Бюджетное послание Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на 2006 год

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

При разработке проекта областного бюджета на 2006 год мы  исходили из необходимости выполнения важнейших задач, определенных Президентом Российской Федерации в качестве общенациональных приоритетных проектов.

Кроме того, разработка этого важнейшего финансового документа велась в соответствии с целью, поставленной в апрельском Обращении. Напомню ее: в достаточно короткий срок, решая, конечно, повседневные и неотложные проблемы, обеспечить прорыв по целому ряду направлений в экономике и социальной сфере, доказать состоятельность Ульяновской области как субъекта Российской Федерации.  

Представленный Вам проект бюджета стал результатом серьезной, вдумчивой и кропотливой работы Правительства, Администрации Губернатора и депутатских групп по поиску возможностей и определению приоритетных задач развития Ульяновской области. Одной из важнейших особенностей подготовки бюджета стал впервые составленный перспективный трехлетний финансовый план. Определение приоритетов бюджетной политики обсуждалось с Вами в ходе работы Межведомственной комиссии. Я благодарен депутатам Законодательного Собрания, которые приняли активное участие в ее работе.

1. Краткие итоги социально-экономического развития Ульяновской области в январе-сентябре 2005 года

За прошедшие девять месяцев основные усилия были сконцентрированы  на решении неотложных вопросов текущего характера. Это:

·       существенное увеличение доходной части консолидированного бюджета Ульяновской области за счет  широкомасштабного привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, укрепления налоговой дисциплины, повышения эффективности управления государственной собственностью;

·       повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, погашение имевшейся задолженности по заработной плате, в первую очередь, перед бюджетниками;

·       решение вопросов жизнеобеспечения населения теплом и горячей водой, нормальное прохождение зимнего отопительного сезона и вхождение в новый отопительный сезон без задержек и срывов.

·       Благоустройство городов и населенных пунктов области

Кроме того, в течение этого года велась работа по подготовке и реализации на территории области ряда реформ: административной, местного самоуправления, бюджетной, социальной поддержки отдельных категорий граждан. Структурные преобразования в системе управления были призваны повысить эффективность расходования бюджетных средств, создать новые возможности и механизмы для развития экономики и социальной сферы.

Напомню вам, с каким бюджетом мы вступили в 2005 год. В первоначально утвержденном областном бюджете объем доходов составлял 6,7 миллиардов рублей, объем расходов – 7,2 миллиарда рублей, дефицит бюджета – 544 миллиона рублей.

В общем объеме расходов областного бюджета на заработную плату с начислениями было заложено 92,4 процента от потребности, на коммунальные услуги – 69,6 процентов от потребности.

Каковы результаты нашей работы за девять месяцев?

Собственные доходы областного бюджета составили более 3,8 миллиардов рублей, что в полтора раза выше показатели девяти месяцев прошлого года. План по доходам областного бюджета перевыполнен на 6 процентов.

Преодолено отставание в динамике промышленного производства. Если по итогам января его сводный индекс составлял 66,1%, по итогам первого квартала – 84,6%, по итогам первого полугодия – 91,8%, то за 9 месяцев промышленные предприятия области вышли на показатель, равный 100,3%.

Более чем на 36 процентов возросли объемы строительства жилья. По этому показателю, кстати, мы по итогам девяти месяцев вошли в первую тройку среди регионов ПФО. Также по итогам девяти месяцев мы лидируем в округе по темпам роста объема грузооборота автомобильного транспорта. Стабильно растут общий оборот розничной торговли и объем платных услуг населению. Наконец, по итогам девяти месяцев индекс физического объема в сельском хозяйстве хотя и ненамного, но все же превысил соответствующий показатель 2004 года.

Опережающими по сравнению с прошлым годом темпами растут заработная плата и денежные доходы населения, причем как в номинальном, так и в реальном выражении. По среднемесячным денежным доходам населения за сентябрь мы оставили позади себя в рейтинге регионов ПФО Удмуртию, Пензенскую и Кировскую области, не говоря уже о Чувашии, Мордовии, и Марий-Эл.

По сравнению с началом года просроченная задолженность по заработной плате снизилась более чем на 60 миллионов рублей. Полностью погашены долги территориального бюджета перед работниками образования, здравоохранения и культуры. Убежден, что до конца года бюджетная задолженность по заработной плате будет ликвидирована полностью.

В центре особого внимания была и остается политика в области занятости, направленная на снижение высокого уровня официально зарегистрированной безработицы. В результате принятых мер в текущем году создано более 12 тысяч новых рабочих мест, что в полтора раза превышает показатель 2004 года.

Одной из ключевых задач стало проведение наступательной, форсированной политики по привлечению инвестиций и созданию на территории области новых производств. Результаты этой работы будут ощутимы далеко не сразу. В 2005 году на треть возросли объемы финансирования областных строек и объектов, включенных в Федеральные целевые программы и ФАИП. Стабильно растет индекс объема инвестиций всех хозяйствующих субъектов, который по итогам года ожидается на уровне 109,5 процентов.

Несмотря на все трудности, нам удалось пройти зимний отопительный сезон 2005 года, в основном обеспечить горячее водоснабжение летом и без срывов войти в новый отопительный сезон.

Наконец, нам удалось при всей огромной силе инерции сдвинуть с места работу по наведению порядка на улицах населенных пунктов, всерьез заняться вопросами благоустройства. Важную роль в этом процессе сыграл личный пример государственных и муниципальных служащих.

В целях реализации преобразований в структуре управления особое внимание было уделено формированию современной нормативно-правовой базы. При активной поддержке депутатов Законодательного Собрания План законотворческой деятельности администрации Губернатора и Правительства области на 2005 год выполнен. Были приняты важнейшие Законы: Устав области, Законы «О правительстве», «О межбюджетных отношениях», «О государственном долге Ульяновской области». В настоящее время подготовлен и будет внесен в ноябре на ваше рассмотрение Закон «О муниципальной службе», позволяющий четко определить структуру управления на уровне муниципальных районов и поселений. Мы близки к тому, чтобы более детально обсуждать вопрос и о внесении изменений в административно-территориальное устройство Ульяновской области.

Полагаю, что одним из доказательств эффективности новой структуры управления как раз является вовремя внесенный и сбалансированный проект бюджета. Это не значит, что мы остановимся на достигнутом. Структура управления должна и будет совершенствоваться. Нас далеко не все удовлетворяет в блоке ЖКХ и ТЭК, в экономическом блоке, в блоке, связанном со строительством и развитием инфраструктуры, в сельскохозяйственном блоке. Но основная работа в этом направлении нами уже проделана.

Подводя итоги работы за девять месяцев, замечу, что далеко не все проблемы решены. Но необходимый задел создан. У нас появились новые возможности. Теперь необходимо превратить их в реальные результаты.

2. Основные цели и задачи социально-экономической политики на 2006 год

При формировании проекта областного бюджета на 2006 год Правительство области исходило из необходимости обеспечить высокий уровень конкурентоспособности Ульяновской области. Это возможно только за счет повышения эффективности и качества оказания бюджетных услуг, в первую очередь в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан. По каждому из выделенных направлений поставлена задача добиться реальных результатов, направленных на повышение качества жизни граждан. Сегодня это – ключевой вопрос региональной государственной политики.

Одновременно нам необходимо осуществить качественный прорыв в развитии экономики области на основе крупномасштабного привлечения инвестиций. Это позволит нам в будущем обеспечить прогрессивные сдвиги в экономике и устойчиво высокие темпы экономического роста.

Приоритетные направления развития области, нашедшие свое отражение в проекте бюджета на 2006 год,  соответствуют общенациональным приоритетным проектам – это здравоохранение, образование, жилищное строительство, газификация, сельское хозяйство.

Хочу особо подчеркнуть, что создаваемые руководством страны условия для решения национальных приоритетов, в том числе и увеличение в разы объемов финансовых средств из федерального бюджета, будут способны изменить ситуацию в Ульяновской области только в том случае, если мы сможем доказать эффективность вложения собственных финансовых средств. Средства федерального бюджета, и Президент особо это подчеркнул, не замещают региональных и местных расходов. Это дополнительные деньги к тому, что должны выделяться в регионах и муниципалитетах.

Прогноз социально-экономического развития Ульяновской области позволил сформировать проект областного бюджета на 2006 год со следующими параметрами:

- доходы – 12 миллиардов 17 миллионов рублей;

- расходы – 12 миллиардов 964 миллиона рублей.

Замечу, доходы областного бюджета возрастают очень существенно, по сравнению с проектом бюджета 2005 года почти в два раза. Хочу также отметить, что нам удастся сократить отставание от среднего показателя по Приволжскому федеральному округу по бюджетной обеспеченности на душу населения.

3.Экономическая и инвестиционная политика в 2006 году(«бюджет для экономики и будущего развития»).

Экономика остается главным механизмом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста основной стратегической задачей. Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе на рынке.

Поэтому нашим приоритетом является разработка и реализация новой промышленной политики, ориентированной на внедрение инноваций, соответствие продукции ульяновских предприятий международным стандартам качества. Чем быстрее наши предприятия будут переходить на международные стандарты оценки качества продукции и управления производством, тем более конкурентоспособным станет ульяновский бизнес. Внедрение стандартов ИСО – это требование сегодняшнего дня. Организация работы в этом направлении должна стать главной задачей для Правительства области в предстоящем году.

Особое внимание будет уделено государственной поддержке сельского хозяйства – одному из приоритетных национальных проектов. Объем финансирования всех сельхозтоваропроизводителей по проекту бюджета 2006 года возрастает в два раза. В основном эти средства будут направлены на реализацию принятых областных целевых программ. Нам предстоит решить задачу формирования конкурентоспособной системы агробизнеса. Особое внимание должно быть уделено расширению возможностей лизинга племенного скота и сельхозтехники, развитию новых и модернизации действующих сельскохозяйственных производств. В целях преодоления бедности на селе предстоит масштабно развернуть схемы микрокредитования и поддержки личных подсобных хозяйств.

Одним из нововведений следующего года станет создание областной коммуникационно - информационной службы по обеспечению агропромышленного комплекса.

Серьезным фактором экономического роста призвана стать политика по развитию общественной инфраструктуры: газификации, водоснабжения, дорожного хозяйства.

Дороги – важнейший ресурс развития экономики области. Их сегодняшнее плачевное состояние всем хорошо известно. Для того, чтобы капитально отремонтировать все существующие в области дороги и мосты необходимо, по самым скромным подсчетам порядка двух миллиардов рублей. Работы в этом направлении у нас  - непочатый край.

Финансирование дорожного хозяйства в следующем году составит 394 млн. руб. Это позволит обеспечить обязательную долю финансирования строительства мостового перехода через Волгу, разработать новую проектно-сметную документацию на строительство моста, обеспечить уровень содержания 4,5 тысяч километров дорог области по допустимому нормативу без передачи части областной дорожной сети в муниципальную собственность, а также завершить в 2006 году строительство комплекса по производству кубовидного щебня и битумной эмульсии для улучшения качества ремонта дорог.

Что касается финансирования строительства нового мостового перехода через Волгу, то в настоящее время решается вопрос о выделении из федерального бюджета 2006 года 1 миллиарда рублей. Это больше, чем было в 2005 году, но много меньше, чем необходимо для ввода в эксплуатацию первой очереди мостового перехода к 2008 году.

Инвестиционная политика Правительства Ульяновской области будет осуществляться по двум направлениям. Во-первых, стимулирование вложений частных инвестиций путем совершенствования форм организационной поддержки инвесторов. Во-вторых, выделение средств областного бюджета и привлечение средств федерального бюджета на реализацию проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для региона.

Стимулирующим фактором для частных инвесторов стал принятый в 2005 году областной Закон «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области».

В целях реализации этого закона в проекте областного бюджета на 2006 год впервые определен Инвестиционный фонд Ульяновской области в сумме 100 миллионов рублей. Средства Фонда планируется направить на поддержку приоритетных инвестиционных проектов Ульяновской области. При этом государственная поддержка проектов будет оказываться исключительно на конкурсной основе. В конкурсную комиссию, которую я возглавил лично, включены как представители органов власти, в том числе и депутаты Законодательного Собрания, так и представители крупнейших ульяновских инвесторов.

Для получения государственной поддержки проект должен быть не только коммерчески выгодным, но и иметь значительный социальный эффект, который определяется специальной социальной экспертизой. Основными критериями, по которым будет проводиться отбор проектов, являются объем предполагаемых налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области, количество вновь создаваемых рабочих мест и уровень заработной платы. При этом мы требуем, чтобы минимальная среднемесячная заработная плата на вновь создаваемых предприятиях была не ниже прожиточного минимума. Также имеет значение объем инвестиций по проекту (не менее 15 миллионов рублей) и срок окупаемости. Немаловажно, что одним критериев станет уровень социально-экономического развития муниципального образования, на территории которого будет реализован инвестиционный проект. Мы будем в первую очередь поддерживать направление частных инвестиций в те районы, где уровень развития наиболее низок.

 Замечу, что мы будем поддерживать те проекты, которые уже нашли своего инвестора. Для них предусмотрены налоговые льготы и софинансирование в части создания новой инфраструктуры и коммуникаций. Правительство Ульяновской области будет жестко контролировать ход реализации приоритетных инвестиционных проектов и осуществлять необходимую организационную поддержку в случае возникновения необоснованных барьеров. Однако если реализация проекта будет затягиваться по вине его инициатора, то проект немедленно будет лишен статуса приоритетного и, соответственно, государственной поддержки, а к инвестору будут применены соответствующие санкции. Положение об Инвестиционном Фонде подготовлено и уже мною подписано .

Выполнение мероприятий областной адресной инвестиционной программы в 2006 году позволит Ульяновской области принять долевое участие в реализации на ее территории ряда федеральных целевых программ с объемом софинансирования со стороны области в сумме 78,7 миллионов рублей. При этом предполагается, что общая сумма средств федерального бюджета по ФЦП и ФАИП составит около двух миллиардов рублей, что в 1,8 раза превысит уровень этого года. Данные средства планируется использовать на строительство Павловского группового водовода, очистных сооружений в рабочем поселке Старая Кулатка, пристроя для дистанционной лучевой терапии к радиологическому корпусу в городе Ульяновске, столовой детского санатория в Юлово Инзенского района, а также на решение вопросов газификации и водоснабжения сельских районов области.

За счет областных инвестиций в 2006 году будут производится капитальные ремонты средней школы в городе Инза и Областном Дворце творчества учащихся в Ульяновске, строительство газопровода высокого давления от поселка Береговой Самарской области до рабочего поселка Тереньга.

Безусловным приоритетом областной адресной инвестиционной программы является жилищное строительство в сельской местности, реализация программ переселения граждан из ветхого жилого фонда и «Молодой семье - доступное жилье». На эти цели планируется выделить 20 миллионов рублей.

Приоритетным направлением областной адресной инвестиционной программы становится также использование информационных технологий для создания электронных карт кадастрового зонирования по 14 муниципальным образованиям Ульяновской области, внедрения телемедицины, развития информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти.

Наконец, предусмотрено выделить 20 миллионов рублей на финансирование работ по разработке проектно-сметной документации для строительства и капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

В проекте бюджета кроме инвестиционного фонда предусмотрен и Фонд муниципального развития в объеме 70 миллионов рублей. Эти средства будут направляться на конкурсной основе на строительство и реконструкцию объектов в тех муниципалитетах, на территориях которых в последние годы наблюдалась низкая инвестиционная активность областного бюджета.

Таким образом за счет инвестиционной составляющей бюджета будет решаться и задача выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований. Замечу, что строительство и реконструкция объектов будет вестись только на условиях долевого софинансирования  со стороны муниципальных образований.

4. Приоритетные направления бюджетных расходов в социальной сфере (бюджет для граждан»)

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации указал на необходимость повышения заработной платы работников бюджетной сферы за 3 года не менее чем в 1,5 раза.

Решение этой задачи закладывается в бюджет 2006 года. С сентября 2005 года заработная плата повысилась на 11%. С мая 2006 года будет более существенное увеличение – на 20%. Таким образом, уже в мае будущего года заработная плата бюджетников области станет в 1,33 раза выше уровня августа текущего года.

Кроме того, с 1 января 2006 года на 15 процентов повышаются выплаты ежемесячного денежного поощрения сотрудникам Управления внутренних дел и Государственной противопожарной службы. 

Но простое повышение зарплаты недостаточно для того, чтобы решить проблемы бюджетного сектора экономики. Как отметил в своем Послании Президент России, «финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению доступности и качества социальных услуг». Это предполагает переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы, требует изменения сложившихся механизмов финансирования.

В здравоохранении главная задача – снижение уровня общей и младенческой смертности. Основные усилия будут направлены на модернизацию оборудования и внедрение новых технологий служб кардиологической помощи и родовспоможения. Кроме того, начиная с 2007 года, все медицинские учреждения области будут финансироваться по факту оказания услуг за единицу медицинской помощи. Начатый в этом году в десяти областных медучреждениях эксперимент по переходу на такой вид финансирования будет продолжен.

Выполнение программы государственных гарантий медицинской помощи и увеличение платежей в фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население - это основные меры, которые позволят нам улучшить качество оказания медицинских услуг. Естественно, что должны быть реализованы и инициативы по повышению заработной платы участковым врачам и медсестрам, врачам общей практики.

Поэтому в проекте бюджета в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом увеличен объем средств, направляемых на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Областная программа государственных гарантий медицинской помощи на 2006 год будет утверждаться областным законом. Нами уже введена практика материальной ответственности руководителей учреждений за выполнение программы государственных гарантий, что позволило в максимальной степени привлечь средства фонда обязательного медицинского страхования. Принятые меры позволяют нам до конца года дополнительно направить около 50 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы родильного и кардиологического отделений областной клинической больницы № 1 и переоснащение их современным оборудованием. Работу в этом направлении мы будем вести и в следующем году

Особое внимание будет уделяться развитию физической культуры и спорта. Главное направление работы - развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан, укрепление материально-технической базы, модернизация существующих спортивных объектов и строительство новых сооружений.

В следующем году будет начата реконструкция центрального стадиона «Труд» в г.Ульяновске. Завершится строительство физкультурно-спортивного комплекса с универсальным игровым залом Ульяновского государственного технического университета. Кстати, первая очередь этого прекрасного спортивного сооружения – стадион - в этом году уже введена в эксплуатацию.

Планируется  также строительство спортивного комплекса с универсальным игровым залом и двумя плавательными бассейнами в совхозе-техникуме поселка Рязаново Мелекесского района, многофункционального спортивного комплекса педагогического училища №3 г. Ульяновска, специализированного комплекса – зала для бокса в г.Димитровграде. Будет построен и современный стадион Ульяновского государственного университета на набережной реки Свияги.

В проекте бюджета предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера субсидий на содержание хоккейного клуба «Волга» - единственной на сегодня спортивной команде области, выступающей в высшем дивизионе Чемпионата России. Считаю, что эта статья расходов сейчас оправдана, хотя это не снимает с нас задачи поиска для «Волги» хорошего спонсора.

В целом, расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт по проекту бюджета возрастут почти в полтора раза или в денежном выражении на полмиллиарда рублей.

Расходы областного бюджета на образование в 2006 году возрастут в 1,6 раза. Предусмотрены средства на погашение задолженности прошлых лет по компенсации на книгоиздательскую продукцию в сумме 13 миллионов рублей. Уже в этом году мы планируем за счет перераспределения средств областного бюджета направить на реализацию программы «Школьный автобус» и компьютеризацию школ 18 миллионов рублей, а в следующем учебном году окончательно решить проблему подвоза детей в сельские школы.

В сфере образования главная задача – активно поддерживать те учебные заведения, которые целенаправленно внедряют инновационные разработки, обеспечить доступ в Интернет для всех школ области, завершить переход к нормативному финансированию учебного процесса, всемерно поощрять, в том числе и материально, лучших учителей. В будущем году Ульяновская область примет участие в федеральном эксперименте по реформированию управления системой образования на основе создания образовательных округов.

2006 год в Ульяновской области объявлен Годом Молодежи. Поэтому объем финансирования на реализацию молодежной политики в проекте бюджета увеличен по сравнению с 2005-ым годом более, чем в два раза. Полагаю, что инвестиции в молодежь являются одними из наиболее эффективных видов государственных вложений.

На 36 процентов увеличиваются бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии. Здесь наши приоритеты связаны с поддержкой и укреплением материально-технической базы ведущих профессиональных коллективов. В частности, планируется оснастить современным сценическим оборудованием Ульяновский Театр юного зрителя. Три миллиона рублей предусмотрено на грантовую поддержку Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. 2 миллиона рублей - на празднование 220-летия одного из старейших в России Ульяновского Областного драматического театра.

В целях поддержки одаренных детей и обеспечения доступности художественного образования будет проведен Пятый Всероссийский открытый Пленэр юных художников «Карсунская палитра», посвященный памяти А.А.. Пластова, а также Областной конкурс молодых дарований «Новые имена».

Одним из приоритетов в 2006 году являются также расходы по статье «социальная политика». Объем финансовых средств областного бюджета, направляемых на социальное обслуживание и социальное обеспечение граждан возрастает в 4,7 раза.

Обращаю ваше особое внимание, что в проекте бюджета предусмотрены средства на погашение задолженности прошлых лет по выплате государственных пособий на детей в размере 63,1 миллиона рублей. Это в шесть с лишним раз больше, чем в бюджете этого года. Принципиальная позиция здесь проста: все долги областного бюджета перед гражданами должны быть возвращены в максимально короткие сроки.

Мы будем продолжать оказывать поддержку общественным  организациям инвалидов по зрению и слуху.  В следующем году размер субвенций для них составит  2,5 миллиона рублей.

Важной задачей органов социальной защиты на 2006 год является разработка и реализация в ряде муниципальных образований «пилотного» проекта по созданию системы «Единого социального окна».

Не остается без внимания и проблема укрепления материально-технической базы действующих учреждений социальной защиты населения. В следующем году планируется проведение капитального ремонта зданий Новоспасского межрайонного социального приюта для детей и подростков, а также Социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в селе Большие Ключищи. Запланированы средства и на строительство объектов энергетического хозяйства Реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста в рабочем поселке Вешкайма, а также строительство здания комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей.

В проекте бюджета на 2006 год предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми. За счет средств регионального бюджета увеличены размеры ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей и единовременного пособия при рождении ребенка.  Вводится ежемесячное пособие неработающим родителям до достижения ребенком полутора лет. В целях стимулирования рождаемости предусмотрена единовременная материальная помощь семьям при рождении третьего ребенка в размере пяти тысяч рублей.

В этом году была проведена Федеральная реформа системы социальной поддержки отдельных категорий граждан. Значительная часть натуральных льгот была монетизирована.

Сегодня, несмотря на все трудности и проблемы первых месяцев реализации реформы, мы отчетливо видим положительные эффекты монетизации. Финансирование денежных выплат в полном объеме ликвидировало проблему «нефинанасируемых мандатов». Повысилась прозрачность бюджетного процесса, резко возросли сами объемы бюджетного финансирования. Кроме того, теперь получатель помощи сам решает, куда и на что тратить полученные деньги, что стимулирует товарооборот. Наконец, получатели помощи теперь имеют доступ к социальной поддержке независимо от того, пользуются они конкретной льготой или нет. Это сократило социальное неравенство жителей села и городов.

5. «Бюджет для безопасности»

Повышение качества жизни граждан неразрывно связано с эффективным обеспечением их личной безопасности, что так же нашло свое отражение в бюджете 2006 года. Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность возрастут на 35,5 процентов и составят 711 миллионов рублей.

Наша задача – снизить уровень преступность в области, не допускать террористических актов на ее территории, материально и организационно укрепить органы правопорядка. Также мы должны существенно повысить и уровень оснащенности современными средствами противопожарной защиты, спасения людей и проведения аварийно-спасательных работ.

В этом году был создан областной отряд по осуществлению поиска и спасения людей на территории внутренних вод области. Его содержание в 2006 году составит 8,6 миллионов рублей.

6. О бюджетном дефиците и политике управления государственным долгом Ульяновской области 

На протяжении целого ряда лет областной бюджет формируется с дефицитом. В большей степени эта ситуация была связана с низким налоговым потенциалом области, а также негативными для регионов изменениями федерального налогового и бюджетного законодательства. Преодолеть эту тенденцию в 2006 году не удастся. При этом предельный дефицит областного бюджета по проекту не превышает 15 процентов от размера собственных доходов, что позволяет нам выполнять соответствующие Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации.

В проекте областного бюджета предусмотрены средства на погашение реструктуризированной задолженности прошлых лет перед ОАО «Ульяновскэнерго» и задолженности перед газоснабжающими организациями за потребленными топливно-энергетические ресурсы. К сожалению, сегодня – это суровая необходимость, с которой нужно считаться.

Федеральное законодательство чётко определило полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а также порядок формирования расходной части бюджетов всех уровней. Анализ этих требований показывает, что органам исполнительной власти Ульяновской области предстоит ещё большая работа по разработке региональных законов и иных нормативных правовых актов.

В дальнейшем областной бюджет должен формироваться только на базе реестра расходных обязательств. Составление самого реестра будет способствовать также долгосрочному планированию расходной части областного бюджета.

7.  Реформирование межбюджетных отношений

С 1 января 2006 года на территории нашей области в полном объеме начинается реализация реформы местного самоуправления в соответствии со 131 федеральным законом. Считаю это решение продуманным и обоснованным, несмотря на все возможные трудности, с которыми нам предстоит столкнуться.

С февраля 2005 года была начата большая подготовительная работа: выборы Советов Депутатов и Глав вновь образованных поселений. Многочисленные семинары, встречи, консультации с представителями вновь образованных органов местного самоуправления. Разработаны модельные нормативные правовые акты и соглашения, которые позволят Советам Депутатов поселений зарегистрироваться в качестве самостоятельных юридических лиц, утвердить свою структуру управления и принять на себя все полномочия, предусмотренные 131 федеральным Законом.

Поселения организационно готовы к началу реформы, поэтому     мы не можем сейчас позволить себе оставить избранные органы местного самоуправления без полномочий на неопределенный период. Не можем подрывать доверие, оказанное избранным депутатам со стороны жителей области.

В результате проведения реформы жители области получат реальные возможности по управлению муниципальным хозяйством. Решение проблем будет зависеть от самих граждан, которые, уплачивая налоги на доходы физических лиц, на землю, на имущество, будут не только знать, но и видеть, чувствовать на себе, на какие цели уходят их средства. Появится и новая законная форма увеличения доходов местных бюджетов – средства самообложения граждан.

В связи с началом реализации реформы местного самоуправления в 2006 году принципиально меняется система межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также структура финансовой помощи муниципальным образованиям. В расходах областного бюджета создается 5 фондов.

Наиболее значимые из них – фонд финансовой поддержки поселений и фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Общий объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2006 году по сравнению с 2005 годом возрастет более, чем в два раза.

Особое место в системе финансовой поддержки муниципальных образований занимает фонд компенсаций, средства которого передаются в виде целевых субвенций на реализацию делегированных полномочий федерального и областного бюджета, в том числе субвенции на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования.

Кроме фонда муниципального развития, о котором уже было сказано выше, создается фонд реформирования муниципальных финансов. Цель – активизация процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Средства фонда будут предоставляться в виде субсидий на конкурсной основе и направляться на реализацию приоритетных задач муниципальных образований: развитие налогооблагаемой базы, сокращение объема долговых обязательств, кредиторской задолженности, реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства.

Правительство Ульяновской области постоянно будет анализировать качество реализации органами местного самоуправления своих полномочий и ежегодно при формировании областного бюджета принимать решение о целесообразности или нецелесообразности такого наделения в очередном финансовом году.

В 2006 году завершается реализация федеральной налоговой реформы. Вступает в силу новая глава Налогового кодекса РФ «Земельный налог», изменяется порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию, отменяется налог на наследование или дарение.

Для успешной реализации реформы местного самоуправления необходимо своевременно принять в текущем году нормативно-правовые акты, устанавливающие местные налоги и регламентирующие взимание единого налога на вмененный доход.

С 2006 года  основными доходными источниками местных бюджетов выступают налог на доходы физических лиц, на имущество, на землю, сельскохозяйственный налог. Предстоит огромная работа по созданию и развитию налогооблагаемой базы поселений : оформление имущества и земли, создание и регистрация новых предприятий.

Заключение

Уважаемые депутаты!

Сформированный проект областного бюджета реализует основные приоритеты расходов финансовых средств. Бюджет сконцентрирован на задачах, затрагивающих интересы практически каждого жителя Ульяновской области. При этом новые бюджетные возможности позволяют сделать акцент на развитие инвестиционной составляющей. Мы делаем первый полновесный шаг к формированию в Ульяновской области бюджета развития территории, бюджета повышения качества жизни граждан.

Убежден, что благодаря совместной конструктивной работе законодательной и исполнительной ветвей власти наша область войдет в 2006 год с утвержденным бюджетом. Это станет хорошим знаком стабильности и предсказуемости общественно-политической обстановки в регионе.

Использовать созданные возможности и добиться реальных результатов можно только совместной ежедневной трудной черновой работой. Только тогда в нас поверят и жители области, и инвесторы, и руководители федеральных органов власти. И мы к этой работе готовы.

Благодарю за внимание.  

12.12.05

    Темы дня