повышению эффективности бюджетных расходов, в состав которой вошли представители исполнительной и законодательной власти  и Счётной палаты Ульяновской области. Задача Комиссии – разработать и представить Губернатору на утверждение поэтапный план сокращения бюджетных расходов до конца года.

Уверен, что важную роль в работе по эффективному использованию бюджетных средств сыграет созданный Межведомственный Совет при Правительстве Ульяновской области по вопросам государственного и муниципального контроля. Сегодня особенно важно обеспечить действенный контроль за каждым бюджетным рублём, потому что в условиях, когда свободных финансовых ресурсов становится меньше, цена каждого неэффективного решения, каждой ошибки многократно возрастает, и это надо четко понимать.

На недавнем расширенном заседании Губернаторского Совета по вопросам оптимизации бюджетной сферы уже звучали примеры того, как нерационально мы тратим деньги в «социалке».  Только на субвенциях за прошлый год потеряно 23 миллиона рублей. А эти средства могли быть направлены на повышение заработной платы педагогическим работникам.

У нас есть сельские школы, в которых затраты на образование одного учащегося в год сопоставимы с затратами на годовое обучение студента вуза! Причём таких школ не одна и не две.

Приведу другой пример из сферы образования. Освоение средств на выплату компенсации родительской платы в среднем по области в прошлом году находился на уровне 60-70 процентов. Почему? Да потому что такой процент посещаемости детских садов. Но, при этом, мы вкладываем огромные средства в восстановление детских садов в городах и районах!

О примерах и фактах нерационального, неэффективного подхода к бюджетным средствам можно много говорить. Но общий вывод простой: денежной массы у нас крайне мало. А взятых на себя социальных обязательств – очень много. И перед всеми нами в полный рост встаёт дилемма: либо «резать» взятые на себя  обязательства перед обществом, либо в разы повышать эффективность бюджетных расходов. 

Таковы были основные направления нашей работы в первом квартале. Работы, во многом черновой, но весьма напряжённой и ответственной, рассчитанной в первую очередь на поэтапное разрешение самых острых проблем.

Оценивая сделанное, надо честно признать, что принятые меры оказались по большому счёту недостаточны, чтобы быстро переломить ситуацию в экономике. Она продолжает оставаться весьма напряженной.

Так, по итогам четырёх месяцев индекс промышленного производства составил 68,5 процента, в обрабатывающих отраслях – 54,8. На 28 процентов снизился индекс в строительной отрасли, на 10,6 процента – объемы введенного в эксплуатацию жилья. На 10,8 процента сократился индекс физического объема в розничной торговле, на 7,3 процента – в сфере оказания платных услуг.

Отмечу, что целиком и полностью стабильно работают несколько десятков крупных предприятий. Это «Авиастар-СП», УКБП, «НПО «Марс», Ульяновский механический завод и другие. В то же время остаётся сложной ситуация на ДААЗе, «Утёсе», «Контакторе», моторном заводе, механическом заводе №2, ряде промышленных предприятий Димитровграда. Несколько крупных промышленных предприятий находятся в предбанкротном состоянии. Не буду называть, какие именно, поскольку руководством предприятий совместно с Правительством области принимаются все меры, чтобы этого не допустить.

На этом фоне островком относительного благополучия выглядит сфера АПК, где наблюдается прирост индекса физического объема производства продукции.

Продолжает оставаться напряженной ситуация на рынке труда. Хотя показатель регистрируемой безработицы за последние полтора месяца стабилизировался и составляет 2,44 процента, а уровень общей безработицы сократился сразу на три процентных пункта, под угрозой увольнения остаются более 47 тысяч ульяновцев. При этом с начала года по состоянию на середину мая было создано 2930 новых рабочих мест, а всего их в текущем году планируется создать более 6,7 тысяч. Еще 7200 мест – это незаполненные вакансии и рабочие места для временных общественных работ.

Безусловным положительным моментом является сохраняющийся самый низкий в округе уровень просроченной задолженности по заработной плате. А вот что вызывает особую тревогу – так это резкое снижение реальных денежных доходов населения, за четыре месяца они сократились на 15,8 процентных пункта. Хотя, справедливости ради, отмечу, что средняя заработная плата по области в марте составила 11 тысяч 325 рублей и «подросла» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,4 процента.

Все эти и многие другие факты привели нас к необходимости внести серьёзные коррективы в областную антикризисную программу и план действий по её реализации. Проект широко обсуждался с участием депутатов Законодательного собрания, политических партий и общественных организаций, представителей научного сообщества. Всего поступило более 50 предложений и дополнений, многие из которых вошли в окончательный документ. Хочу выразить слова искренней благодарности всем, кто откликнулся на наш призыв и принял самое активное участие в работе над антикризисным планом.

Скажу сразу, что при анализе поступивших предложений мы исходили из двух критериев. Первый: наличие и объёмы серьёзного дополнительного финансирования из бюджета Ульяновской области. И второй критерий – уровень и полномочия для принятия решений. Поэтому ряд предложений, требующих значительных бюджетных затрат, либо относящихся к компетенции федерального центра, вошли в резерв. Поскольку антикризисный план будет ежеквартально корректироваться, в зависимости от изменения ситуации, мы обязательно к этим предложениям будем возвращаться.

Главная задача и смысл наших действий заявлен в названии: «Концентрация ресурсов для решения приоритетных задач». Стоимость всех антикризисных мер, предлагаемых к реализации, составляет около трёх миллиардов рублей. 

В качестве приоритетов выделено шесть ключевых направлений.

Первое – эффективная бюджетная политика. В рамках данного раздела предстоит реализовать шесть ключевых мероприятий. Три из них связаны с мерами, направленными на пополнение доходной части бюджета. Это увеличение налоговой базы бюджета Ульяновской области по земельным и имущественным налогам и администрируемым неналоговым доходам. Далее, внесение изменений в Программу приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2009 год в части увеличения объектов приватизации, в том числе земельных участков, для компенсации доходов, выпадающих в результате уменьшения размеров арендной платы. Наконец, приём в казну Ульяновской области из хозяйственного ведения областных государственных унитарных предприятий части имущества, переданного данными предприятиями в аренду, для увеличения доходов областного бюджета Ульяновской области за счёт дополнительного поступления арендной платы.

Еще три мероприятия данного раздела направлены на повышение эффективности бюджетных расходов. Это реализация плана ресурсосберегающих мероприятий в подведомственных организациях с целью повышения эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, включая установку приборов, контролирующих потребление электро- и теплоэнергии, воды и газа. Это мониторинг областных целевых программ в целях определения приоритетных мероприятий и внесения в них соответствующих изменений с учётом реальных возможностей областного бюджета Ульяновской области на 2009 год. Наконец, это перераспределение во втором полугодии неосвоенных остатков средств областного бюджета, исходя из необходимости и возможности их эффективного расходования.

Второе  направление - реализация стратегии  развития и активизация инвестиционной деятельности.

Еще раз подчеркну: невзирая на кризис, мы будем продолжать реализацию Стратегии развития региона до 2012 года. Это общее мнение участников ряда «круглых столов», проведенных Правительством области в апреле с привлечением общественности и учёных. Конечно, в Стратегию будут внесены определенные коррективы по количественным показателям с поправкой на кризис. Но все наши приоритеты будут сохранены. В конечном счёте, сегодня мы не просто должны оперативно решать серьёзные текущие проблемы, но и закладывать надёжный фундамент будущего посткризисного развития Ульяновской области.

Мероприятия данного раздела нацелены на привлечение в регион компаний – мировых и отечественных лидеров в приоритетных для нас отраслях экономики.  Не менее важно продолжить работу по формированию инвестиционных площадок для размещения будущих производств, в том числе через создание и развитие промышленных зон, оказать содействия инвесторам в получении банковских кредитов. Кроме того, мы намерены активно работать над привлечением инвестиций в такие сферы, как санаторно-курортное лечение и производство медицинских препаратов.

Одним из серьёзных препятствий в инвестиционной деятельности является несовершенство федерального законодательства, связанное с земельными отношениями. До сих пор не созданы надлежащие условия не только для вовлечения земли в хозяйственный оборот как объекта прав собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве, но и для использования земли как средства обеспечения заемного финансирования. В этих вопросах надо наводить порядок. Необходимо по аналогии с «дачной амнистией» упростить порядок кадастрового учёта и госрегистрации прав на земли, используемые в сельском хозяйстве. Вот почему в число антикризисных мероприятий включена подготовка и направление депутатам Государственной Думы от Ульяновской области предложений по реформированию федерального земельного законодательства.

Третье направление антикризисного плана посвящено мерам по поддержке реального сектора экономики и расширению рынков сбыта. Запланировано реализовать двадцать основных мероприятий в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, жилищное строительство.

Здесь наши цели просты и понятны. Нельзя допустить, чтобы кризис ослабил наш промышленный потенциал. Обеспечить максимальную поддержку и дополнительные заказы Ульяновскому автомобильному заводу, «Авиастару», предприятиям оборонного комплекса. Лоббировать интересы ульяновских предприятий и помогать им в получении заказов госкорпораций, таких, например, как ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», «Ростехнологии», «Росатом»  или «Олимпстрой».

В жилищном строительстве – сократить с привлечением федерального финансирования количество незавершённых объектов. В максимально возможной степени «удешевить» затраты застройщиков на стадии строительства, в том числе установить мораторий на рост ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в областной собственности, и используемые при возведении жилья, снижать затраты на проведение экспертизы проектно-сметной документации.

Для сохранения производственного и кадрового потенциала отрасли крайне важным считаю использование механизмов привлечения средств по федеральным программам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

В условиях кризиса первостепенное значение приобретает расширение спроса на внутреннем рынке. В первую очередь это относится к продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Здесь предстоит реализовать план прямых поставок от местных сельхозпроизводителей в торговые сети, развивать кооперативное движение, увеличивать присутствие ульяновской продукции не только на территории региона, но и за его пределами. Каждый рубль, потраченный в магазине на покупку ульяновских товаров – это дополнительные налоговые поступления в бюджет, а значит, - деньги на зарплату врачам, педагогам, работникам культуры, деньги на детские сады, школы и больницы, дороги и благоустройство.

Четвертый раздел посвящён дополнительным мерам по формированию на территории области среднего класса. Вы, уважаемые депутаты, можете резонно спросить: а что это означает? Кто такой, этот самый «средний класс» и зачем его надо формировать?

Сразу отвечу. Я понимаю средний класс как слой общества, который является хозяином своей жизни и своей собственности, который обеспечен материально, чувствует себя социально защищенным и активно создаёт фундамент для развития экономики и здоровой рыночной конкуренции. Большой процент представителей среднего класса – верный признак экономического благополучия и политической стабильности.

Замечу, что далеко не каждый номинальный собственник является подлинным и эффективным  хозяином, способным с толком распоряжаться своей собственностью, заботиться о ней, а если надо – то и защитить свои права.

Во многом формирование у людей компетенций управлять собственностью, стать подлинными хозяевами своей жизни и своей страны, связано с развитием малого и среднего бизнеса. Для органов власти это весьма непростая задача, но именно её решению посвящены подавляющее большинство мероприятий в данном разделе антикризисного плана.

Что нам предстоит сделать? Во-первых, в максимальной степени снизить административные барьеры, сформировать режим наибольшего благоприятствования для субъектов малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, увеличить доступность кредитных ресурсов через систему Российского банка «Развитие», а также через создание фонда микрофинансирования совместно со Сбербанком.

Не менее важно перевести в плоскость повседневной работы все принятые и оформленные законодательно решения в отношении дополнительных мер государственной поддержки малого бизнеса. В том числе, обеспечить необходимую имущественную поддержку по договорам аренды для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в социально значимых для Ульяновской области отраслях. В частности, для предпринимателей, занятых в сфере заготовки древесины не будут применяться повышенные коэффициенты при перерасчёте арендной платы на 2009 год по ранее заключённым договорам аренды в части поступления платежей в областной бюджет.

Кстати, хочу особо отметить, что по итогам первого квартала  поступления по единому налогу на вменённый доход выросли на 25,6, а по «упрощенке» - на 12,4 процента. Крайне важно сохранить и усилить эту позитивную тенденцию.

Необходимо создать все условия для реализации продукции гражданам, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством. Также мы будем использовать опыт ряда регионов по созданию на территории области семейных животноводческих молочных ферм.

Пятое направление – стабилизация ситуации на рынке труда. Здесь мы обязаны обеспечить в полном объемё реализацию Программы поддержки занятости населения Ульяновской области на 2009 год. Уже сегодня в общественных работах принимает участие 14480 человек, более тринадцати тысяч – в рамках программы поддержки. До конца года 3572 человека, находящихся под угрозой потери работы, пройдут опережающее обучение на 29-и предприятиях и организациях, почти 50 процентов из них уже участвуют в этом процессе.  427 безработных граждан заключили договоры с Центрами занятости на занятие предпринимательской деятельностью, 313 из них уже получили Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, 308 человек уже получили субсидии. Показатели неплохие, но их можно и нужно наращивать. Также мы должны в полном объёме обеспечить реализацию  государственных гарантий социальной поддержки безработных.

Наконец, последнее, шестое по счёту, но одно из первых по важности направление связано с выполнением социальных обязательств и усилением социальной защиты ульяновцев в условиях кризиса.  Как бы тяжело нам не было, какие бы трудности мы не испытывали с наполнением регионального бюджета, ульяновцы должны твёрдо знать: они не останутся один на один с проблемами, которые принёс кризис. Более того, в столь непростых экономических условиях и при имеющемся дефиците бюджета меры социальной поддержки граждан всё равно необходимо усилить, помогая самым незащищённым слоям населения.

Много «копий» в этом году было сломано вокруг социальных обязательств, взятых еще в докризисный период, но пока не вступивших в силу. Я говорю о дополнительных мерах поддержки граждан, удостоенных звания «Ветеран труда Ульяновской области», их у нас проживает около 50 тысяч человек.

С первого июля областные ветераны труда начнут получать ежемесячную денежную выплату в повышенном размере. Она составит 501 рубль как у ветеранов труда федерального значения. Кроме того, с августа текущего года ветераны начнут получать дополнительную компенсацию расходов на ЖКУ, понесённых ими в предыдущем месяце. Средний размер такой компенсации составит по области около 500 рублей.

Реализация этой меры в полном объеме потребует от нас изыскать в бюджете дополнительно до конца года 190 миллионов рублей, а в бюджете 2010 года – уже более 450 миллионов.

Хочу, чтобы меня поняли правильно и вы, уважаемые депутаты, и наши ветераны. 190 миллионов - это достаточно большая сумма, на которую с удовольствием согласилась бы любая бюджетная отрасль, особенно в кризисные времена.

Тем не менее, мы приняли решение поддержать тех, кто добросовестно трудился на благо Ульяновской области, а сейчас находится на заслуженном отдыхе.

Другие меры социальной поддержки направлены на оказание адресной помощи беременным женщинам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, а также тем, кто находится в административных отпусках, либо попал под увольнение.

Во-первых, мы будем оказывать единовременную адресную социальную помощь в размере двух тысяч рублей беременным женщинам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума. Мы предполагаем, что этой помощью воспользуются не менее двух с половиной тысяч человек. Дополнительные бюджетные затраты составят 5 миллионов рублей.

 Женщины, находящиеся в административных отпусках, попавшие под увольнение или сокращение, будут получать в  течение пяти месяцев дородового периода по полторы тысячи рублей ежемесячно. На эти цели дополнительно предстоит изыскать 862,5 тысячи рублей.

Нуждаются в государственной поддержке сегодня и семьи с детьми, из числа безработных или находящихся под риском сокращения, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и участвующие в общественных оплачиваемых работах. Таким семьям будет оказана единовременная адресная социальная помощь в размере 1800 рублей в рамках ведомственной целевой программы «Адресная социальная помощь малоимущим категориям населения». Эти деньги получат более четырёх с половиной тысяч семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но это еще не всё. При участии граждан из подобных семей в оплачиваемых общественных работах  в течение полугода, будут выделяться ежемесячные денежные выплаты в размере 120 рублей на каждого ребенка на питание в школе. Одиноко проживающим гражданам при условии занятости на оплачиваемых общественных работах  будет ежемесячно выплачиваться 720 рублей на компенсацию расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги.  Все эти дополнительные меры поддержки потребуют дополнительного финансирования в сумме 8 миллионов рублей.

В целом же на предоставление дополнительных мер социальной поддержки названным мной категориям жителей Ульяновской области  до конца года будет выделено более двухсот миллионов рублей.

Также хочу сказать о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Большая их часть воспитывается в приёмных семьях или находится под опекой. Полагаю, что крайне важно помочь людям, взявшим на себя ответственность за судьбы этих детей. Поэтому в текущем году 800 таких ребятишек смогут отдохнуть в лагерях отдыха и санаториях на территории области за счёт средств областного бюджета. Соответствующие изменения в бюджет на сумму более шести миллионов рублей уже подготовлены и направлены на рассмотрение в Законодательное Собрание Ульяновской области. Надеюсь, что депутаты в том нас поддержат.

Кризисная ситуация в экономике серьёзно затронула и молодёжь, особенно выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Нами был проведен мониторинг ситуации, который показал, что 89 процентов выпускников не будут иметь проблем с трудоустройством, продолжат обучение или уйдут служить в армию. Но 11 процентов, а это более 1700 молодых людей, сегодня находятся в зоне риска по трудоустройству. Этой категории граждан службой занятости должна быть оказана помощь в приоритетном порядке.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались и студенты, обучающиеся на платной основе и взявшие кредиты на обучение.

В апреле Правительством Ульяновской области принято Постановление «О мерах социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся на территории Ульяновской области». В нем установлено предоставление государственной социальной помощи студентам вузов и учреждений среднего профессионального образования, которые обучаются на платной основе по дневной форме обучения на «хорошо» и «отлично» и семьи которых оказались сегодня в трудной жизненной ситуации. Как минимум 50 человек в течение года получат помощь в виде оплаты 50-80 процентов стоимости обучения в семестре в зависимости от успеваемости.

Кроме того, в качестве дополнительной меры социальной поддержки студенчества принято решение об учреждении областных ведомственных именных стипендий, которые будут носить имена наших прославленных земляков. Так, например, Министерство образования с 1 сентября вводит стипендии имени Ильи Николаевича Ульянова для десяти лучших студентов педуниверситета и пятнадцати студентов учреждений среднего профессионального образования в размере тысячи рублей. Министерством здравоохранения учреждены стипендии имени врача Григория Ивановича Сурова, лучшие студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования будут получать стипендию имени Героя Социалистического Труда  Галины Михайловны Лазаревой.

Всего мы планируем учредить по разным отраслям экономики сто стипендий, которые будут выплачиваться с нового учебного года за счёт экономии средств областного бюджета. Естественно, что эта мера потребует от нас внести изменения в областную целевую программу «Молодёжь».

Уважаемые коллеги!

Таким образом, наша антикризисная программа сформирована. Общий объем финансирования антикризисных мер составляет более трёх миллиардов рублей. В эту сумму вошли мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поддержка автомобильной отрасли через программы государственных закупок техники, предоставление налоговых льгот, реализация программ занятости и самозанятости, поддержка малого и среднего бизнеса, дополнительные меры социальной защиты.

Основная ответственность за реализацию антикризисной программы, за выполнение принятых решений лежит в первую очередь на Правительстве области. Свою персональную ответственность хорошо осознаю и я как Губернатор.

Хочу с этой высокой трибуны поблагодарить руководителей всех депутатских фракций Законодательного собрания, все политические партии и общественные организации, подписавшие Соглашение о сотрудничестве в реализации и поддержке антикризисных мероприятий. Ваша активная позиция, ваши гражданские инициативы, обмен мнениями по ключевым проблемам для преодоления кризиса сегодня крайне важны.

Уверен, что совместными усилиями мы сохраним политическую стабильность в обществе, найдём согласие по принципиальным вопросам, будем работать собранно и ответственно, чтобы как можно скорее преодолеть кризисные явления в экономике, одновременно создавая прочную основу для достижения поставленных стратегических целей. Именно этого ждут от нас сегодня жители Ульяновской области и мы должны оправдать их надежды.

14.07.09

    Темы дня