2009.10.08 Выступление Губернатора С.И.Морозова на областном собрании представителей исполнительной и законодательной власти Ульяновской области, объединений работодателей, председателей трудовых коллективов, профсоюзного актива области в рамках Всероссийской акции «За достойный труд, за достойное будущее»

Сегодня, в рамках Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд» в этом зале собрались представители объединений работодателей, профсоюзов, политических партий и общественных организаций, руководители органов исполнительной власти всех уровней, депутаты и кандидаты в депутаты городских и сельских поселений. Мы должны подвести предварительные итоги социально-экономического развития Ульяновской области за последний кризисный, году и за пять последних лет, оценить принятые меры для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, определить наши перспективы на будущее.

Весь этот  труднейший год, а именно практически сегодня мы подводим итог вот этого года. Имено год назад мы начали осознавать, что к нам пришел всемирный кризис, мы работали с вами под лозунгом : «С любовью к земле, с заботой о людях» И я хотел бы  поблагодарить за эту очень активную и позитивную работу и наши профсоюзы, и наших работодателей, и вас, уважаемые коллеги из органов местного самоуправления.

Наша встреча  проходит после выхода в свет статьи Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «Россия, вперёд!» Статьи, в которой были даны честные и справедливые оценки нынешнему положению дел в стране, жестко определены ключевые «болевые точки», мешающие нам развиваться, а также поставлены стратегические задачи экономической и политической модернизации нашего государства.

Президент призвал нас, всех граждан, совместными усилиями выработать практические шаги, направленные на развитие нашего государства. Для нас с вами, для Ульяновской области в целом, это означает то, что нам необходимо определить место и роль, тот вклад который будет вносить наш регион в созидание будущего, в преображение России.

Кроме того, наша встреча проходит в преддверии муниципальных выборов. В ближайшее воскресенье жители подавляющего большинства сельских районов Ульяновской области придут на избирательные участки, придут чтобы отдать свои голоса в поддержку своих земляков - будущих депутатов. Именно этим людям будет доверено в ближайшие несколько лет представлять интересы граждан в Советах городских и сельских поселений. Принимать и воплощать в жизнь важнейшие управленческие решения. Ответственно работать на благо развития Ульяновской области и конкретных территорий.

Поэтому сегодня мы с вами должны понять, что должен сделать каждый житель области на своём рабочем месте, чтобы обеспечить право граждан на достойный труд, на достойную жизнь. Что должны делать органы власти на всех уровнях, руководители предприятий и организаций, бюджетных учреждений, депутатский корпус, наши учёные, общественность, в конце концов, рядовые граждане, чтобы жить в Ульяновской области было комфортно и безопасно? Чтобы не было стыдно смотреть в глаза нашим детям и внукам, нашим родителям.

Полтора года назад на расширенном заседании Губернаторского Совета мной уже были даны жёсткие оценки тому положению дел, которое сложилось в регионе к началу 2005 года. Было прямо сказано, что Ульяновская область катастрофически отстала в своём развитии не только от наиболее благополучных субъектов Приволжского Федерального округа, но и от наших ближайших соседей - Чувашии, Мордовии, Саратова, Пензы.

Не хочу сгущать «краски», но положение дел тогда было действительно близким к катастрофическому. Отсутствие каких-либо перспектив в экономике. Нищенский бюджет в 6,5 миллиардов рублей. Огромные долги перед государством, энергетиками, гражданами, которые в общей сложности превышали семь миллиардов рублей. Буквально «дышащая на ладан» промышленность. Разруха на селе, где по сравнению с 1990-м годом посевные площади сократились в два раза, а поголовье крупного рогатого скота - в четыре раза. Самый высокий в ПФО уровень безработицы, превышавший все мыслимые пределы и равнявшийся 3,5 процентам. «Замороженная» на годы газификация, уровень которой на селе составлял всего лишь 32 процента. Треть жителей области жила за чертой бедности и еле сводила концы с концами. Запущенность всех систем жизнеобеспечения, полное отсутствие благоустройства.

Не удивительно, что от такого региона как чёрт от ладана шарахались не только инвесторы. Сами ульяновцы не могли, не имели возможности нормально жить и работать. За период с 1995 по 2004 годы численность населения нашей области сократилось на 119 тысяч человек, что сравнимо с огромным  городом - вторым по величине городом нашей области - Димитровградом. И это не только потери из-за высокой смертности, которая в два раза превышала рождаемость. Ежегодно мы теряли в результате миграционнго оттока по три-три с половиной тысячи человек. Люди уезжали в поисках лучшей доли в другие, более благополучные территории.

Вот такой тогда была ситуация в области. К счастью, многие из нас стали уже стали об этом забывать. Но сегодня, оценивая пройденный за пять лет путь, мы обязаны вспомнить, с каких «стартовых позиций» мы начинали. Потому что, обращаясь к прошлому, мы не только лучше понимаем настоящее, но и отчётливее видим, что предстоит сделать в будущем. В какой-то степени мы сегодня с вами можем проанализировать, что удалось сделать депутатскому корпусу и исполнительным органам  власти разного уровня вот за этот период времени.   

Чего же, по большому счёту, мы добились за прошедшие пять лет. Первое и главное - Ульяновская область перестала быть одним из самых отсталых и депрессивных регионов России. Причём не только по социально-экономическим показателям. Коренным образом изменилось отношение к региону и со стороны федерального центра, министерств и ведомств, других субъектов Федерации, зарубежных инвесторов. Да и сами ульяновцы стали гораздо более оптимистично смотреть на перспективы развития, чем это было раньше.

Ценой больших усилий нам удалось стабилизировать социально-политическую обстановку в регионе. И когда мы говорим, что Ульяновская область вернулась в русло федеральной политики, это - не просто слова. Результаты выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента России, депутатов Законодательного Собрания области подтверждают стремление людей к стабильности, к созиданию. Уверен, что и предстоящие 11 октября выборы в органы местного самоуправления подтвердят приверженность жителей области избранному политическому курсу.

Далее просто назову ряд цифр. В десятки раз были сокращены объемы государственного долга, с двух с половиной миллиардов до 60 миллионов. Эта мера не только позволила нам получить высокий кредитный рейтинг, но и использовать бюджетные кредиты в нынешние кризисные времена. 

Просроченные долги по зарплате перед работниками предприятий и организаций всех форм собственности сократились в 22 раза и на сегодняшний день составляют 11 миллионов рублей. Это - самый низкий показатель и в Приволжском федеральном округе, и в России. Ликвидирована бюджетная задолженность по детским пособиям и компенсациям за книгоиздательскую продукцию.

 Если в 2004 году в бюджетную систему Российской Федерации от нашего региона поступило 10,5 миллиардов рублей налоговых и других обязательных платежей, то в 2008 году уже почти 25 миллиардов. Темпы роста доходов в консолидированный бюджет региона - одни из самых высоких в округе. Собственные доходы консолидированного бюджета в прошлом году составили почти 20 миллиардов рублей.

Целый ряд крупных градообразующих промышленных предприятий вышли из предбанкротного состояния. Это патронный, механический, моторный заводы, фабрика шерсти в Барыше, и целый ряд других. С огромным трудом в течении последних пяти лет мы бились за то, чтобы сохранить Румянцевскую фабрику, для того чтобы дать возможность достойной работы людям этого населенного пункта. И сегодня мы с огромным удовольствием дали старт в новую жизнь этому предприятию. Здесь будут работать около 500 человек, получать достойную зарплату. Завод имеет массу заказов, имеет отличные перспективы на будущее. И это наша общая победа. Если же говорить в целом, то объём промышленного обрабатывающего производства на крупных и средних предприятиях вырос с 45 миллиардов в 2004-ом до 101 миллиарда рублей в 2008 году. 

Мы привлекли целый ряд крупных инвесторов мирового уровня для строительства новых современных заводов и фабрик. Общий объём инвестиций вырос в четыре с половиной раза, с 11 до 50 миллиардов рублей. По темпам роста инвестиций наш регион последние годы является одним из основных лидеров в ПФО.

Активная инвестиционная политика позволила нам создать несколько тысяч новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Кроме того, регион стал открытым для международного и межрегионального сотрудничества. За последние годы Ульяновскую область посетили послы 19-и стран мира, 63 иностранные бизнес-делегации. 

Нам удалось значительно снизить уровень безработицы. В два с лишним раза возросла средняя заработная плата, которая превысила уже 11 тысяч рублей. Более ста восьмидесяти тысяч ульяновцев перестали находиться за чертой бедности.

В аграрном секторе экономики в 2004 году сработали с убытком в 160 миллионов рублей, а в 2008 году получили прибыль на сумму 741 миллион. За пять лет просроченная задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве сократилась в десятки раз: со 116 до двух миллионов рублей. Только за последние три года приобрели современной техники 2759 единиц на сумму почти в четыре миллиарда рублей, и это в десять раз больше, чем за предыдущие 15 лет вместе взятых.

За последние 4 года бюджетная поддержка отрасли из областного бюджета увеличилась в 3 раза. Только в прошлом году за счет средств бюджетов всех уровней сельхозпредприятия области получили почти 1 млрд. рублей помощи. В пять раз за четыре года вырос объем инвестиций в агропромышленный комплекс.

На территорию области пришли крупные федеральные инвесторы из Новосибирска, Нижнего Новгорода, Татарстана, Мордовии,  зарубежные инвесторы из Казахстана, других стран, Цель была одна - восстановить экономическую базу Тереньгульского, Новомалыклинского, Сурского, Карсунского, ряда других районов Ульяновских области, резко увеличить посевные площади. 

И эта цель практически достигнута. Мы второй год подряд собираем более миллиона тонн зерна, и это - несмотря на жесточайшую засуху в этом году. 

Успешно реализованы проекты по модернизации животноводческих ферм в Ульяновском, Новомалыклинском, Николаевском, Новоспасском, Мелекесском и Чердаклинском районах. Только в прошлом году объемы производства в сельском хозяйстве выросли почти на 14 процентов, это один из лучших показателей, начиная с 1991 года.

В строительной отрасли за четыре года было введено в эксплуатацию более полутора миллионов квадратных метров общей площади жилья. Это больше чем за предшествующие почти десять  лет. По темпам роста объемов жилищного строительства Ульяновская область вошла в число двадцати наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Даже за восемь месяцев текущего года уже сдано 236 тысяч квадратных метров жилья. А это практически на 12,3 процента больше, чем в прошлом году.

В рамках областных целевых программ стала обновляться материально-техническая база учреждений социальной сферы. Капитально отремонтированы Центральные районные больницы в Чердаклинском, Старокулаткинском, Новомалыклинском, Ульяновском, Инзенском, Новоспасском, Базарносызганском, и ряде других районов.  В пятнадцати районах области было открыто тридцать офисов врачей общей практики, которые обслуживают 47 тысяч сельских жителей. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» учреждения здравоохранения получили 636 единиц диагностического оборудования на сумму 376 миллионов рублей, 189 машин скорой медицинской помощи. В этом году на средства федерального и областного бюджетов закуплено еще 184 единицы санитарного автотранспорта для областных и муниципальных учреждений.

В прошлом году началось возрождение системы дошкольного образования.  Только за прошлый год открыто 9 детских садов в Ульяновске, Тереньгульском и Мелекесском районах, а также 25 дошкольных групп, а по большому счету новых детских садов, при общеобразовательных школах в Карсунском, Кузоватовском, Майнском, Мелекесском, Николаевском, Новомалыклинском, Сурском, Цильнинском, Чердаклинском районах и городе Новоульяновск. Благодаря реализации нашей программы только за два последних года  дополнительно введено 3408 мест для самых маленьких жителей Ульяновской области. Ещё 1235 мест будут введены в текущем году. Буквально неделю назад были открыты еще два уникальных дошкольных образовательных учреждения: в селе Дмитриево - Помряскино Старомайнского района (и я хотел бы высказать слова огромной благодарности Галанту Сергею Семеновичу, за ту работу, которую он проделал вместе со своей администрацией по возрождению этого детского садика) и в селе Никольское на Черемшане Мелекесского района также открыт уникальный детский садик. На этой неделе будет открыт детский сад и в Ульяновске.

Вместе с тем надо помнить, что ребятишек, стоящих в очереди на устройство в детский сад - в несколько раз больше. И здесь нам предстоит создать все необходимые условия для поддержки создания семейных воспитательных групп, ведомственных и частных детских садов.

В сфере культуры в сельских районах было открыто 11 модельных библиотек, 8 публичных центров правовой информации. Только за последние пять лет мы вложили более трёхсот пятидесяти миллионов рублей в ремонт областных и муниципальных учреждений культуры. Многие из них не ремонтировались по тридцать-сорок лет! При поддержке социально ответственного бизнеса новую жизнь получили сельские клубы и дома культуры в Мелекесском, Тереньгульском, Цильнинском, Инзенском, Базарносызганском, Новомалыклинском районах. Открыты шесть кинозалов, оснащённых современным оборудованием в Радищевском, Новоспасском, Майнском, Старокулаткинском, Вешкаймском и Карсунском районах.

Нам удалось приступить и к активному строительству и реконструкции спортивных сооружений. За последние годы введены в эксплуатацию четыре крупных физкультурно-оздоровительных комплекса в Ульяновске, в том числе и первый в области комплекс с искусственным льдом, а также два ФОКа в Димитровграде, по одному - в Сенгилее и Павловке, Кузоватове, 130 спортивных площадок по месту жительства. Открыто четыре специализированные детско-юношеские спортивные школы Олимпийского резерва по футболу, хоккею с мячом, художественной гимнастике, спортивной борьбе. В этом году создан и начал работать техникум Олимпийского резерва. В результате число ульяновцев, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, возросло в два раза. 

Предельно важным для нас было не только изменить  положение дел в социальной сфере, но и создать достойные условия жизни на селе. Здесь главная роль отводилась программе газификации. Начиная с 2006 года нами было построено более 1700 километров газовых сетей. Это почти столько же, сколько было построено с начала газификации области, то есть с 1969 года. Газифицировано около 31 тысячи домовладений, переведено на природный газ 880 котельных. Три миллиарда рублей в общей сложности было вложено в программу газификации за счёт средств областного бюджета и средств ОАО «Газпром». Сегодня природный газ пришёл во все районные центры. Люди ждали этого события годами, десятилетиями!

За счёт реализации программы газификации полностью перешли на газовое топливо Тереньга и Сенгилей. На 30-40 процентов сократилась доля мазутной составляющей в котельных Вешкаймы и Карсуна. Сегодня уровень газификации региона составляет  почти 60 процентов.

  Работы по газификации сельских населенных пунктов будут продолжаться. Перед нами стоит очень важная и благородная задача до 2012 года построить более 2400 километров газораспределительных сетей, что позволит обеспечить подачу природного газа потребителям в 134-х населённых пунктах области и в основном завершить работу по газификации региона.

Особенно остро на селе стоит проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой. На её решение нужны колоссальные средства - более восьми миллиардов рублей. Эту проблему мы начали решать поэтапно.

За последние годы ввели в эксплуатацию магистральные водопроводы сельскохозяйственного назначения протяженностью 21 километр, водоводы и сети протяженностью - около 79-х километров. Только в прошлом году введены в эксплуатацию водопроводы в населённых пунктах Старомайнского, Карсунского, Новоспасского, Чердаклинского районов и 1 очередь Павловского группового водопровода. Завешена реконструкция водопроводов в ряде населённых пунктов Инзенского, Кузоватовского, Майнского, Сурского и Ульяновского районов. В текущем году эта работа будет продолжена, реконструируем еще 28 километров водопроводов.

В рамках реализации 185-го Федерального закона за счёт серьёзной поддержки из федерального бюджета мы впервые за долгие годы приступили к проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Отмечу, что масштабы и глубина этой проблемы весьма и весьма значительны. Десятилетиями власти не уделяли внимания этому вопросу. В результате, в капремонте нуждаются 6888 домов. Необходимый объем средств для полного решения этой задачи составляет колоссальную сумму - около семи миллиардов рублей.

Именно поэтому нам важно в полной мере использовать все те возможности, которые предоставляет федеральный Фонд поддержки реформирования ЖКХ. В прошлом году плановый объем финансирования за счёт всех источников составил 623,7 миллиона рублей, что позволяло отремонтировать 378 многоквартирных домов и улучшить тем самым жилищные условия для 54-х тысяч ульяновцев. В текущем году общий объем финансирования составил более 670 миллионов рублей. Это позволяет нам произвести капитальный ремонт еще в 445-и многоквартирных жилых домах, и это позволит решить проблему еще для 47 тысяч наших земляков.

Мы начали широкомасштабный ремонт автомобильных дорог, в том числе и муниципальных. За пять лет на эти цели было выделено из бюджетов всех уровней более пяти миллиардов  рублей. Это позволило отремонтировать 600 километров областных дорог, то есть более половины из находящихся в неудовлетворительном нормативном состоянии. Кроме того, оказанная финансовая помощь позволила отремонтировать основную улично-дорожную сеть в городах и поселениях и привести в безопасное проезжее состояние 290 улиц общей протяженностью около трёх тысяч километров.

За счёт федеральных средств в текущем году произведена реконструкция, а по сути, строительство новых, автодорог «Инза - Оськино - граница области» в Инзенском районе и «Казань - Ульяновск» - «Ульяновск - Самара» в Ульяновском районе.

В рамках областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта» были приобретены в лизинг 131 новых автобусов, которые работают на городских маршрутах Ульяновска и межмуниципальных маршрутах  в двенадцати районах области.
В этом году мы приобрели еще 51 автобус.

Начали работу по благоустройству и улучшению архитектурного облика муниципальных образований. Приступили к решению проблем по восстановлению уличного освещения. Е случайно, второй год подряд лучшие муниципальные образования Ульяновской области Правительственная комиссия признает лучшими среди всех муниципальных образований нашей страны, а город Ульяновск стабильно входит в первую тройку лучших муниципальных образований.   

Как интегральный итог: в области стала улучшаться демографическая ситуация. Уже в течение трёх лет ежегодно сокращается число умерших. Всего за период с 2005 по сегодняшний день в области родились на свет почти 60 тысяч ребятишек. В прошлом году по рождаемости был достигнут рекорд - абсолютно лучший показатель, достигнутый в области за последние пятнадцать лет. А в этом году цифры еще лучше, по нашим прогнозным показателям, родится как минимум 14 000 мальчишек и девчонок.

В городе Димитровграде, Мелекесском, Ульяновском и Чердаклинском районах в прошлом году за счёт трудовой миграции произошло увеличение общей численности населения - великолепный результат. И это вселяет оптимизм. Рост рождаемости и снижение смертности, сокращение в разы миграционного оттока - это не менее весомые результаты преобразований.

Всё это происходило на ваших глазах. И сравнивая себя  нынешних с тем, что было несколько лет назад, мы вправе говорить, что из той «трясины», из того «болота», в котором когда-то находилась Ульяновская область, мы вылезли. Это наша общая заслуга, результат упорного труда большинства жителей региона. Мы сами себе доказали: мы можем жить лучше!

Поэтому сегодня мне бы хотелось выразить слова благодарности всем, кто эти годы работал на благо Ульяновской области. В первую очередь, хочу поблагодарить депутатский корпус органов местного самоуправления, абсолютное большинство из которых составляют представители ведущей партии, партии реальных дел, партии «Единая Россия».  Вы одними из первых в России начали работать в условиях 131-го Федерального закона. И этот опыт дался нам с вами далеко не просто. Однако конструктивная и слаженная работа в течение нескольких лет позволила нам придать мощный  импульс преобразованиям.

Неслучайно население нам доверяло и доверяет. По данным социологических опросов, несмотря на кризисные явления в экономике и финансах, 53 процента жителей области сегодня активно  поддерживают партию «Единая Россия», а значит наши с вами реальные преобразования.

Через несколько дней граждане изберут новые составы Советов Депутатов. Я уверен, что будущие народные избранники смогут внести весомый вклад в развитие Ульяновской области и конкретных территорий. А сами Советы станут хорошей рабочей площадкой для принятия эффективных управленческих решений. Тем более, что в кризисных условиях очень многое будет зависеть от слаженности, от нашей свами «командности»  на местах, от поддержки курса Президента и Председателя Правительства нашей страны.

Взвешенность принимаемых решений, трезвость оценок и координация усилий всех ветвей и уровней власти  является важнейшей гарантией сохранения политической и социальной стабильности. Именно это сейчас является самым главным. Именно это - в интересах всех ульяновцев.

 Сегодня мы, как и вся страна, весь мир, переживаем непростые времена. Экономический кризис изменил не только условия работы власти. Он затронул подавляющее большинство людей, стал настоящей «проверкой на прочность» для всех и для каждого, на личную и коллективную способность дать адекватный ответ брошенным вызовам.

С октября прошлого года в области началось снижение деловой активности. Резко увеличилась стоимость кредитных ресурсов. Реальный сектор экономики в полной мере ощутил нехватку оборотных средств. Предприятия стали терять рынки сбыта, которые стремительно сворачивались по всем товарным цепочкам. В первую очередь, конечно, этот процесс затронул строительство, производство автомобилей и автокомпонентов, машиностроение и металлообработку. В этих отраслях началось сокращение рабочих мест. Существенно снизились и поступления в консолидированный бюджет региона.

Как говорил Конфуций, «доблесть не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы упав, подниматься вновь». Сегодня уже очевидно, что благодаря последовательной государственной и региональной антикризисной политике, нам удалось избежать наихудшего развития событий. Кризис показал устойчивость рыночных, социальных и государственных институтов и их способность противостоять негативным тенденциям.

Еще в октябре прошлого года мы определили основные задачи по преодолению последствий кризиса на территории области и пути их решения.  Создание системы мониторинга ситуации в ведущих сферах жизнедеятельности региона, разработку и принятие управленческих решений взял на себя  региональный антикризисный штаб. Был сформирован первоначальный план по снижению негативных последствий для региональной экономики, состоящий из пятидесяти основных антикризисных мероприятий.

Отмечу, что в соответствии с федеральными установками и нашей региональной спецификой были внесены  коррективы в антикризисную программу, в создании которой принимали участие все ведущие партии и общественные организации области. Знаковым стало и подписание Соглашения с силами гражданского общества о совместных действия по выходу из кризиса. Этот документ  впервые в России подписали около пятидесяти ведущих общественных организаций и практически все отделения политических партий.

Поставлены задачи удержать стабильную финансовую ситуацию, обеспечить неукоснительное выполнение всех принятых социальных обязательств, принять меры поддержки бюджетообразующих предприятий, не допустить обвального сокращения занятости, разработать дополнительные меры для защиты и поддержки малого бизнеса. Одной из главных задач стало выполнение взятых на себя социальных обязательств, в том числе, как бы трудно нам не было, и через сокращение затрат на не первоочередные расходы, в том числе затрат на содержание органов власти.

Каковы достигнутые нами результаты? 2008 год мы завершили с неплохими макроэкономическими показателями. Не были допущены срывы по заработной плате, социальным выплатам. Удалось нормально войти и пройти отопительный сезон.

Мы одними из первых в Российской Федерации своевременно откорректировали параметры областного бюджета с поправкой на кризис, сконцентрировали ресурсы.

В режиме «ручного управления» Правительством области оказывалась конкретная помощь отдельным предприятиям, чтобы предотвратить остановку производства, получить авансовые платежи по гособоронзаказу, реструктуризировать кредитную задолженность. Это Ульяновский моторный завод, Цильнинский сахарный завод, предприятия ВПК, текстильной отрасли и ряд других. Сегодня эти предприятия продолжают работать. 

Принципиально важным стало вхождение Ульяновской области в федеральные антикризисные планы и программы. Здесь нам удалось добиться включения шестнадцати ульяновских предприятий в так называемый «список 295-ти», которым оказана федеральная поддержка. Была сформирована региональная программа по стабилизации ситуации на рынке труда, которая была защищена в правительстве Российской Федерации с суммарным объёмом бюджетного финансирования  на этот год в размере почти 432 миллионов рублей.

Наряду с «плотным» взаимодействием с федеральным центром велась повседневная работа над поиском путей расширения внутреннего спроса на продукцию ульяновских предприятий. Так, совместно с «Россельхозбанком» мы разработали программу по поддержке Ульяновского автомобильного завода.  

Мы приступили к реализации комплекса мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. Приняли пониженные налоговые ставки, взимаемые в связи с применением  упрощенной системы налогообложения. Ввели мораторий на повышение арендной платы за аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Муниципальными образованиями был введен мораторий на увеличение корректирующего коэффициента К2 при применении единого налога на вмененный доход.

Разработали целый ряд новых форм государственной поддержки, упростили условия и порядок участия предпринимателей в этих программах. Созданы и новые объекты инфраструктуры, такие как, например, Ульяновский  региональный фонд поручительств.

Вместе с тем, кризисные явления в экономике самым прямым образом повлияли на поступления в консолидированный бюджет. Так, за девять месяцев налоговые и неналоговые доходы по сравнению с прошлым годом сократились на 700 миллионов рублей. А по году в целом мы ожидаем, что собственные налоговые и неналоговые поступления в консолидированный  бюджет региона сократятся по сравнению с прошлым годом более, чем на 1,9 миллиарда рублей.

Вот почему именно сейчас мы постоянно говорим о том,  сегодня нам жизненно необходима жесткая экономия бюджетных средств. Вот почему мы уже несколько раз принимали непростые, но ответственные решения, связанные с сокращением бюджетных расходов, в том числе на содержание аппарата управления. В результате за девять месяцев плановые ассигнования на обеспечение деятельности государственных чиновников сокращены на 13 процентов, а на следующий год в проекте бюджета заложено 30-процентное сокращение расходов на обеспечение деятельности органов власти.

Кроме того, мы жестко закрепили перечень первоочередных бюджетных обязательств, которые должны быть обеспечены в полном объёме, ввели запрет на инициирование новых расходных обязательств Ульяновской области. Создали  Правительственную комиссию для обеспечения экономии и повышению эффективности бюджетных расходов и Межведомственный Совет при Правительстве области по вопросам государственного и муниципального контроля. Сегодня особенно важно обеспечить действенный контроль за каждым бюджетным рублём!

Оценивая сделанное, надо честно признать, что принятые меры не позволили нам быстро переломить ситуацию в экономике. Она продолжает оставаться весьма и весьма напряженной.

Так, по итогам восьми месяцев индекс промышленного производства составил 67,4, а в обрабатывающих отраслях - 58 процентов. На 35,5 процентов снизился индекс в строительной отрасли, почти на 10 процентов сократился индекс физического объема в розничной торговле. Незначительно, меньше чем на три процента, снизился индекс объема инвестиций, но этот показатель в регионе более чем на 20 процентов превышает средний индекс по России.

При этом выросли и средняя заработная плата, и доходы населения, в номинальном выражении, соответственно, на 8,5 и 6,5 процентов. Средняя зарплата по области вплотную подошла к отметке в 12 тысяч рублей. 

Отмечу, что целиком и полностью стабильно работают несколько десятков крупных предприятий. Это «Авиастар-СП», УКБП, «НПО «Марс», Ульяновский механический завод и многие другие. В то же время остаётся сложной ситуация на ДААЗе, «Утёсе», «Контакторе», моторном заводе, механическом заводе №2, ряде промышленных предприятий Димитровграда.

Благодаря принятым мерам удалось улучшить ситуацию на рынке труда. Общая численность работников, предполагаемая к высвобождению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата с 1 октября прошлого года составляла 17606 человек. Именно такое количество работодатели сначала планировали к сокращению. Но благодаря активнейшей позиции профсоюзов, не менее активной позиции органов власти, ситуация достаточно резко была улучшена.  Фактически  уволено на 1 октября 2009 года, то есть за год, 7911 человек,  это почти в три раза меньше.

Показатель регистрируемой безработицы за последние несколько месяцев неуклонно снижается, на 30 сентября он составил 2,07 процента, а на сегодняшний день вообще составляет 2 процента.  

Вместе с тем мы должны помнить, что более двадцати тысяч человек работают по сокращённому трудовому графику, и примерно еще столько же находятся в административных отпусках. То есть под угрозой увольнения остаются более 40 тысяч ульяновцев, И это очень тревожит нас.

В результате реализации областной программы  поддержки занятости населения области более 33 тысяч человек. приняли участие в общественных работах. Приступили к  опережающему обучению 7901 человек. 4268 работников к настоящему времени его уже закончили, все они продолжают работать на своих предприятиях.

 Для временного трудоустройства выпускников был заключен 181 договор  об организации стажировок на 2050 мест. 1267 молодых людей - выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования уже проходят стажировку на предприятиях и организациях.

Оказано содействие в организации малого предпринимательства и самозанятости 1568 безработным гражданам.

Правительство области представило на рассмотрение Федерального центра пакет материалов по дополнительному финансированию Программы с учётом потребностей рынка труда области на 4-ый квартал. И эта задача была успешно выполнена и Ульяновская область оказалась одним из самых первых субъектов Российской Федерации, разработавших эту программу. Есть полная уверенность, что до середины октября дополнительно поступит 276,8 млн. рублей и общий объём финансирования мероприятий программы увеличится до 722,9 млн. рублей.  Это четвёртый результат по объёмам финансирования поддержки занятости населения по Приволжскому Федеральному округу после Республики Татарстан, Пермского края и Самарской области.

Кроме того за восемь месяцев в области было создано 6864 новых рабочих места. Около полутора тысяч из них - на предприятиях, реализующих новые инвестиционные проекты. Почти половина от общего числа рабочих мест создана в пяти городах и районах области - Ульяновске, Димитровграде, Цильнинском, Ульяновском и Карсунском районах. Внушает оптимизм и такой факт: нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию снизилась с марта месяца почти вдвое. Среди регионов ПФО по уровню безработицы за восемь месяцев мы «шагнули» с 11 места на седьмое.

Под особый контроль были поставлены вопросы оперативного реагирования на сообщения граждан о задержках заработной платы. Хочу отметить, что по обращениям на «горячие лини» с начала года решены вопросы погашения долгов по зарплате для почти шести тысяч работников на общую сумму 57 миллионов рублей. По результатам проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда Государственной инспекцией труда в Ульяновской области за девять месяцев наложено более тысячи ста штрафов на общую сумму более четырёх миллионов рублей. Глубоко убеждён, что эти меры и строжайший контроль в сфере трудовых отношений позволяют нам удерживать от соблазна отдельных недобросовестных руководителей попирать права трудящихся на достойное вознаграждение за свой труд.

Принципиально важным направлением антикризисных мер стало усиление социальной защиты ульяновцев. Как бы тяжело нам не было, какие бы трудности мы не испытывали с наполнением регионального бюджета, мы не имели права оставлять людей один на один с проблемами, которые принёс кризис. Это принципиальная позиция нашей депутатской фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании и это принципиальная позиция нашего регионального Правительства.

В первую очередь, дополнительные меры поддержки были оказаны ветеранам. Это более 61-х тысячи граждан, удостоенных звания «Ветеран труда Ульяновской области». Правительство Ульяновской области нашло возможность приравнять льготы данной категории граждан к льготам федеральных ветеранов труда.

Другие меры социальной поддержки направлены на оказание адресной помощи беременным женщинам, а также семьям с детьми, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, кто находится в административных отпусках, либо попал под увольнение. В настоящее время уже более трёх тысяч человек, с учётом членов их семей, получают такую адресную социальную помощь.

Приняты и дополнительные меры поддержки студенческой молодёжи в форме государственной социальной помощи тем, кто хорошо и отлично учится на платной основе и чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации. Учреждены и 93 именных   губернаторских стипендии для студентов, проявившихся себя в учёбе и активно занимающихся научной и общественной деятельностью.

Сегодня более  56  тысяч семей являются получателями  субсидий и  компенсаций на оплату  жилого помещения и коммунальных услуг, что  составляет 11,5 % от общей численности семей и одиноко проживающих граждан в Ульяновской области. Этот показатель самый высокий по Приволжскому Федеральному округу. И это ответ тем демагогам, которые говорят о том, что у нас нет системы поддержки людей в трудных условиях  роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 

Хочу отметить, что в целом за пять лет расходы бюджета на социальную политику и социальную помощь выросли с полутора до шести с половиной миллиардов рублей. В проекте бюджета 2010 года эта статья расходов возрастёт еще на 17 процентов. Мы стремились и будем стремиться к тому, чтобы каждая социальная группа: пенсионеры и ветераны, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи с детьми, семьи, находящие в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и так далее - были окружены полноценной государственной заботой и вниманием.

 

В результате реализации всех принятых антикризисных мер нам удалось остановить падение экономики. И я по прошествии этого трудного кризисного года могу еще раз сказать: нам удалось остановить падение экономики, наметился процесс стабилизации, а в отдельных отраслях - небольшой рост.

 

Конечно, сегодня всем нам непросто. Но кризис - это не повод для уныния и пессимизма, хотя число любителей покричать «Всё пропало!» в этот период, конечно, еще достатчно большое. и это мы видим и в городе Ульяновске, и в ряде сельских районов. К счастью, не они определяют наше будущее, а наша воля, уверенность в себе, здравый смысл и решимость достичь поставленных целей. И я еще раз повторяю, причем повторяю это с большой гордостью, как член партии «Единая Россия», что именно мы взяли ответственность за судьбу Ульяновской области в 2004 году, именно мы вывели регион из депрессивного состояния, именно мы взяли на себя ответственность за судьбу региона в условиях мирового финансово-экономического кризиса, именно мы вместе с вами восстановим рост экономики Ульяновской области.

Кризис -  это наш шанс доказать самим себе и окружающим, что мы можем с честью преодолеть любые трудности, что мы - сильный регион. И в этом смысле кризис для Ульяновской области - в какой-то степени «момент истины». Потому что всем становится понятно, кто чего стоит на самом деле. Кто может и умеет вести людей за собой, брать на себя ответственность за непростые решения, а кто готов защищать только свои собственные, «шкурные» интересы или того хуже, просто «отсидеться в сторонке».

   Осознавая все перемены, которые произошли в области за последние пять лет, оценивая сделанное в период кризиса, мы не должны избегать и критических оценок. Тем более, что у нас есть иные масштабы сравнения полученных результатов. То, как в это же самое время развивались наши соседи. Значительно опередив нас в развитии, они уже успели сделать многое из того,  к чему мы только приступили.

Наконец, важнейший масштаб сравнения: какой мы сами хотим в идеале видеть Ульяновскую область? Какой хотим оставить её нашим детям и нашим внукам? Насколько мы продвинулись к созданию благополучного и преуспевающего во всех отношениях региона?

Действительно, то, что было раньше, и то, что есть в области теперь, отличаются как небо и земля. Но ровно также отличаются наше нынешнее состояние от того, которого мы хотим достичь. И при всех несомненных позитивных изменениях, которые происходили за последние годы, могу ответственно и честно сказать: поставленная задача - превращение Ульяновской области в один из самых благополучных и процветающих регионов пока не решена. Ульяновская область сегодня еще не лидер ни в России, ни среди регионов Приволжского федерального округа. Хотя объективности ради могу повторить уже далеко не аутсайдер, а твердый средняк!

Например, могу отметить, что даже в этом году по итогам восьми месяцев в комплексном рейтинге социально-экономического развития регионов ПФО мы  заняли 7 место, опередив не только Чувашию, Кировскую область, Мордовию и Марий Эл, но и те регионы, о которых ранее мы и не могли подумать, что можем сравняться с ними:  Нижегородскую, Саратовскую области и Республику Удмуртия, то есть регионы с более высоким потенциалом. То есть сформированные за последние годы позитивные тенденции развития продолжают «работать» даже в кризисные времена.

Однако у меня есть чувство неудовлетворённости тем, что сделали далеко не всё, что могли, что многие преобразования можно и нужно было начинать гораздо раньше и двигаться в разы быстрее.

Будем честны перед собой: кризис наглядно показал, что все наши локальные успехи и достижения легко обратимы вспять, а накопленный за последние годы «запас прочности» в экономике пока не достаточен для ощутимого рывка вперёд. Многие проблемы до сих пор не решены, по многим вопросам темпы и качество принятых управленческих решений не соответствуют масштабу поставленных целей. «Хронические недуги» региональной экономики и социальной сферы, укоренившиеся стереотипы мышления и поведения на всех уровнях власти и общества являются более серьёзным препятствием на пути развития, чем это представлялось еще несколько лет назад.

Мы отчетливо видим наши слабости. Конкурентоспособность ульяновских товаров на российском, а тем более на мировом рынке остаётся, к великому сожалению, крайне низкой. Предприятия, достижениями которых мы сегодня можем гордиться, - наперечёт. Промышленность области слабо диверсифицирована. Кризис наглядно показал, что провал и сбои в работе пяти-шести ключевых предприятий машиностроения приводит к серьёзным проблемам в наполняемости бюджета региона.   

Остаются крайне низкими энергоэффективность и производительность труда. Объем инновационной продукции в общем объёме произведённых товаров и оказанных услуг не превышает уровня в 20 процентов. Перечень предприятий и организаций области, активно внедряющих технологические инновации, весьма скуден, в нём всего 29 хозяйствующих субъектов. Даже крупные и достаточно успешные предприятия не рассматривают инновации как антикризисную меру.Кстати, огромный интерес к Ульяновской области проявляет руководство государственной корпорации «Роснано».

Не сокращается и наше отставание от среднероссийского уровня по одному из ключевых  показателей - средней заработной плате. Она, по прежнему, на 35-37 процентов ниже, чем в среднем по стране.

При этом у нас есть яркие примеры успешно развивающихся предприятий, где даже в период кризиса растут объёмы производства, численность занятых, заработная плата и налоговые платежи. Это предприятия оборонного комплекса: НПО «Марс» и  Ульяновский механический завод. Увеличили свои налоговые отчисления в бюджет и число работников ЗАО «Авиастар-СП», «Димитровградхиммаш», стабильная ситуация на ОАО «УКБП». Хочу особо отметить неше предприятие ОАО «КТЦ «Металлоконструкция». Только в этом году предприятие с численностью работников немногим более четырёхсот человек произвело продукции и заплатило налогов в бюджет на ту же сумму, что и пятитысячный коллектив Ульяновского механического завода.

Наши приоритеты в сфере развития экономики просты и понятны. Главная  задача - не снижать набранные темпы в привлечении инвестиций, активно развивая систему мер государственной поддержки инвесторов, которые готовы выпускать товары с высокой добавленной стоимостью, инновационную продукцию. Строительство новых предприятий, оснащённых современным оборудованием, использование передовых технологий производства, наконец, создание высокооплачиваемых новых рабочих мест - это наш безусловный приоритет, который работает и на развитие инновационной экономики, и на пополнение доходов бюджета, и на серьёзный рост заработной платы и на имидж Ульяновской области.

Хочу отметить, что многие принципы, идеи и механизмы инвестиционной политики, которые я излагал в докладе о стратегии развития Ульяновской области до 2012 года, мы уже воплотили в жизнь. Хотя полтора года назад мы только задумывались и начинали осторожно произносить вслух слова «портовая особая экономическая зона», «авиационный кластер», «региональная  промышленная зона». Сегодня всё это -  уже не абстрактные мечтания, а реализуемые проекты.

В частности, доказал свою правильность избранный нами путь привлечения инвесторов через создание региональных промышленных зон.  Инвесторы, а в их числе ведущие мировые компании «Марс» и «САБМиллер» оценили, что промзоны позволяют реализовывать их проекты намного быстрее и дешевле чем в других регионах России. Оценили и, не взирая на кризис, построили свои предприятия в рекордно короткие сроки.

Важно, что эффективность такой политики была оценена и Правительством  Российской Федерации. В условиях кризиса, который серьёзно ограничивает возможности региональных бюджетных вложений в инфраструктуру федеральная поддержка приобретает особо важное, решающее значение. Проект развития промышленной зоны «Заволжье» стал победителем в конкурсе на получение государственной поддержки за счёт средств Инвестиционного фонда РФ. 280 миллионов рублей переданы нам для продолжения строительства инженерной инфраструктуры данной территории. В течение ближайшего года мы планируем разместить там ещё несколько современных предприятий, которые будут выпускать конкурентоспособную по мировым меркам продукцию.

Инвестиционный климат в регионе кардинально изменился в лучшую сторону, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В настоящее время Правительством области разработаны дополнительные беспрецедентные меры государственной поддержки инвесторов, которых нет ни в одном другом регионе. В Законодательное Собрание уже внесён пакет законов (и мы знаем о том, что принятие этого пакета законов будет активно лоббировать наша фракция «Единая Россия»), позволяющих не только предоставлять налоговые льготы, но и предоставлять субсидии на возмещение затрат инвестора на подведение инженерных сетей, плату за техническое подключение и присоединение, а также выкуп в собственность земельных участков под построенными объектами. Кроме того, мы значительно снижаем критерии для получения государственной поддержки. Мы считаем, что всё это позволит нам получить дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с нашими соседями.

 Мы чётко определили и приоритетные проекты, «прорывные» направления для развития экономики на перспективу до 2015 года. Это, в первую очередь, проект «Авиационная столица». Это удивительный проект Ульяновской области вызывает изумление и восхищение со строны многих субъектов Российской Федерации. Он предполагает комплексное использование всего промышленного, научного, образовательного, инфраструктурного потенциала региона по нескольким направлениям. Цель - создать в Ульяновске, в Чердаклинском районе полноценный авиационный кластер, объединяющий производство самолётов и авикомплектующих, инновационные разработки учёных, техническое обслуживание, ремонт и конвертацию воздушных судов, подготовку и повышение квалификации кадров для гражданской авиации и авиастроения, ведущие авиакомпании. Буквально в ближайшие годы мы увидим, что этот проект является прорывным не только для Ульяновской области, но и для всей России. Все возможности и ресурсы для  создания такого кластера у нас есть: «Авиастар», два аэропорта, компании «Волга-Днепр» и «Полёт», научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, единственное в России высшее училище гражданской авиации, вузы и техникумы авиационного профиля.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Подписано Соглашение о консорциуме «Ульяновск-авиа», в рамках которого 16 предприятий и организаций области объединят свои усилия и разработки.

Особые надежды мы возлагаем на создаваемую на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» особую экономическую зону портового типа федерального уровня. В её рамках будет создан первый в России современный центр по техническому обслуживанию и ремонту самолетов. И это прорывное направление для нашей страны, и оно начинается с Ульяновской области. Сейчас таких центров в нашей стране просто нет. Здесь мы фактически выходим на мировой рынок технического обслуживания и ремонта самолётов. Неслучайно две крупнейшие авиакомпании - «Волга-Днепр» и «Айэрбас» - уже заявили о своём желании разместить на территории зоны такие центры.

В общей сложности пять крупных компаний подтвердили свои намерения стать резидентами Ульяновской портовой особой экономической зоны. Суммарный объём инвестиций только по их проектам превысит 7 млрд. руб. (а это лишь первый пул инвесторов), ежегодные налоговые отчисления - 350 млн. рублей, будет создано более тысячи новых рабочих мест в рамках самой зоны и несколько тысяч насмежных с ней предприятиях.  

Портовая зона - это новый серьёзный инструмент для наращивания конкурентных преимуществ Ульяновской области. Мы рассчитываем, что до конца года будет принято Постановление Правительства Российской Федерации, а также внесены соответствующие изменения в законодательство, что позволит разрешить не только ремонт, но и производство самолётов и авиакомплектующих  в особых экономических зонах портового типа. А инвесторов, желающих работать в рамках этой зоны, достаточно большое количество не только в России, но и за ее пределами. 

Ещё одно перспективное направление - уникальное производство аэростатических летательных аппаратов, современных «дирижаблей», которые будут применяться, в том числе, для освоения и перевозки крупных грузов в труднодоступных территориях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. На прошедшем авиакосмическом салоне «МАКС-2009» мы подписано соглашение о намерениях с ОАО «Локомоскай». Проект создания локомоскайнера, а по простому «летающей тарелки», вызвал большой интерес на Кубанском инвестиционном форуме в Сочи у руководителей Правительства Российской Федерации, а также руководства ряда регионов России и крупнейших организаций нашей страны. .

Хочу отметить, что потенциал Ульяновской области может и должен быть востребован при реализации крупнейших российских проектов в сфере авиастроения. В частности, достигнута договорённость, что новые заказы под производство авионики для самолёта «Сухой Супер Джет», который является сегодня одной из лучших разработок в России и мире, получит Ульяновское конструкторское бюро приборостроения.

Не меньшее внимание будет уделено реализации комплексной программы по  привлечению, подготовке и закреплению персонала на предприятиях авиастроительного комплекса региона.

В её рамках мы создали специальный ресурсный центр авиастроительного профиля, который обеспечит подготовку  рабочих и специалистов для ЗАО «Авиастар-СП» силами двух колледжей и трёх высших учебных заведений, располагающихся на территории области.

На базе УВАУ ГА запланировано создание уникального  Центра переподготовки лётных кадров, что позволит перейти на учебные программы нового поколения, повысить качество подготовки специалистов на основе использования новейших технологий обучения и современных технических средств. Кстати, начиная с сентября прошлого года по настоящее время, при существенной поддержке федерального и регионального Правительств училище смогло получить 34 новых учебных самолёта для подготовки пилотов. Модернизируется и тренажёрный парк. В самой ближайшей перспективе - реконструкция аэропорта «Ульяновск - Центральный».

Уверен, что наш научный, производственный и образовательный потенциал позволит нам не только на словах, но и на деле стать «Авиационной столицей России». А это значит, что в регион придут миллиарды рублей инвестиций, миллиарды рублей налогов и тысячи новых рабочих мест для жителей области.

 

Второе направление - развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Буквально через месяц будет сдан в эксплуатацию новый мостовой переход через Волгу, один из самых крупных в Европе. Уверен, что сегодня на территории области не осталось ни одного скептика, который бы в это не верил, а ещё пять лет назад мы могли об этом только мечтать! Перед мостостроителями стоит задача к 1 ноября завершить строительство этого объекта в полном объеме. А уже сегодня для нас главная задача на ближайшую перспективу - строительство и ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса нового мостового перехода, чтобы обеспечить выход транзитного движения с моста в улично-дорожную сеть города Ульяновска.

Последние полтора года, говоря о возможности реализации нашего проекта «Волжский транзит», нам приходилось преодолевать сомнения и убеждать федеральных, да и региональных чиновников, что предлагаемая Ульяновской областью концепция логистики, путь создания новой федеральной трассы несёт ощутимые, огромные,  выгоды не только для нас, но и для других регионов, для всей России. Смогли. Убедили. Наша инициатива была принята федеральным центром.

Сегодня наш с вами «доморощенный» проект «Волжский транзит» - это не просто «прожект», а неотъемлемая часть Транспортной Стратегии Российской Федерации. Новая федеральная трасса, которая свяжет центр России с Уралом и Сибирью, будет создана и пройдёт по многим районам Ульяновской области.

Эта мера в комплексе с созданием особой портовой зоны, развитием потенциала Ульяновского речного порта, а также предстоящей в перспективе электрификацией железнодорожных путей по направлениям «Ульяновск-Инза», «Ульяновск-Кандры», «Ульяновск-Сызрань» позволит нам с вами создать один из главных транспортно-логистических узлов, который имеет возможность с наименьшими затратами принимать и отправлять грузы любым видом транспорта. Именно за воплощение этой идеи мы с вами и боремся.

Также хочу отметить, что в этом году заключено соглашение между Правительством области и Дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» по проведению реконструкции железнодорожных вокзалов на станциях «Ульяновск Центральный» и «Инза». Завершена процедура по передаче 100 % акций ОАО «Аэропорт Ульяновск» в государственную собственность Ульяновской области, что даёт нам возможность модернизировать аэропорт с привлечением частных инвесторов. Все эти меры также будут «работать» на развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона.

Третье направление - кластер строительных материалов. Это принципиально новое направление, которое позволяет нам, используя наш природно-ресурсный потенциал, поставлять на рынки не сырьё, а готовую продукцию, пользующуюся высоким спросом. Прошло то время, когда к нам приезжали из других регионов, вывозили наши природные богатства за пределы области и там перерабатывали, увеличивая налоговые отчисления и создавая новые рабочие места, а мы являлись по сути сырьевым придатком. Это время прошло. До конца этого года и в 2010 году будут реализованы ряд крупных проектов. Начнут выпуск продукции завод сухих строительных смесей «Хенкель» и завод газосиликатных изделий. Будет введена в эксплуатацию вторая очередь стеклотарного завода компании «Склострой» в Красном Гуляе. После реконструкции, а по сути - нового строительства, заработает цементный завод в Сенгилеевском районе. В Инзенском районе ведется строительство завода по производству усовершенствованных теплоизоляционных изделий из диатомита. Наконец, компания «Кварцверке» завершает строительство самого современного на территории нашей страны горно-обогатительного комбината, потребителями продукции которого станут предприятия со всего мира, производящие оптическое, медицинское и автомобильное стекло. А впереди у нас, буквально в 2010-2011 годах, проекты по Тереньгульскому району, дающие нам занять лидирующие позиции в стране.

Четвёртое направление - создание уникального для России Центра медицинской радиологии в Димитровграде. Речь идет практически о новом виде здравоохранения - лечении онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний с применением радиофармпрепаратов на основе радионуклидов стронция и йода, и внедрять это доверено нам - Ульяновской области. Аналогов подобному центру в России сегодня нет, да и в мире они буквально наперечет.

Уже заканчивается проектирование Центра, на будущий год предусмотрено финансирование капвложений в сумме 1,4 миллиарда рублей. При этом будут созданы не только сам Центр и завод радиофармпрепаратов, но и настоящий «академгородок», где будут жить и работать лучшие учёные и медицинские специалисты со всей России и из-за рубежа.

Но и это - только начало. А впереди у нас  - огромная работа по превращению города Димитровграда в настоящий наукоград.

Пятое направление - развитие нанотехнологий. По нему мы работаем в плотном контакте с корпорацией «Роснано», заточенной на поиск суперсовременных разработок, позволяющих нашей стране войти в число самых высокотехнологичных государств мира. В рамках этой работы на базе Ульяновского технопарка создан проектный офис по нанотехнологиям. Один наш проект -  лазерный гироскоп, разработанный на ОАО «Утёс», уже оформлен в качестве заявки на участие в федеральной поддержке. Ещё две заявки  - от УКБП и Диатомового комбината - в стадии оформления и в этом месяце они также будут направлены в «Роснано». Есть перспективные проекты по ядерной тематике и у НИИАРа. Руководство «Роснано» проявило большой интерес и к проекту «композитное крыло», а также к нашему предложению разместить ряд инновационных производств в рамках промзоны «Заволжье» и портовой особой экономической зоны.

Это - наши главные  приоритеты. Но сказанное не означает, что мы не будем реализовывать перспективные инвестпроекты в других сферах. Чем больше у нас будет создаваться современных производств, тем больше будет возможностей для людей найти себе интересную и высокооплачиваемую работу, достойно трудиться на родной земле. А для Ульяновской области в целом  именно таким образом будут решаться задачи диверсификации экономики и увеличения доходов бюджета.

Что касается действующих промышленных предприятий, то мы не собираемся бросать их на произвол судьбы. Мы намерены оказывать всемерную поддержку развитию промышленности. В том числе, и предоставляя ведущим предприятиям налоговые льготы на имущество и на землю. По сути, это - скрытые государственные инвестиции, которые должны направляться на техническое перевооружение и модернизацию производства, создание новых рабочих мест.

Такая поддержка выгодна всем: и государству, и самим предприятиям. И я могу привести наглядный тому пример: в прошлом году мы освободили «Авиастар-СП» от налога на имущество в части мобилизационного резерва на 72 миллиона рублей. Это достаточно существенные средства, поэтому это решение мы серьезно обсуждали. Но сейчас мы видим, что сэкономленные деньги предприятие направило на обновление оборудования, создание новых рабочих мест, дополнительно заплатив в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 153 миллиона.

Однако и здесь будет действовать жесткий принцип «деньги в обмен на инновации». И наши «промышленные генералы» должны это четко понять. Если руководство предприятия заинтересовано только в том, чтобы «проедать» ресурсы, доставшиеся с советских времён, если получаемая прибыль в основном направляется не на модернизацию производства, а тратится на иные цели, то ни о какой поддержке не может быть и речи.

Главный «ключ» к развитию - повышение конкуретноспособности. В этих целях Правительством области разработаны и приняты Программа развития конкуренции до 2012 года, конкретный план  мероприятий по её реализации. индикаторы результативности конкурентной политики. Подчеркну, что развитие конкуренции - это та комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

Проблемы конкурентоспособности испытывают практически все отрасли экономики региона. Возьмём, к примеру, сельское хозяйство. При всем нынешнем относительном по сравнению с другими отраслями «благополучии» в сфере АПК проблемы ухода от сырьевой зависимости, развития перерабатывающих мощностей здесь стоят не менее остро. Потому что главное - не только засеять, вырастить и убрать урожай, не только выгодно его продать, но и добиться максимального числа «переделов» сельхозпродукции.

Вот почему развитие собственной сельхозпереработки становится для нас одной из главных задач на ближайшую перспективу. Также нам предстоит серьёзная работа по организации инновационного научно-производственного Центра международного уровня, связанного с разработкой биотехнологий в растениеводстве и животноводстве. Об этом я говорил еще полтора года назад и пока мы двигаемся в этом направлении очень и очень медленно. 

Не только крупные хозяйства нуждаются в государственной поддержке. Мы должны уделить огромное внимание развитию личных подсобных хозяйств. Вот почему одним из ключевых направлений развития АПК в следующем году станет инновационный проект по созданию «Семейных ферм» или поддержка малых форм хозяйствования. Пилотный проект уже реализуется в селе Александровка Новомалыклинского района.

Это совершенно новый формат сельскохозяйственного предприятия, на котором производственная линия максимально уменьшена, что позволяет обслуживать миниферму силами одного фермера или одной семьи.

Проектом  предусмотрено построить 120 комфортабельных и меблированных жилых домов 130 кв.м каждый. Фактически речь идет о создании современной деревни нового типа, в которой одновременно будет работать 137 новых различных видов мини-ферм. Первая очередь строительства уже близка к завершению. Это действительно уникальный проект в масштабах России. Могу сказать, что сегодня интерес к этому проекту проявляет огромное количество субъектов Российской Федерации.

Уверен, что важное значение для создания конкурентной среды имеет и то содействие, которое мы оказываем возрождению потребительской кооперации в рамках соглашения с Центросоюзом России. Также в следующем году впервые будет действовать областная программа поддержки развития садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Но, еще раз подчёркиваю, без создания эффективной системы переработки продукции, появления на прилавках наших магазинов и рынков собственных конкурентоспособных продовольственных товаров, мы не сможем обеспечить продовольственную безопасность и не улучшим качество жизни на селе.

 

Одним из главных направлений в развитии экономики должна стать поддержка малого и среднего бизнеса. И я просил бы руководителей, которые здесь присутствуют, уделить этому особое внимание. Мы видим, что в некоторых муниципальных образованиях  власти, начиная от различных служб и заканчивая главами районов,  крайне прохладно и непрофессионально относятся к этому направлению. Главное не раздать деньги, это самое легкое, главное  объяснить людям для чего это делается, помочь им на первом этапе,  сопроводить их, как любимых детей, до того момента, как это производство встанет на ноги. Это необходимо, потому что это новый средний класс, эти люди начнут создавать конкурентоспособные предприятия, конкурентоспособную продукцию, новые рабочие места. Хочу отметить, что на федеральном уровне принято решение: в следующем году поддержать тех людей, которые в этом году  получили средства на создание собственного дела в том случае, если они будут создавать у себя в хозяйствах новые рабочие места для безработных. В этом случае им будут выделены дополнительные средства. И это очень важная мера государственной поддержки.   

Хочу особо подчеркнуть еще один важный момент: сегодня энергосбережение и энергоэффективность - не просто лозунг, не просто требование времени, а одно из ключевых направлений федеральной и региональной политики. И все мы обязаны этим направлением серьёзно заниматься.

Мы должны изменить привычные  подходы и стереотипы, что энергия - это некое дармовое благо, должны внедрять энергоэффективные сберегающие технологии и в социальной сфере, и в промышленности, и в жилищном секторе. Собственно говоря, Ульяновская область уже имеет несколько успешных реализованных инновационных проектов в этой сфере, в первую очередь, две действующие Малые ГЭС на сточных водах в Ульяновске, одна из которых была открыта уже в этом году. Точно также мы будем продолжать вести работы по модернизации системы теплоснабжения области, в том числе и с привлечением крупных частных инвестиций.

В следующем году принципиально важно разработать и принять Стратегию энергоэффективности и энергосбережения на период до 2020 года и системно двигаться вперед в этом важнейшем вопросе. В том числе, отработать пилотные проекты для модернизации жилых кварталов и бюджетных учреждений, найти необходимые действенные стимулы для проведения аналогичной работы на промышленных предприятиях.

Говоря всерьёз о планах модернизации экономики, о технологических инновациях мы не можем упускать из вида и другие её аспекты. Сегодня в коренном изменении нуждаются и социальные институты, органы государственной власти и местного самоуправления. И один из ключевых вопросов - повышение эффективности управления, борьба с хронической коррупцией, которая сегодня, надо признать, пронизывает все слои общества и «этажи» власти.

Меня очень встревожили результаты последнего социологического опроса на тему коррупции. Около 30% опрошенных считают, что допустимо в некоторых случаях заплатить должностному лицу за оказание той или иной услуги, то есть дать взятку, а 22% считают коррупцию нормой современной жизни.

«Лидирующие» позиции по распространенности бытовой коррупции, согласно данным опроса, занимают медицина (и нам необходимо серьезно заняться этой отраслью), ГИБДД, высшие и средние специальные учебные заведения,  правоохранительные органы, военкоматы. Шестое место в этом позорном списке делят органы местного самоуправления и службы ЖКХ.

Для системного противодействия коррупции нами за последние годы принят целый ряд важных нормативных правовых актов, в том числе и по антикоррупционной экспертизе законодательства. Разработана и принята областная целевая программа. Наконец, образован особый государственный орган в лице Уполномоченного по противодействию коррупции Ульяновской области.

Но хочу отметить, что для реальной борьбы с коррупцией мало принять все эти нормативные акты. Необходимо, чтобы они работали. Пока, к сожалению, в должной мере во многих муниципальных образованиях этого не происходит, также как и в ряде важных отраслей региона.  

  Главное условие и «питательная среда» для проявлений коррупции - непрозрачность действий власти, отсутствие эффективной «обратной связи» с жителями. Вот почему в рамках административной реформы одним из главных направлений в работе на следующий год становится организация работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. До 2012 года МФЦ должны быть созданы в Ульяновске, Димитровграде и десяти муниципальных районах. Поэтому, уважаемые руководители, начинайте готовиться к этой серьезной, сложной, но позитивной работе..

Кроме того, мы продолжим работу по возрождению на местах своеобразной системы «народного контроля» с участием представителей политических партий, общественных организаций, независимых журналистов. Уверен, что таким образом будет достигнут и необходимый уровень «прозрачности» принимаемых властью решений. Уверяю вас, что «народный контроль» в таком виде будет создан уже в этом году

Инновационный подход к управлению требует самостоятельности и ответственности, поддержки инициативы и своевременного обновления управленческих кадров. На это мы и будем делать ставку. В самое ближайшее время мы завершим работу по созданию новой структуры Правительства области, ликвидируем избыточные административные функции, приведём в соответствие с объёмом работы штатную численность чиновников.

 Крайне важно, чтобы все органы власти понимали, что от продуманности их действий, от взвешенности и обоснованности принятых решений, собственной инициативы, зависят судьбы десятков и сотен тысяч ульяновцев. 

Вынужден отметить, что далеко не все руководители муниципалитетов понимают важность и масштабность стоящих перед нами задач, качественно и без устали работают. Больше стараются быть «нахлебниками». Это  главы Сенгилеевского и Вешкаймского районов, Старокулаткинского городского поселения, города Новоульяновска. Руководители этих муниципальных образований либо не хотят, либо не умеют профессионально работать, но не могут ни себе, ни своим землякам в этом признаться. Неслучайно они испытывают трудности с вхождением в отопительный сезон.  

Встречаясь с людьми в трудовых коллективах, на сходах граждан, проводя прямые линии связи с населением, акции «Лицом к человеку», я очень хорошо вижу и понимаю, что в первую очередь волнует людей. Очень многие проблемы напрямую связаны с вопросами жизнеобеспечения, которые копились годами и своевременно не решались. Но особенно возмущает наших граждан безответственное, равнодушное, прямо скажем, непрофессиональное отношение чиновников к их бедам и нуждам.

Вот почему нам сегодня как никогда необходима, как сейчас принято говорить, «перезагрузка» власти. Вот почему повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих, депутатского корпуса, в том числе и за счёт грамотной внутрикорпоративной учёбы, обмена опытом работы - одна из важнейших задач в сфере управления. Через месяц после выборов мы пригласим депутатов районных советов, городских и сельских поселений на своеобразную «установочную сессию». И до конце года проведем для них ряд обучающих семинаров и испытаний для муниципальных и государственных служащих.

Власть должна жить нуждами и заботами простых людей, слышать их, каждый день делать всё возможное для улучшения их жизни. Эта простая и понятная всем истина на практике реализуется с большим трудом. И это - тоже признак нашей управленческой «отсталости», своеобразное «наследие прошлого», от которого мы можем и должны отказаться, причём чем быстрее - тем лучше. Власть, как и экономика, как и политика, должна стать «умной». Это значит - ясно понимать, что главный источник и ресурс развития региона - люди, которые в нём живут и работают.

Сказанное не означает, что мы должны заниматься мелочной опекой, тотальным контролем над всем и вся. Мы должны создать такие условия, чтобы жизненный и творческий потенциал наших граждан, а он есть практически у каждого человека, раскрывался и эффективно работал на благо Ульяновской области и Российской Федерации.

Что мы будем для этого делать? Первое и главное - улучшать условия жизни людей. Продолжать газификацию сельских районов, решать проблемы надёжного обеспечения качественной питьевой водой. Ремонтировать дороги, многоквартирные жилые дома и переселять граждан из ветхого и аварийного жилья. Мы будем реализовывать и масштабный проект в жилищном строительстве «Симбирское кольцо», рассчитанный на создание в Ульяновске нового по сути города на 1 миллион квадратных метров общей площади жилья. Будем более масштабно вести работы по благоустройству и улучшению архитектурного облика. Здесь есть над чем работать. Будем продолжать закупки автомобильного транспорта для автопредприятий области, а также учреждений образования, здравоохранения, силовых структур.

В сфере трудовых отношений нам предстоит подписать новое Трёхстороннее Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов области, объединениями работодателей и правительством региона. Работа по Соглашению уже практически завершена. Уверен, что в нём найдут отражение все те позитивные моменты, которые связаны с защитой прав трудящихся, что мы с вами наработали в предшествующие годы и в период кризиса.

В связи с этим хочу выйти к вам с таким предложением. Уважаемые коллеги! Профсоюзы в течение почти пятнадцати лет боролись за то, чтобы минимальная заработная плата была приближена к уровню прожиточного минимума. Полагаю, что пора поставить новую цель: добиваться внесения изменений в Федеральный Закон  № 44-ФЗ «О потребительской корзине», с тем, чтобы перейти от понятия «прожиточный минимум» к более ёмкому и более точному понятию «минимальный потребительский бюджет». Думаю, что такое предложение со стороны профсоюзных организаций должно быть внесено нами в Правительство Российской Федерации.

В здравоохранении нам предстоит до конца года завершить работы по созданию областного сосудистого центра и первичного сосудистого отделения в городе Барыш. В перспективе - построить новый хирургический корпус в областной больнице, реконструировать областной перинатальный центр, создать в Ульяновске Центр микрохирургии глаза. Будем мы развивать региональную систему дистанционного мониторирования артериального давления с головным центром в областной клинической больнице, расширять площади онкологического диспансера для установки нового оборудования для лучевой терапии.  В рамках федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения будут созданы четыре травмоцентра, иначе говоря, новых крупных медицинских центра, на базе Николаевской, Новоспасской и Тереньгульской ЦРБ и больницы скорой медицинской помощи в Ульяновске. Также для развития системы профилактики здорового образа жизни на территории области будет открыто пять «Центров здоровья». Продолжим мы работу и по созданию офисов врачей общей практики.

Мы намерены продолжать создание современной материальной базы для занятий массовым спортом. В частности, в следующем году будут построены два физкультурно-оздоровительных комплекса в Новоспасском и Кузоватовском районах. Всего же до 2015 года в области должны быть построены более десятка спортивных объектов.

В сфере образования мы будем не только развивать созданные ресурсные центры по направлениям: «машиностроение», «строительство», «развитие АПК», «Авиастроение». На базе Карсунского медицинского техникума начнётся реализация проекта по подготовке медицинских работников для послебольничной реабилитации. В ближайшем будущем техникум станет Центром Приволжского Федерального округа, который будет обеспечивать подготовку и переподготовку кадров по данному направлению.

Новое развитие получит и поддержка творческой инновационной молодёжи. Созданный на базе лагеря «Юность» центр по работе с одарёнными детьми должен обрести статус межрегионального. И без сомнения, мы должны продолжить практику поощрения инновационных школ и детских садов, лучших учителей и воспитателей, мастеров профессионального обучения. 2010 год в Российской Федерации пройдёт под знаком Года Учителя. Обращаюсь ко всем общественным организациям, профсоюзам, самим педагогическим работникам внести свои предложения: каким Вы видите этот год. Что и как должны сделать органы власти на всех уровнях, чтобы поднять авторитет и престиж учительской профессии?

За последние 30 лет на территории области не было открыто и построено ни одного объекта культуры. Поэтому мы поставили две первоочередные задачи: завершить к 2012 году строительство зданий областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова и областного государственного архива Ульяновской области. Также в  следующем году мы откроем новый полноценный федерального уровня Музей -  Музей Аркадия Александровича Пластова. На базе Дома культуры УАЗ будет создан новый театр - театр народного танца Владимира Андреевича Ионова, лауреата Государственной премии «Душа России». И безусловным приоритетом для нас останется программа развития библиотечного дела.

Огромный потенциал есть у нас для духовного, нравственного, патриотического воспитания, пропаганды семейных ценностей, здорового образа жизни и решения демографических проблем в выстраивании конструктивных отношений с национально-культурными автономиями и традиционными ведущими конфессиями. И это также является нашим приоритетом. Мы оказывали и будем оказывать всемерную помощь в строительстве храмов и мечетей, в возрождении наших духовных святынь. Когда-то строительство православного кафедрального собора на родине Ленина казалось многим несбыточной мечтой.  Сегодня он почти построен. Уверен, что Ульяновску нужна и Соборная мечеть. Также мы будем реализовывать проект по созданию в областном центре уникальной  «Национальной деревни», что станет симбиозом делового, культурного, досугового центра на территории Ульяновской области .

2010 год  - год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В Ульяновской области следующий год объявлен Годом патриотического воспитания. Поэтому ещё раз хочу вернуться к моему обращению к жителям региона, руководителям предприятий и организаций, органам власти. Подготовка празднования 65-летия Великой Победы должна стать главной задачей для всех нас и личной ответственностью для каждого ульяновца!

Уважаемые земляки!

Хотел, бы чтобы вы не только услышали и поняли меня, но приняли сказанное мной за руководство к действию и донесли услышанное до своих земляков. К сожалению, в  некоторых населенных пунктах региона люди испытывают недостаток информации. К сожалению, до сих пор есть люди, которые пытаются убедить всех, что ничего хорошего в Ульяновской области не происходит, и она продолжает оставаться отсталым регином. Это неправда!

Регион действительно по абсолютному большинству показателей вошел в тридцатку лучших регионов России, а по отдельным показателям в десятку и в пятерку ведущих регионов РФ. Впереди у нас не менее трудный участок пути. В своем выступлении я обрисовал его основные направления. И в завершении, хочу отметить: мы с вами должны пройти как минимум 3 этапа. Первый этап, когда нам необходимо было разобраться с долгами, выстроить систему власти, успокоить общество, сделать понятной стратегию развития, мы с вами  благополучно прошли. Люди увидели, что за каждым нашим словом есть реальные дела. Они нам поверили. Второй этап по 2011 год включительно, - это этап, когда мы должны нарастить свои ресурсы, и за счет оптимизации и реструктуризации своих расходов сконцентрировать ресурсы на важных, прорывных направлениях, которые позволят Ульяновской области не догонять своих соседей, а перегнать их, и выйти на те площадки, которые недоступны для них. И вы видите, что мы  в этом направлении двигаемся. И на третьем этапе в 2012 году нам необходимо сделать все для того, чтобы Ульяновская область вошла в двадцатку ведущих регионов Российской Федерации и в пятерку ведущих регионов  Приволжского Федерального округа, и стала таким образом одним из самых комфортных для проживания людей регионов. Уверен, что в этом устремлении все мы едины. А раз так,  раз мы заботимся о своей любимой земле, заботимся о своих земляках, у нас другого результата не может быть, как только победа! А значит, всё у нас получится!

08.10.09

    Темы дня