Обращение Главы администрации области С.И. Морозова в связи с истечением 100 дней пребывания в должности

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания,
Государственной Думы, члены Совета Федерации!
Уважаемые руководители федеральных органов,
муниципальных образований и предприятий!
Уважаемые коллеги! Дорогие ульяновцы!

Разрешите выразить благодарность за предоставленную возможность отчитаться о проделанной работе.

Реализуя предвыборную программу, в первые сто дней пребывания в должности мне необходимо было принять ряд мер неотложного характера.

Во-первых, решить кадровые проблемы. Необходимо было разработать и оперативно ввести в действие оптимальную, функционально обоснованную структуру управления, сформировать команду. Эта задача решена. При активном участии депутатов, политических партий, общественных движений мы определились по основным кадровым вопросам. Структура управления представлена в Законодательном Собрании. При этом имели в виду, что расходы областного бюджета на государственное управление за последние четыре года увеличились в 4,5 раза. Аппарат управления рос как на дрожжах, но серьезных качественных изменений в жизни ульяновцев не происходило. При остром дефиците бюджета мириться с этой негативной тенденцией было нельзя. Поэтому приняты меры по сокращению бюджетных расходов на содержание чиновников. Численный состав государственных гражданских служащих в администрации области и финансируемых из бюджета органах исполнительной власти сокращен на треть. Реальный эффект получен не только за счет экономии по фонду оплаты труда, но и за счет наведения порядка в пользовании автотранспортом, средствами связи, командировочных расходах и материально-техническом обеспечении. Работу по снижению затрат на содержание аппарата управления мы будем и впредь вести решительно и настойчиво по всем направлениям. Однако перегибов здесь не допустим.

Во-вторых, был сделан глубокий анализ реального состояния экономики и социальной сферы. Положение дел как на областном уровне, так и в муниципальных образованиях вызывает большую тревогу. На территории Ульяновской области проживает один процент населения страны, но вклад региона в экономический потенциал государства существенно ниже. В объеме валового внутреннего продукта России наша область дает лишь половину процента, причем за последнее десятилетие эта доля снизилась более чем в полтора раза. Величина валового продукта на душу населения вдвое ниже, чем в среднем по стране. В промышленности объем производства составляет лишь половину процента от общероссийского. Индекс физического объема промышленного производства в прошлом году был самым низким в Приволжском федеральном округе. Финансовое положение и качество продукции многих предприятий остается неудовлетворительным.

Затяжной кризис переживает сельское хозяйство. Здесь индекс физического объема сельхозпродукции в прошлом году составил всего 68 процентов к уровню 1993 года. Поголовье крупного рогатого скота сократилось за 10 лет в три раза. Посевные площади только за последние пять лет уменьшились на 400 тысяч гектаров. По размерам посевных площадей, валовому сбору зерновых культур и поголовью скота во всех категориях хозяйств показатели прошлого года ниже, чем в довоенном 1940 году. Из года в год снижается эффективность бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства.

Низким остается общий объем отечественных и иностранных инвестиций. Основная часть зарубежного капитала поступает к нам в виде кредитов и всего лишь в две отрасли: транспорт и нефтедобычу. Административные барьеры мешают приходу в регион российских и зарубежных компаний, тормозят развитие местного бизнеса, значительно ослабили его конкурентоспособность. В результате малый и средний бизнес слабо влияет на формирование бюджетных доходов, социально-экономическое развитие региона в целом. Об этом мы обстоятельно поговорим в субботу на Съезде предпринимателей области.

Слабая бюджетная обеспеченность дополняется огромным по размеру дефицитом. Консолидированный бюджет на 2005 год составляет 10,7 миллиардов рублей, дефицит заложен в размере 1 миллиарда 38 миллионов. Среднедушевые доходы бюджета являются самыми низкими в Приволжском федеральном округе. Налогооблагаемая база значительно отстает от роста бюджетных расходов. Государственный долг области за последние четыре года вырос до двух с половиной миллиардов рублей.

Острые проблемы накоплены в жилищно-коммунальном комплексе. Долги электроэнергетикам превысили 4 миллиарда, а поставщикам газа – 244 миллиона рублей. Качество и нормативы потребления коммунальных услуг не соответствуют установленным стандартам. Причины известны: это неэффективная система управления, экономически необоснованная и непрозрачная тарифная политика, отсутствие конкуренции на рынке коммунальных услуг.

Велико отставание по уровню жизни населения. Среднедушевые денежные доходы ульяновцев почти в два раза ниже, чем в среднем по России. В прошлом году свыше 33 процентов жителей имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Причем, более двух третей населения, находящегося за чертой бедности, проживает в сельской местности. Накоплены многолетние долги по детским пособиям и заработной плате, в том числе работникам бюджетной сферы.

За прошлый год официальный уровень безработицы стал в полтора раза выше, чем в среднем по России. Естественная убыль населения только за последние два года составила 33 тысячи человек. Низкий уровень рождаемости не обеспечивает даже простого количественного замещения поколений, ведёт к сокращению в будущем трудовых ресурсов.

Необустроенность жизни ульяновцы испытывают на себе каждый день. Отвратительное качество дорог, грязь в подъездах и дворах, автомобильные пробки на Волжском мосту, многомесячные отключения горячего водоснабжения, сбои в работе предприятий. На этом фоне накопившиеся проблемы воспринимаются людьми еще острее.

На основе проведенного анализа нужно было найти ответы на вопрос – что же делать в сложившейся ситуации? Ведь если по большому счету оценить итоги социально-экономического развития области за последние 10 лет, то можно с болью констатировать – наш регион не только утратил некогда лидирующие позиции по многим направлениям, но и стал своеобразным символом провинциальности и застоя. Экономика области, ее финансы, социальная сфера сегодня находятся в глубоком системном кризисе.

Есть, конечно, объективные причины такого положения. В их числе – сложившаяся неблагоприятная структура экономики, высокая доля предприятий оборонно-промышленного комплекса. Но, к сожалению, имели место и ошибки управленческого характера. В частности, несвоевременное реагирование органов власти на требования рынка и изменившуюся политическую ситуацию в стране, отсутствие четкой стратегии и тактики развития области, последовательности в принятии и настойчивости в исполнении собственных решений, слаженности в действиях органов власти и управления на всех уровнях. В результате - недостаток здоровых амбиций, обломовщина в худшем смысле этого слова.

Власть не сумела своевременно выявить конкурентные преимущества области и сполна использовать их. Упущено много времени. Соседние регионы обогнали нас в развитии на 5-10 лет. Вывод один – надо догонять! Ведь мы не выбрали свой ресурс развития и знаем, как шли другие регионы, знаем их опыт. Я отчетливо понимаю – наши главные проблемы имеют глубокие корни, их решение требует не наскока и суеты, а квалифицированного, ежедневного и упорного труда. Однако, в условиях острой межрегиональной конкуренции времени на раскачку нет, темп развития должен быть адекватным.

Поэтому основная цель нашей управленческой команды, моя миссия на посту Губернатора – в достаточно короткий срок, решая, конечно, повседневные и неотложные проблемы, обеспечить прорыв по целому ряду направлений в экономике и социальной сфере. Мы должны доказать состоятельность Ульяновской области как субъекта Российской Федерации.

Одной из главных задач стала разработка долгосрочной Стратегии развития. За три месяца сделан первый шаг в этом направлении. Разработана Комплексная программа социально-экономического развития Ульяновской области до 2010 года. Попытки создать такой документ предпринимались и ранее, но ни одна из них не была доведена до логического завершения – принятия программы в качестве Закона. Сегодня мы передаем проект Программы в Законодательное Собрание для обсуждения и надеемся, что депутаты его поддержат.

Одновременно мы начали осуществлять ряд неотложных антикризисных мер и системных мероприятий, направленных на стабилизацию экономики и социальной сферы, формирование нового имиджа Ульяновской области.

Особое внимание было уделено разработке внятной и прозрачной бюджетной политики, направленной на улучшение финансового состояния и увеличение налогового потенциала региона. Согласен с утверждениями, что принятый в самом начале года бюджет нельзя считать удовлетворительным. Но принятие соответствующего Закона позволило начать своевременную работу по исполнению плановых показателей. В результате, темп роста доходов областного бюджета по итогам первого квартала составил 154,9 процентов, а консолидированного бюджета области – 112,5 процентов. При этом план по собственным доходам областного бюджета перевыполнен более чем на 30 процентов.

Приоритетным стало выполнение в полном объеме обязательств бюджета по основным статьям расходов. Обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений. Кредиторская задолженность перед областными бюджетниками, составлявшая на 1 декабря 2004 года 116,5 миллионов рублей, ликвидирована полностью. Городам и районам оказана помощь в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и кредитов. Поставлена задача полностью ликвидировать задолженность по заработной плате в муниципальных образованиях.

Реформирование системы межбюджетных отношений привело к появлению значительных дополнительных расходных полномочий, в первую очередь, по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла. Предоставление льгот данным категориям граждан осуществляется в полном объеме. Также в полном объеме финансируются из областного бюджета пособия гражданам, имеющим детей, опекунские расходы.

Нами разработана и утверждена Концепция управления государственным долгом Ульяновской области, что позволяет сократить его объем, оптимизировать структуру и снизить расходы по обслуживанию. Первым шагом стало заключение Соглашения с Министерством финансов о реструктуризации задолженности по бюджетным ссудам прошлых лет на сумму около полутора миллиардов рублей. При соблюдении условий соглашения и выполнении графика за три года 90 процентов задолженности будет списано.

Завершается разработка программы стабилизации бюджетно-финансового положения области. В ближайшее время будут реформированы принципы управления бюджетным процессом, изменены структура и подходы к исполнению текущих бюджетов. Сегодня приоритеты работы заместителя Главы администрации области Алексея Юрьевича Пантелеева определены и мы вправе рассчитывать на результат.

Важнейшим направлением работы стало осуществление неотложных мер по повышению доходной части бюджета. Должен сказать, что здесь у нас есть существенные резервы по всем направлениям налоговых и неналоговых поступлений. Только недоимка по платежам налогоплательщиков составляет 1,8 миллиардов рублей.

Поэтому отдельной программой увеличения доходной части бюджета стал комплекс мероприятий по укреплению налоговой дисциплины. Совместно с налоговыми инспекциями начали работу соответствующие комиссии как в областной администрации, так и в муниципальных образованиях. На 15 апреля 2005 года недоимка в областной бюджет сокращена на 28 миллионов рублей. Планомерная и системная работа с недоимщиками будет вестись постоянно и очень жестко.

Еще одним источником пополнения доходной части бюджета в 2005 году станет повышение платы с предприятий и организаций региона за негативное воздействие на окружающую среду, сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Дополнительные поступления составят 10 миллионов рублей.

Увеличение доходной части бюджета в этом году будет обеспечено комплексом мер в сфере земельной политики и управления государственной собственностью. Информационная закрытость по вопросам собственности снята. Мы, к сожалению, не имели публичного реестра помещений – свободных или сдаваемых в аренду, на которые бизнес мог бы претендовать на открытых аукционах. Нигде не публиковался перечень предприятий, которыми мы располагаем. Не озвучивались меры, которые в отношении этих предприятий надо предпринимать, будь то банкротство, ликвидация, приватизация, реструктуризация или финансовое оздоровление. А под покровом информационного умолчания подчас делались грязные дела.

Поэтому, по моему распоряжению Контрольное управление администрации области провело проверку деятельности Комитета по управлению государственным имуществом и Фонда имущества Ульяновской области за последние четыре года. В ходе только первой выборочной проверки установлено и документально подтверждено, что в бюджет области в связи с различными нарушениями и злоупотреблениями мы не дополучили более 40 миллионов рублей. Результаты этой проверки в печати опубликованы. Контрольную работу мы и впредь будем вести открыто и гласно, чтобы люди знали о всех безобразиях должностных лиц и могли им дать свою оценку. Работу Контрольного управления, Государственно-правового департамента сегодня курирует Заместитель Главы администрации области – Руководитель аппарата Александр Михайлович Большаков. Его профессиональные, деловые качества я знаю и уверен, что у нас хватит сил навести порядок.

Все, что касается вопросов эффективного использования областной собственности, управления государственным долгом, я, как Глава администрации, буду держать под своим личным контролем, в том числе и положение дел на предприятиях, находящихся в процедуре банкротства. Сегодня можно только приветствовать усилия прокуратуры по защите интересов государства, в частности, в Тереньгульском районе, где в махинациях оказались замешаны даже судебные приставы.

Мощный ресурс мы видим в развитии земельных отношений. Сейчас идет процесс деления земли по уровням собственности - федеральному, региональному, муниципальному и работы здесь - непочатый край. Оперативной задачей управления земельными ресурсами стало пополнение доходной части областного бюджета от аренды и продажи земельных участков. С этой целью подготовлены поправки в областное законодательство. Увеличение ставок земельного налога позволит увеличить и арендные платежи за землю. Начата работа по переоформлению права бессрочного пользования земельными участками на право собственности и аренды. Актуальным является создание системы земельного кадастра и кадастровой оценки земли.

По нашей инициативе приняты изменения в Закон «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в части снижения применяемых коэффициентов для расчета выкупной цены при продаже земельных участков. Я благодарен депутатам за поддержку. В 2004 году поступления в областной бюджет от продажи земельных участков составили всего 44,3 тысячи рублей. Одной из основных причин был высокий уровень выкупных цен. Такой подход не выгоден ни самим предприятиям, ни бюджетам. Земля, как собственность, повышает капитализацию предприятия.

В результате, ставки по выкупу земли под приватизированными предприятиями стали одними из самых низких в России. Это также способствует созданию благоприятного имиджа Ульяновской области для инвесторов. Принятая мера позволит активизировать выкуп земли собственниками предприятий, а увеличение доходов областного бюджета от продажи земельных участков составит около 20 миллионов рублей.

За истекшие три месяца мы уделили серьезное внимание инвентаризации областных государственных унитарных предприятий. Здесь также выявлены многочисленные нарушения в использовании государственного имущества. В результате первых проверок в собственность области уже возвращены 11 объектов, выбывших из-за незаконных действий руководителей ОГУПов. Приняты меры к возврату десятков единиц оборудования, автомобильной и сельскохозяйственной техники. В правоохранительные органы направлены материалы по проверке действий бывших руководителей, допустивших в своей работе нарушения действующего законодательства и причинивших ущерб интересам предприятий и государства.

Проанализировав финансовое положение ОГУПов, мы считаем, что суммарные отчисления от их прибыли в бюджет 2005 года составят около 4,5 миллионов рублей, что гораздо выше запланированного ранее. Занижены были и плановые показатели по поступлениям доходов от приватизации. Таким образом, от использования государственного имущества в 2005 году областной бюджет может получить не 92, а 132 миллиона рублей.

Серьезным шагом стал принятый в марте текущего года Закон «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области». Закон предусматривает освобождение от уплаты налогов на имущество и на землю сроком на пять лет и снижение ставки налога на прибыль на 4 процента.

Создав общественный Совет по инвестициям, некоммерческое партнерство «Региональный центр инвестиционного развития», мы рассчитываем обеспечить максимальную информационную прозрачность принятия решений по объектам инвестирования. В самое ближайшее время будет принят ряд конкретных мер по упрощению и сокращению сроков инвестиционных согласований, максимальному приближению к практике единого окна. Должен сказать, что в спорах и дискуссиях рождалась программа поддержки предпринимательства до 2010 года. Сегодня этот проект мы также передаем в Законодательное Собрание на рассмотрение.

Нам удалось активизировать работу по привлечению инвестиций из федерального бюджета. В 2005 году в рамках реализации федеральных целевых программ в Ульяновскую область поступит 1 миллиард 200 миллионов рублей на строительство областных объектов. В прошлом году поступления составили 440 миллионов рублей.

В целом, в решении задачи повышения инвестиционной привлекательности региона Заместитель Главы администрации области Олег Александрович Доничев определился и действует достаточно решительно.

За прошедшие 100 дней администрация области заключила 54 соглашения об экономическом, научном и культурном сотрудничестве. Среди них соглашения с компаниями «Татнефть», «Лукойл», Фондом содействия развитию регионов и рядом других. Наш инвестиционный потенциал был представлен на Российском инвестиционном форуме в Лондоне. В конце мая в Государственной Думе мы проведем выставку и ряд круглых столов по теме «Проблемы и точки роста Ульяновской области». В сентябре в областном центре пройдет первая Ярмарка инвестиций.

В работе по их привлечению, изучению и внедрению опыта лучших регионов страны мы рассчитываем на наше Представительство при Правительстве Российской Федерации, Заместителя Главы администрации области Шамиля Мидхатовича Идрисова. Нам надо активнее использовать в Москве возможности Ульяновского землячества.

Как очень важную меру, направленную на повышение инвестиционной привлекательности региона, мы рассматриваем развитие туризма в Ульяновской области. Целевая программа здесь необходима, она нами разработана и сегодня также представляется в Законодательное Собрание.

Меры по формированию условий, благоприятствующих деловой активности, мы должны подкрепить целенаправленной работой по обеспечению роста объемов промышленного производства, увеличению числа прибыльных предприятий.

Ульяновский автомобильный завод (генеральный директор Виктор Владимирович Клочай) начинает с 1 июля выпуск нового внедорожника УАЗ-Патриот. Хорошие перспективы имеет и новая уникальная продукция завода — коммунальный автомобиль «МультиУАЗ-73». Объем инвестиций в модернизацию производства составил более 1,2 миллиарда рублей. Введен в действие современный металлургический комплекс по производству высокопрочного чугуна. Сдан в эксплуатацию комплекс окраски «Айзенманн», который является одним из лучших в Европе. Реализация этих двух проектов заметно улучшила качество наших автомобилей.

Недавно на базе ОАО «УАЗ» мы провели заседание Совета директоров Ульяновской области, где рассмотрели возможности производственной кооперации для нужд автозавода. Уже в этом году ожидается рост объема производства комплектующих на 17 процентов.

Устойчиво и стабильно работает сегодня ОАО «ДААЗ» (генеральный директор Виктор Павлович Потемкин). Здесь в полном объеме обеспечиваются бесперебойные поставки комплектующих на сборочные линии, освоены все запланированные изделия на перспективные модели автомобилей Волжского автозавода. С партнерами из Южной Кореи и Чехии ведут работу по созданию уже в этом году двух совместных предприятий по производству автокомпонентов. И что очень важно, Димитровградский автоагрегатный завод, являясь одним из основных наших налогоплательщиков, уже в этом году первым полностью завершит выплату реструктуризированных в свое время долгов по налогам в бюджеты всех уровней. Это еще одно свидетельство тому, как с помощью крупных финансово-промышленных групп можно и нужно проводить политику укрепления регионального бюджета.

Большие надежды мы возлагаем на нормализацию работы ЗАО «Авиастар-СП» (генеральный директор – Виктор Васильевич Михайлов). За прошедшие три месяца принят ряд мер, содействующих увеличению выпуска самолетов ТУ-204 с двух машин в 2004 году до шести машин в 2005 году. Перспективным направлением для предприятия является реализация совместного российско-украинского проекта о возобновлении производства большегрузных лайнеров АН-124-100 «Руслан». Осознавая всю значимость этого уникального завода для экономики не только области, но и России, мы стремились оказать предприятию посильную помощь. Первым шагом стало принятие через Законодательное Собрание области решения о возврате ЗАО «Авиастар-СП» задолженности в 47 миллионов рублей за ремонт автобусного парка. Этот вопрос не решался в течение пяти лет. На выходе еще несколько законодательных актов, позволяющих облегчить налоговое бремя авиастроителей.

Свыше десяти лет находился в трудной ситуации Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (генеральный директор - Игорь Александрович Мокевнин). С приходом нового инвестора стали наращиваться объемы выпуска продукции, растет заработная плата, вводятся мощности по выпуску алюминиевых слитков из вторичного сырья в объеме до двух тысяч тонн в год. В создание литейного производства инвестировано 15 миллионов рублей. В результате, объемы производства на заводе в 2005 году вдвое превысят уровень прошлого года.

В настоящее время холдингом «АМС-групп» прорабатывается совместный проект с Китаем по организации производства в Ульяновске грузовиков и автомобилей вагонной компоновки «Исузи», а также производства автокомпонентов. Стоимость проекта – до 50 миллионов долларов.

Одним из важных направлений привлечения инвестиций является разработка месторождений кварцевых песков. У Ульяновской области есть все возможности стать крупнейшим российским производителем стекольного сырья, собственного тарного и осветленного стекла. В настоящее время ведется работа по привлечению инвесторов в стекольное производство.

В сфере нефтедобычи в 2005 году будет проведен аукцион по 12 объектам лицензирования пользования недрами, что позволит вовлечь месторождения в разработку. Объемы добычи нефти должны возрасти на 25 процентов и составят 820 тысяч тонн. Компания «РуссНефть» планирует привлечь 810 миллионов рублей инвестиций в развитие нефтяной отрасли. Позавчера мы подписали с господином Гуцериевым М.С. Генеральное Соглашение о сотрудничестве, что позволит до конца этого года получить в бюджет области налог на прибыль в размере 300 миллионов рублей. Поступлений по данному виду налога в прошлом году не было. На целевое финансирование реконструкции социальных объектов области нефтяники выделяют 17,5 миллионов рублей.

В текстильной и швейной промышленности реализуется инвестиционный проект по возобновлению производства на Барышской фабрике «ПОШ» с участием ООО «Октябрь», что позволит создать до тысячи рабочих мест, довести годовой объем выпуска продукции до 700 миллионов рублей. Объем инвестиций в этот проект составляет 15 миллионов долларов. Ввод мощностей предприятия запланирован на август месяц.

В 2005 году планируется также реализовать инвестиционный проект строительства завода по производству древесностружечных плит со стратегическим инвестором «Управляющая компания «Харес групп Россия». Это позволит увеличить использование низкосортной лиственной древесины и может принести дополнительно до 20 миллионов рублей налоговых поступлений в бюджет.

Наш приоритет в промышленной политике – это оказание реальной поддержки предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию. Администрация области намерена всячески содействовать продвижению ульяновских товаров на российский и международный рынки, развивать как внутриобластную кооперацию, так и взаимовыгодное сотрудничество с федеральными хозяйственными структурами. В частности, промышленный потенциал области востребован Куйбышевской железной дорогой. Фирменный поезд «Ульяновск-Москва», например, будет комплектоваться товарами ульяновских производителей. Договоренность на этот счет имеется.

Крайне важно создание условий для перевода промышленных предприятий на инновационный путь развития, модернизацию производства, внедрение высоких технологий и выпуск наукоемкой продукции. Мы будем продолжать работу по присвоению городу Димитровграду статуса наукограда. Прямо скажу, Заместитель Главы администрации области Александр Петрович Пинков в своей зоне ответственности сегодня занимает активную и принципиальную позицию. Его наработки по развитию промышленной политики востребованы и получают необходимую поддержку.

Мы намерены активно использовать открывающиеся возможности по созданию на территории области особых экономических зон. Соответствующий федеральный закон уже рассматривается Государственной Думой, поэтому поставили перед собой задачу тщательно проработать все вопросы, связанные с перспективным, на наш взгляд, проектом создания на базе НИИАРа Центра ядерной медицины.

В 2004 году, к сожалению, было допущено резкое падение объемов экспорта продукции предприятиями оборонного комплекса, что не замедлило сказаться на ряде предприятий. Мы принимаем меры, чтобы выправить ситуацию. Нормализуется обстановка на заводе имени Володарского. Передача в федеральную собственность Ульяновской дамбы позволила снять с предприятия тяжелый груз по содержанию этого объекта. Теперь Володарка сможет работать только на военные заказы, которыми завод обеспечен неплохо. Так, за счет заключения выгодного контракта с Ливией объемы производства в первом квартале увеличились на 50 процентов.

Все, что касается острых проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе, стало предметом конструктивного обсуждения во время двухдневного рабочего визита в нашу область Министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Васильевича Гордеева. Многие из присутствующих в этом зале приняли участие в совещании по проблемам АПК. Сам факт, что Министр сельского хозяйства не посещал Ульяновскую область 25 лет, говорит о многом.

Одним из результатов визита стали разработка и принятие плана совместных действий Минсельхоза и администрации Ульяновской области. За счет средств федерального бюджета в 2005 году будут предоставлены субсидии и компенсации на сумму 57,5 миллионов рублей. Достигнута договоренность о выделении нашей области сельскохозяйственной техники по лизингу, в том числе по залоговому обеспечению на сумму 300 миллионов рублей, что в 1,6 раза больше, чем в прошлом году.

В целях организации дополнительного кредитования сельских товаропроизводителей на приемлемых условиях, в том числе и предприятий, включенных в программу финансового оздоровления, в Ульяновске будет открыт филиал Россельхозбанка. Объемы кредитных ресурсов на 2005 год предусмотрены в сумме 500 миллионов рублей.

Как известно, две недели назад Правительство приняло шесть постановлений, касающихся предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам как организациям АПК, так и личным подсобным хозяйствам. Этот шаг можно только приветствовать. Мы договорились, что уже в следующем году у нас будет возможность с участием Министра оценить сделанное за год. Но рассчитывать, что Федеральный Центр придет и решит сегодня все наши проблемы – было бы наивно. На областном уровне мы стараемся поддерживать сельского товаропроизводителя через реализацию девяти областных целевых программ, по восьми из них в текущем году осуществляется бюджетное финансирование. Конечно, выделяемых средств недостаточно. Необходимо искать и задействовать собственные резервы. Так, в первом квартале этого года Ульяновскагропромпродукт предоставил на проведение весенних полевых работ более 48 миллионов рублей, что в пять раз больше, чем в 2004 году.

Решение ключевых вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых программ развития сельского хозяйства, привлечением дополнительных ресурсов в АПК, сегодня во многом определяется настойчивостью и ответственностью Заместителя Главы администрации Александра Ивановича Якунина.

Агропромышленный комплекс области нуждается в серьезных структурных преобразованиях. Пора понять, что сельское хозяйство – это прежде всего бизнес, который развивается по законам рынка. Поэтому вся система мер по поддержке агропромышленного комплекса должна быть пересмотрена. Здесь многое зависит от активной позиции созданных недавно Агропромышленной палаты и Союза птицеводов. От субъективных, невнятных и не слишком эффективных механизмов распределения бюджетных средств необходимо перейти к системе поддержки отрасли, основанной на принципах софинансирования и направленной на сохранение и возобновление основных фондов и поддержку эффективно работающих хозяйств.

Наиболее правильным представляется создание крупных интегрированных компаний, включающих в себя весь цикл производства сырья, переработки и реализации готовой продукции. Нельзя, конечно, оставлять на произвол судьбы и мелкие, но эффективно работающие предприятия, фермерские хозяйства, личные подворья.

Сегодня организационно-правовой статус СПК имеют более 200 сельхозпредприятий. Он не дает возможности привлечь инвесторов, сформировать залоговую базу для взятия кредита. Вопрос о перерегистрации в акционерные общества не назрел, а перезрел. Откладывать такую работу дальше нельзя и это надо объяснять людям.

В ходе предстоящих весенне-полевых работ запланировано увеличение посевных площадей яровых зерновых культур на 29 тысяч гектаров, многолетних трав на 11,5 тысяч гектаров, расширение озимого клина под урожай 2006 года на 50 тысяч гектаров. Эти мероприятия позволят получить дополнительно около 100 тысяч тонн зерна.

В животноводстве в 2005 году намечена реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Среди них восстановление свиноводческого комплекса на 54 тысячи голов в ОГУСП «Рощинский» по проекту ЗАО «Талина» «Мордовский бекон». Наращивание производственных мощностей на птицефабрике «Ульяновская» с увеличением поголовья птицы с 7,5 до 700 тысяч голов. Реализация проектов позволит создать 500 новых рабочих мест, налоговые поступления возрастут на 7,3 миллиона рублей.

В пищевой промышленности на молочном комбинате «Заволжский» реализуется инвестиционный проект по освоению линии детского питания мощностью до 15 тонн в смену с созданием 210 новых рабочих мест. Стратегическим инвестором по данному проекту является Молочный союз «Алев».

В начале апреля произведен запуск ликеро-водочного завода. При содействии администрации области основным инвестором ООО «Кристалл» будет продолжено восстановление производства. В модернизацию одного из старейших предприятий Ульяновска инвестировано более 10 миллионов евро, что позволит довести объемы производства спирта до 600 тысяч декалитров, водки и ликероводочных изделий – до 1,4 миллионов декалитров, создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления на 300 миллионов рублей. В настоящее время из шести спиртзаводов на территории области три (в Мелекесском, Чердаклинском районах и городе Ульяновске) уже работают, еще два (в Кузоватовском и Вешкаймском районах) заработают до конца года.

Мы очень серьезно рассматриваем предложение президента агропромышленного холдинга «Черкизовский» господина Бабаева И.А. о размещении на территории области одного из головных предприятий компании. Кстати, решение Правительства Москвы о выводе целого ряда производств за пределы МКАД для нас весьма интересно и может быть использовано с выгодой для Ульяновской области.

В рамках реализации решений Агропромышленной палаты в сельское хозяйство будут привлечены инвестиции ряда ульяновских предприятий. Среди подготовленных к реализации проектов одобрена разработанная специалистами сельхозакадемии программа развития зернопродуктовой корпорации «Нива» в Тереньгульском районе. Привлекаем и зарубежных инвесторов. Заключено, например, соглашение с американской группой компаний «Ефремов» по комплексному агрохимическому обслуживанию сельхозпредприятий.

Важной точкой роста в области должно стать жилищное строительство. В 2004 году объемы ввода жилья в расчете на 1000 жителей были одними из самых низких в ПФО. Цены на квартиры недоступны для большинства населения, особенно для молодежи. Строительный комплекс пока не смог приспособиться к новым рыночным условиям. Ситуацию ухудшает и малоэффективная работа муниципалитетов по выделению земельных площадок и созданию условий для строительства. Имеют место потребительский подход, который делает строительство жилья невыгодным, многочисленные административные барьеры, длительные согласования.

Нам необходимо довести темпы строительства жилья, как минимум, до 500 тысяч квадратных метров в год, причем доступного для жителей области. При этом решить проблему ликвидации ветхого и особенного аварийного жилого фонда. Наработки в этом направлении сформированы в программу, которую сегодня мы также представляем в Законодательное Собрание для рассмотрения и принятия соответствующего Закона Ульяновской области.

По итогам первого квартала наметилась пусть небольшая, но позитивная тенденция в росте объемов жилищного строительства. По сравнению с прошлым годом прирост составил восемь процентов. На 21 процент увеличился объем подрядных работ, выполненных собственными силами по отрасли «строительство» в целом. Чтобы закрепить позитивные тенденции была разработана губернаторская программа «Массовая социальная ипотека». Об ипотеке порой много говорят, но мало что делают для ее внедрения. И сейчас есть желающие ее опорочить. Нашим партнером по продвижению программы станет Всероссийская гильдия народных кооперативов. Создается Областной фонд финансирования жилищного строительства.

В отрасли связи продолжается работа по созданию Регионального сегмента единой государственной системы управления и передачи данных. В реализации проекта принимает участие одна из крупных китайских компаний. Развитие новых информационных технологий имеет не только экономическое, но и социальное значение. Проект предусматривает создание системы единого социального окна (РКЦ – социальная защита – пенсионный фонд), системы персонифицированного учета населения (ЗАГС – паспортный стол – РУВД), пунктов коллективного доступа к открытой информации органов исполнительной власти, электронной торговой площадки для ведения госзакупок.

В рамках создания информационной системы получит свое развитие телемедицина, дистанционное образование студентов и учащихся сельских районов. Уже действует телемост между Ульяновском и Инзой. В перспективе – построение геоинформационной системы и ситуационного центра. В администрации области начата также работа по внедрению системы электронного документооборота, что позволит повысить культуру делопроизводства.

Развитие экономики области, ее инвестиционная привлекательность напрямую зависят от инженерной инфраструктуры, в первую очередь – транспортной системы. В этом году в связи с изменениями в федеральном законодательстве существенно сократился объем финансирования территориального дорожного фонда. Тем не менее, мы нашли возможность увеличить выделение средств для ремонта дорог в областном центре с 9 до 29 миллионов рублей. Нами разработан также проект Закона «О целевом дорожном фонде», который мы представляем сегодня в Законодательное Собрание.

В сфере общественного транспорта уже в первом полугодии 2005 года будет обновлен парк автобусов в количестве 30 единиц. Мы готовим проект Закона «О пассажирском автомобильном транспорте в Ульяновской области». Предстоит утвердить «Правила перевозки пассажиров», разработать комплексную транспортную схему (автобус-трамвай-троллейбус) в Ульяновске.

Одним из перспективных инвестиционных проектов в сфере транспорта является создание терминально-логистического комплекса на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Реализация проекта позволит нам создать крупный поволжский грузовой терминал и стать центром получения и распределения международных грузов в Приволжском федеральном округе. Достигнута договоренность с Куйбышевским отделением ОАО «Российские железные дороги» о проведении в этом году совместными усилиями работ по реконструкции железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный».

Что касается строительства мостового перехода через Волгу, то не только для ульяновцев, но и далеко за пределами нашей области оно стало знаковым в оценке бесхозяйственности и долгостроя. В причинах сегодня разбираются компетентные органы. По ряду фактов возбуждены уголовные дела. Скажу лишь, что строительство мостового перехода, например, за период с января 2000 по октябрь 2002 года осуществлялось с грубым нарушением действующего порядка размещения заказов на подрядные работы. Например, фактически оплаченная стоимость строительно-монтажных работ на мостовом переходе за счет необоснованного завышения расценок и цен на приобретаемые материалы превысила среднюю стоимость СМР на 282 миллиона рублей. Имело место нецелевое расходование бюджетных средств.

Или взять факт сдачи в 2003 году департаментом автомобильных дорог, якобы, в аренду четырёх буксиров. За весь срок действия договоров арендная плата не взималась, даже требования по погашению долгов арендатору не направлялись. Общая сумма задолженности, включая штрафные санкции, составляет уже 20,6 миллионов рублей. И все это время ульяновские буксиры благополучно эксплуатируются в Финском заливе. В таких вопросах моя позиция однозначна: виновные в разбазаривании государственных средств и имущества должны понести заслуженное наказание.

По мостовому переходу нам удалось при поддержке прокуратуры защитить интересы области в арбитражном суде. В настоящее время ведутся переговоры с федеральным центром по увеличению объемов финансирования и привлечению нового генерального подрядчика Мы подписали соглашение с Федеральным дорожным агентством о выделении в 2005 году 650 миллионов рублей из федерального бюджета. В прошлом году объем финансирования составил 320 миллионов рублей. Со своей стороны могу гарантировать жесткий контроль как за ходом работ, так и за освоением денежных средств.

Теперь о печально знаменитом ледовом стадионе. В строительство этого объекта только из областного бюджета вложено около 70 миллионов рублей. В результате, построен обычный каток, который можно эксплуатировать только зимой. По оценке специалистов для полного завершения строительства стадиона с искусственным льдом необходимо порядка 700 миллионов рублей. Бюджету области такое наследство не по карману. Выход один – искать частных инвесторов, что сегодня и делается.

В текущем году предстоит многое сделать в топливно-энергетическом и жилищно-коммунальном комплексе. Мы приступили к реорганизации управления газовым хозяйством. Принято решение о возврате из безвозмездного пользования принадлежащих области газопроводов стоимостью около 700 миллионов рублей и протяженностью две тысячи километров. В целях эффективного использования рассматриваем два варианта: или создать на их базе новую структуру или передать в аренду, что позволит пополнить доходную часть бюджета. Разработана новая схема поставок мазута. Судите сами. До прихода новой команды область платила двум поставщикам за тонну мазута 3500 и 3700 рублей. Разобрались и в этом. С конца января стали платить за каждую тонну на тысячу рублей меньше. Принятые меры позволили не только сэкономить в бюджете порядка 18 миллионов рублей, но и обеспечить нормальное прохождение отопительного сезона. Поэтому «страшилки», что мы не сумеем подготовиться к новому отопительному сезону, пусть останутся на совести у авторов.

Уже в этом году нам необходимо ускорить темпы газификации области. Здесь наше отставание особенно заметно. Например, в соседней Чувашии программа газификации была успешно завершена еще в 2003 году – газ пришел в каждый поселок. Мы поставили перед собой задачу: за два с половиной года природный газ должен быть в каждом районном центре. Для этого будут привлечены все возможные инвестиции – федеральные, областные, внешних инвесторов. Подготовлен договор и ведутся интенсивные переговоры по газификации с ОАО «Газпром». Одним из проектов является строительство газопровода высокого давления Сызрань-Ульяновск протяженностью 114 километров. Стоимость строительства составит полтора миллиарда рублей. Работаем по привлечению инвесторов и для участия в строительстве объектов газификации. Подписано соглашение с ЗАО «Мега-групп» о газификации уже в этом году четырех районов. Сегодня зона ответственности первого заместителя Главы администрации области Александра Александровича Майера включает в себя широкий круг проблем и направлений. При этом тема газификации Ульяновской области находится на особом контроле. Программа газификации нами разработана и направлена на экспертизу в «Газпром».

Тяжело идут дела в реформировании жилищно-коммунального комплекса. Работа предприятий отрасли вызывает множество справедливых нареканий со стороны жителей области. Общий долг предприятий ЖКХ огромен и составляет 7 миллиардов рублей. Цель преобразований в системе управления ЖКХ понятна: повысить качество предоставляемых услуг, а для этого нужна Концепция реформирования отрасли. В основных подходах Заместитель Главы администрации Сергей Владимирович Никитин определился. Сейчас очень важно перевести их в плоскость практических действий.

В течение 2005 года нам необходимо решить две группы задач. Во-первых, навести элементарный порядок в обеспечении своевременных текущих платежей поставщикам тепло и электроэнергии. Начат аудит себестоимости жилищно-коммунальных услуг и инвентаризация основных фондов с участием специалистов Коммунальных энергетических Систем и Министерства регионального развития Российской Федерации. Сокращены на 20 процентов лимиты на потребление топливно-энергетических ресурсов для учреждений бюджетной сферы.

В целях минимизации бюджетных расходов и повышения эффективности работы отрасли принято Постановление об установлении на территории Ульяновской области стандарта уровня платежей граждан за жильё и предоставленные коммунальные услуги – 100 процентов и стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг – 22 процента. Это соответствует уровню федеральных стандартов.

Утверждено Положение о предоставлении субсидий. Создается механизм их предоставления гражданам посредством перехода на систему персональных социальных счетов. Реализуются мероприятия по социальной защите населения при повышении тарифов на ЖКУ в части выплаты субсидий и льгот.

В течение года каждое коммунальное предприятие будет реализовывать программу по снижению себестоимости услуг. Все муниципальные коммунальные предприятия будут переведены на сметное финансирование с ежемесячным подведением итогов работы. Уровень собираемости коммунальных платежей необходимо поднять до 95 процентов. За первый квартал уже открыто 15 дополнительных пунктов РКЦ в шести муниципальных образованиях области.

Вторая группа мер направлена на техническое переоснащение основных производственных фондов отрасли, что позволит получить значительную экономию за счет сокращения потерь. Сделанные наработки и расчеты легли в основу мероприятий по энергосбережению. Депутатам они сегодня розданы, просьба посмотреть и внести предложения.

Нам давно пора перейти от латания ветшающих сетей к их обновлению, реально внедрять в сфере ЖКХ рыночные отношения, создавать предприятия, которые обеспечат экономическую эффективность и качество обслуживания населения.

Сделаны пока первые шаги. В рамках реформы ЖКХ и ТЭК на основе заключенного соглашения после проведения аудита будут определены пять районов для реализации инвестиционного проекта, связанного с модернизацией и заменой всех существующих коммуникаций (газификация, водопровод, теплоснабжение). Условие одно – единовременное снижение тарифов на 10 процентов и замораживание их на три года.

Мы разработали порядок перехода к прямым договорным отношениям между потребителями и организациями по оказанию услуг. Будут созданы товарищества собственников жилья. Тогда сами граждане смогут самостоятельно выбирать обслуживающую организацию по параметрам: цена-качество, а диктат старой системы уйдет в прошлое.

Наведение порядка в сфере ЖКХ прямо связано с общим комплексом мер по благоустройству территорий, приведению в порядок дворов, детских площадок, подъездов и фасадов зданий. Для решения этой задачи создан Совет по архитектурному облику, разработан комплекс мер по благоустройству.

Эффективность бюджетной политики определяется не только способностью получать доходы. Благосостояние области напрямую зависит от разумной политики расходования бюджетных средств. Поэтому нами взят жесткий курс на сокращение неоправданных расходов.

Ключевым направлением здесь является отладка механизма системы закупок продукции для государственных нужд, предотвращение элементарного разгильдяйства, коррупции. Начатые Контрольным управлением администрации области проверки уже выявили факты неэффективного использования средств в ходе закупок товаров и услуг для бюджетных организаций.

За первые сто дней мы провели ревизию бюджета социальной сферы. В результате, оказалось возможным без ущерба для отдельных отраслей перераспределить почти 50 миллионов рублей. Было решено направить их на первоочередные социальные нужды: оказание адресной помощи населению, проведение летней оздоровительной компании, обеспечение безопасности школ, закупку медицинского оборудования. Это перераспределение позволило обеспечить бюджетными обязательствами важнейшие направления социальной политики, средства на которые вообще не были предусмотрены. Кроме того, за счет перераспределения удалось увеличить на 20 миллионов платежи за медицинское страхование неработающего населения.

Мы приступили к оптимизации сети бюджетных учреждений. Слово «оптимизация» многие механически трактуют как повсеместное сокращение кадров. Это не так. Речь идет о приведении действующих учреждений в соответствие с реальной потребностью государства и общества в их существовании, поиске оптимальных вариантов соотношения бюджетных расходов и конкретных результатов.

Наведение порядка в бюджетной сфере означает и изменение подходов в оценке эффективности деятельности учреждений по оказанию социальных, образовательных, медицинских, культурных, оздоровительных услуг. Заместителю Главы администрации Игорю Викторовичу Тихонову предстоит очень серьезная и напряженная работа в этом направлении. Цель понятна – бюджетные вложения должны приносить максимальный эффект.

Проведение мероприятий по стабилизации бюджетно-финансового положения области затрагивает сложившуюся практику межбюджетных отношений. Очевидно, что сегодняшняя система распределения налогов не побуждает администрации муниципальных образований к активности и поиску резервов. Поэтому межбюджетные отношения мы должны изменить таким образом, чтобы создать для местных органов власти долгосрочные стимулы к расширению налогооблагаемой базы, закрепить на постоянной основе доходные источники, соответствующие расходным статьям местных бюджетов. Взаимоотношения с территориями должны строиться не на субъективной основе, а на базе постоянного и своевременного анализа изменений социально-экономической ситуации в городах и районах. Здесь я вправе рассчитывать на потенциал первого заместителя Главы администрации области Александра Юрьевича Иванова.

Высокие темпы роста производства и доходов консолидированного бюджета при сокращении неэффективных расходов не являются самоцелью. Они взаимосвязаны с главным – повышением уровня жизни населения.

В борьбе с бедностью главным принципом для нас стала адресность и целевой характер социальной помощи. В текущем году на эти цели направляется 7,7 миллионов рублей. За счет них будет оказана помощь особо нуждающимся, в частности, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, малоимущим гражданам. Для того чтобы сделать процесс оказания адресной помощи максимально открытым, создан Общественный совет. Считаю, что программы поддержки незащищенных слоев населения должны быть разработаны в каждом городе и районе области.

Начата реализация других социальных программ, направленных на поддержку малоимущих слоев населения. Это открытие «социальных» магазинов и столовых в Ульяновске. Данный проект является результатом совместных усилий власти и бизнеса, позволяет жителям хоть немного, но сэкономить на покупке продуктов питания и товаров повседневного потребления. Здесь хочу заметить «доброхотам», что это не унижение людей, а конкретная реальная забота о малоимущих. Так в России испокон веков делалось и ничего зазорного в этом нет. На борьбу с бедностью будет направлена областная целевая программа «Демографическая безопасность», которую мы сегодня представляем в Законодательное Собрание.

Степень доверия граждан государству определяется уровнем правопорядка, защиты людей от произвола. Здесь мы во многом еще не дорабатываем. Для усиления защиты граждан завершается разработка программы по борьбе с преступностью и наркоманией. Я благодарен начальнику УВД Валерию Аркадьевичу Лукину за поддержку наших усилий на этом направлении. В качестве первых шагов по наведению порядка предприняты меры по активизации деятельности в сфере контроля за оборотом алкогольной продукции, лома черных и цветных металлов. Создан Комитет по лицензированию с правами юридического лица и функциями уполномоченного органа исполнительной власти, что дает возможность в ходе проверок привлекать нарушителей к административной ответственности. За выявленные нарушения уже приостановлено действие десяти лицензий на сбор металлолома.

Очень часто именно нерешительность власти и слабость управленческих решений сводят на нет экономические и другие реформы. Важным фактором является прозрачность власти. Практически все чиновники областной администрации перед назначением прошли через кадровую комиссию, в составе которой депутаты, лидеры политических партий, общественных движений. Нами объявлен открытый кадровый конкурс на замещение вакантных должностей в аппарате администрации. Сегодня создано более 10 общественных Советов при Главе администрации и мы видим, что диалог нужен и полезен всем.

Важное значение мы придаем предстоящему реформированию системы местного самоуправления. Мною создана рабочая группа в составе Майера А.А., Большакова А.М., Паниной Е.В. для подготовки предложений по разграничению полномочий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований с целью исключения избыточных дублирующих функций. Требуется максимально приблизить муниципальные структуры к жителям области, их проблемам и заботам, с расширением их ответственности и дееспособности укрепить финансовую базу. При этом все мы должны понимать: разграничение полномочий означает и разграничение ответственности.

Должен заметить, что за короткий срок значительно улучшились взаимоотношения между администрацией области и мэрией города Ульяновска. Я благодарен Сергею Николаевичу Ермакову за понимание и поддержку начатых преобразований. Мы высоко ценим активную позицию Глав муниципальных образований: Ханяфи Валиевича Рамазанова, Александра Сергеевича Вражнова и многих других, у кого сегодня слово не расходится с делом. Конструктивное сотрудничество также пришло на смену противостоянию и взаимным претензиям исполнительной и законодательной ветвей власти. Поэтому хочу выразить слова благодарности Борису Ивановичу Зотову, председателям комитетов, депутатам. В результате мы видим серьезные сдвиги в качестве и оперативности законотворческой деятельности. За прошедшие сто дней Законодательным Собранием уже принят 21 Закон Ульяновской области, 17 из них внесены администрацией.

Конструктивное взаимодействие депутатов Законодательного Собрания и администрации проявилось при работе над проектом нового Устава области. В минувшую пятницу комиссия приняла решение направить проект Устава для рассмотрения в ЗСО. После принятия Устава мы готовы внести проекты Законов о Правительстве Ульяновской области и Уполномоченном по правам человека. Опыт соседних регионов показал эффективность такого подхода.

Уважаемые товарищи!

Приоритеты развития на 2005 год и ближайшую перспективу определены, цели поставлены. Мы не допустим, чтобы время нашей работы стало временем упущенных возможностей. Лично я верю, что наступит время, когда люди будут приезжать в Ульяновск, а не уезжать в Москву, Самару или Питер, здесь будут воспитывать своих детей, строить свой дом. Спасибо за внимание.

12.01.05

    Темы дня