Доклад Губернатора о состоянии здоровья населения Ульяновской области

Дорогие ульяновцы!
Уважаемые коллеги! 

Самым важным и самым дорогим в жизни каждого человека всегда было, есть и будет здоровье и долголетие.  Неслучайно еще древние римляне начинали свои письма словами: «Если ты здоров -  это хорошо, а я – здоров», а среди русских поговорок одна из самых известных – «Здоровье не купишь». 

Здоровье человека имеет не только индивидуальное, но и общественное значение, является высшей ценностью и одним из главных показателей развития социальных отношений, уровня безопасности и привлекательности субъекта Российской Федерации для жизни и работы людей. Вот почему для Правительства региона создание необходимых условий для поддержания и охраны здоровья жителей Ульяновской области является важнейшей, стратегической задачей. 

Три года назад мы сформулировали идею, которая способна стать мощной и объединяющей силой, нацеленной на главный результат - сбережение народа. И сегодня нет более важной задачи, как коренным образом переломить демографическую ситуацию, радикально улучшить состояние здоровья граждан, качественно изменив и систему здравоохранения, и отношение людей к своему здоровью и здоровью своих детей. Если на эти вызовы мы не сумеем найти адекватный ответ, то все наши усилия по ускоренному развитию экономики окажутся бессмысленными. 

Мной принято решение о предоставлении ульяновской общественности ежегодного доклада губернатора о состоянии здоровья населения Ульяновской области. Важно чётко определить, что конкретно в этом направлении сделано за год минувший и что будет сделано органами государственной власти и управления в предстоящем году. Сегодня Вашему вниманию представляется доклад о состоянии здоровья населения в 2007 году и принимаемых мерах на 2008 год. В нём будет дана принципиальная, честная и, не буду скрывать, жёсткая оценка всему, что происходит со здоровьем населения региона.  

 

1. Медико-демографическая ситуация 

Основные медико-демографические показатели таковы. На первое января 2008 года в Ульяновской области проживало один миллион триста двенадцать тысяч человек. В прошлом году в области родилось 12 204 ребёнка, что на 611 детей больше, чем в 2006 году. Уровень рождаемости в расчёте на одну тысячу населения составил 9,3 промилле. Это ниже, чем в среднем по Приволжскому Федеральному округу и по Российской Федерации. Однако стоит отметить, что более высокий уровень рождаемости в области наблюдался лишь в период с 1994 года и ранее.

Вызывает беспокойство, что в тринадцати муниципальных районах и городских округах, включая город Ульяновск, уровень рождаемости ниже среднеобластного показателя. Стабильно низкая рождаемость наблюдается в четырёх сельских районах: Старокулаткинском, Сурском, Павловском и Кузоватовском.

В трёх первых из названных районов наблюдается и самая высокая доля лиц пожилого возраста – от 23 до 28 процентов населения. В целом же по области возраст каждого пятого ульяновца – старше трудоспособного, что соответствует среднероссийскому показателю. Это означает, что население области стареет, и демографическая нагрузка на ульяновцев, находящихся  в трудоспособном возрасте, будет всё более возрастать.

Одна из болевых проблем демографического развития – высокая смертность населения. В 2007 году по области умерло 20747 человек, на 993 человека меньше, чем в 2006 году. Коэффициент смертности в расчёте на  тысячу населения составил 15,8 промилле. В последние два года уровень смертности начал снижаться.  Тем не менее, наши показатели всё равно превышают среднероссийские и среднеокружные. В прошлом году в Радищевском, Старокулаткинском, Ульяновском районах, городе Новоульяновске зарегистрирован рост смертности, а в Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Карсунском и Сурском районах показатели уровня смертности остаются самыми высокими в области.

В результате роста рождаемости и снижения смертности показатель естественной убыли населения области последние два года также снижается. В прошлом году он составил -6,5 промилле. Средняя продолжительность жизни населения области незначительно выросла, как у женщин, так и у мужчин. Однако если женщины в области в среднем живут 73,2 года, то мужчины лишь 59,9 лет, не доживая даже до пенсионного возраста. Общая ожидаемая продолжительность жизни при рождении возросла с 65,2 до 66,3 года, почти достигнув среднероссийского показателя.

Для меня очевидно, что для нормализации медико-демографической обстановки в области необходимо принимать серьёзные меры, в первую очередь для дальнейшего резкого снижения уровня смертности.

От чего умирают ульяновцы? Более 60 процентов всех смертей вызваны болезнями системы кровообращения, почти 14 процентов – онкологическими заболеваниями и более 13 процентов всех смертей происходит в результате травм, несчастных случаев и отравлений. Замечу, что такая структура смертности сохраняется в области в течение последних двадцати лет. И хотя в прошлом году число умерших от неестественных причин смерти сократилось на 10 процентов, а  от болезней системы кровообращения – на 4 процента,  вызывает тревогу  и рост смертности от новообразований – почти на 3 процента, а особенно – от инфекционных и паразитарных болезней – на 21,2 процента.

Хочу отметить, что среди основных причин смертности населения в трудоспособном возрасте, являются заболевания, которые во многом можно предотвратить. За счёт адекватной профилактики и ранней диагностики можно уменьшить распространённость сердечно-сосудистых заболеваний, запущенность онкологических болезней, инфекционных и профессиональных заболеваний. Также не сомневаюсь, что совместными усилиями можно снизить количество заболеваний и смертей от травм, отравлений и несчастных случаев.

Наша главная задача – сократить уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Задача архисложная, ведь в настоящее время каждый третий житель области имеет то или иное заболевание органов кровообращения, причём число новых больных увеличилось за прошлый год на 32 тысячи человек. В районах области более половины всех коек заняты кардиологическими больными.

В качестве первоочередных определены меры по снижению смертности от артериальной гипертонии. Для этого в области введена первая очередь Центра мониторирования артериального давления, которая включается в себя на первом этапе 10 офисов врача общей практики с последующем увеличением до ста медицинских учреждений. Также, чтобы снизить смертность населения от инфаркта миокарда, разработан проект областной целевой программы по обеспечению медицинских учреждений тромболитическими препаратами. Эти меры позволят улучшить диагностику и лечение заболеваний сердца и сосудов.

Второе важнейшее направление – онкологическая служба. За последние десять лет заболеваемость злокачественными новообразованиями в области выросла на 33 процента. Крайне высок уровень смертности от онкологических заболеваний в городе Новоульяновске, Старокулаткинском, Вешкаймском, Сурском и Цильнинском районах.

На снижение уровня смертности от злокачественных новообразований направлена областная программа «Целевая диспансеризация мужского населения Ульяновской области по ранней диагностике рака предстательной железы» с объёмом финансирования 56 миллионов рублей. Кроме того, в 2008 году планируется завершить работы в областном клиническом онкологическом диспансере по вводу в действие пристроя к радиологическому корпусу для линейного ускорителя. Применение современного оборудования позволит проводить лучевую терапию злокачественных опухолей на должном уровне.  Также нам предстоит приобрести компьютерный томограф и аппарат для внутриполостной лучевой терапии общей стоимостью 85 миллионов рублей. Да и вообще, честно говоря, вся материальная база онкологического диспансера нуждается в срочной модернизации.

Уверен, что важную роль в своевременной диагностике и лечении  кардиологических и онкологических заболеваний призван сыграть и создаваемый в Димитровграде Центр ядерной медицины.

Третье важнейшее направление в снижении уровня смертности – травматологическая служба.

На снижение уровня смертности от дорожно-транспортных происшествий направлены мероприятия программы «Развитие скорой медицинской помощи». Нам необходимо коренным образом улучшить материально-техническое оснащение палат интенсивной терапии в областной клинической больнице № 1 и в десяти муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных на  основных автомобильных трассах, а также добиться включения в федеральную целевую программу по обеспечению безопасности дорожного движения двух районных больниц  в Новоспасском и Николаевке, расположенных на федеральной трассе М-5.

Младенческая и материнская смертность

В 2007 году в Ульяновской области, как и в целом по России, сохранилась благоприятная тенденция снижения младенческой смертности. Уровень младенческой смертности составил 9,2 на 1000 детей, родившихся живыми. В 2006 году этот показатель был равен 10,1. По сравнению с 1990 годом, уровень младенческой смертности в нашей области сократился в два раза. Главными причинами младенческой смертности остаются различные состояния и нарушения в перинатальном периоде, а также врожденные аномалии. На эти две причины приходится более 70 процентов всех причин смерти детей первого года жизни.

Отдельная, очень важная тема – высокий уровень материнской смертности, который по итогам прошлого года вырос с 43-х до 57 случаев на сто тысяч детей, родившихся живыми. Этот показатель  в два с лишним раза превысил средний по России.

Хочу отметить, что в прошлом году увеличилась доля женщин, поступивших под наблюдение женских консультаций в ранние сроки беременности.  Почти 93 процента беременных, состоящих под диспансерным наблюдением, смогли завершить беременность родами. Снизилась доля преждевременных родов. Тем не менее, в прошлом году почти 82 процента беременных женщин имели заболевания, предшествовавшие или возникшие в этот период, что привело к осложнениям во время родов и послеродовом периоде. Удельный вес нормальных родов в 2007 году по области снизился с 35-и до 33-х процентов.

В качестве положительного факта отмечу снижение на 17 процентов числа абортов на тысячу детей родившихся живыми. По этому показателю положение в Ульяновской области значительно лучше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу.

 Заболеваемость новорожденных детей в Ульяновской области на протяжении ряда последних лет остаётся стабильно высокой. Более 60 процентов новорожденных детей рождаются больными, а недоношенные дети в ста процентах случаев имеют патологические отклонения в состоянии здоровья. На 97 процентов заболеваемость в период новорожденности связана с состоянием здоровья матери. Среди отдельных состояний перинатального периода наиболее распространены внутриутробные гипоксии и асфиксии при родах, неонатальные желтухи, замедление роста и недостаточность питания.

На каждого родившегося в области ребенка в первый год его жизни приходится в среднем 3,3 заболевания. В структуре заболеваемости 35 процентов  приходится на  отдельные состояния перинатального периода, 28 процентов болезней связано с органами дыхания, более 12 процентов – с болезнями нервной системы.

 

         В числе уже принятых и предлагаемых мер для изменения ситуации: разработка и внедрение клинико-экономических стандартов оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, послеродовом периоде и детям первого года жизни, открытие межрайонных кабинетов пренатальной диагностики, организация кабинетов охраны репродуктивного здоровья в женских консультациях в 21 муниципальном образовании области, и ряд других мероприятий.

         Кроме того, для снижения уровня младенческой и материнской смертности Ульяновской области крайне необходим современный областной перинатальный центр. В следующем году мы должны начать его строить.

Заболеваемость среди детей и подростков

Касаясь причин смертности детей и подростков в возрасте до 19 лет, вынужден констатировать, что главная причина гибели детей – травмы, отравления и несчастные случаи. Если в возрасте от года до четырёх лет от этого погибает каждый третий из умерших детей, то в возрасте 10-14 лет – уже более 70 процентов. Серьёзную тревогу вызывает и рост детской и подростковой смертности от новообразований.

Общая заболеваемость среди детей и подростков выросла на 4,1 процента, первичная – на 5,3 процента. У каждого ребёнка в возрасте до 14 лет включительно ежегодно фиксируются 2,6 заболевания, два из которых – впервые в жизни.  Наиболее высоким уровень детской заболеваемости является в городах Новоульяновске и Ульяновске, а также Базарносызганском районе.

Как и у взрослых, в структуре детской заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания – 42 процента. Каждый ребёнок  в области в прошлом году хотя бы раз переболел гриппом или острым респираторным заболеванием. Далее по распространенности – инфекционные заболевания,  болезни нервной системы, органов пищеварения, травмы, отравления и несчастные случаи.

Отмечу, что в прошлом году рост общей заболеваемости детей и подростков до 14 лет отмечен по всем классам заболеваний, за исключением новообразований, кожных болезней и болезней нервной системы. Особую тревогу вызывает рост первичной заболеваемости по болезням эндокринной системы – на 47 процентов, болезням уха и болезням мочеполовой системы – на 23 процента, врождённым аномалиям – на 21 процент. Уровень травматизма среди детей и подростков в возрасте до 17 лет за прошлый год вырос на 18 процентов, причём по всем его видам: бытовому, уличному и школьному.

О состоянии здоровья детей и подростков красноречиво свидетельствует и такой факт: каждый третий ребенок и подросток в возрасте до 14 лет состоит на диспансерном учёте, а в возрасте от 15 до 17 лет – уже каждый второй. Если среди учащихся школ 39 процентов числятся в специальной группе для занятий физкультурой, то среди студентов средних специальных учебных заведений и вузов число тех, кто не в состоянии заниматься по обычной программе, доходит уже до 65 процентов.

Особую обеспокоенность вызывает резкий рост заболеваемости детей и подростков социально значимыми заболеваниями. Уровень подростков 15-17 лет, больных туберкулёзом, вырос за прошлый год в 2,4 раза, больных сифилисом – в 1,3 раза. По этой же группе заболеваемость психическими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, сократилась на 24 процента, синдромом зависимости от ненаркотических веществ – на 3,4 процента.

Ухудшение состояния здоровья детей и подростков приводит к росту инвалидности среди детей. На 1 января 2008 года в области проживало 6252 ребёнка-инвалида, показатель распространенности детской инвалидности значительно превышает среднероссийский.

Ситуация со здоровьем детей и подростков в прошлом году обсуждалась медицинской и педагогической общественностью на региональном форуме «Здоровье школьников». Тогда мы договорились, что необходимо разработать и реализовать Комплексную программу укрепления здоровья школьников и развития школьной медицины в Ульяновской области. В неё должны войти меры, направленные на решение широкого спектра имеющихся проблем: качественная диспансеризация детей и подростков, оснащение школьных медицинских кабинетов, организация Дней семейного здоровья и спортивных клубов, а также здорового питания в школах области. Частично эти вопросы уже начали решаться, однако пока уровень взаимодействия учреждений здравоохранения и образования всё равно остаётся низким. Работу в этом направлении необходимо усилить, объединяя врачей, педагогов, родителей.

Общая заболеваемость.

Уровень общей заболеваемости населения по сравнению с 2006 годом остался на прежнем уровне и превышает показатели в среднем по округу и по России. В 2007 году рост заболеваемости зафиксирован в 18-и городах и районах области. Практически каждый среднестатистический взрослый ульяновец в течение года обращался за медицинской помощью в лечебные учреждения.           С учётом того, что очень многие предпочитают лечиться самостоятельно, «болеть на ходу», этот показатель следует увеличить как минимум в два, а то и в четыре раза.

Структура общей заболеваемости среди взрослого населения не претерпела существенных изменений. В ней по-прежнему «лидируют» болезни органов дыхания – 21 процент, почти 15 процентов составляют болезни органов кровообращения, 8,5 процентов приходится на заболевания костно-мышечной системы.

Хочу отметить, что общая заболеваемость по классу болезней, занимающих первые места в структуре причин смертности,  увеличилась незначительно. По классу болезней системы кровообращения – на 5,5 процентов, по травмам и отравлениям - на 4,5 процента. Обращает на себя внимание рост заболеваний эндокринной и мочеполовой системы, органов дыхания и пищеварения, причём не только у взрослых, но и у детей и подростков. 

О состоянии здоровья жителей области наглядно свидетельствуют итоги проведенной диспансеризации работников бюджетной сферы в возрасте от 35 до 55 лет. Только 24 процента бюджетников отнесены к первой группе здоровья, а почти половина от числа прошедших диспансеризацию, нуждаются в дополнительном  обследовании  и лечении.

Одним из прямых следствий потери гражданами здоровья является выход на инвалидность. В настоящее время практически каждый десятый житель области имеет свидетельство об инвалидности. Только за прошлый год  11 тысяч 790 человек были впервые признаны инвалидами, почти половина из них – люди трудоспособного возраста. Общее число лиц, впервые признанных инвалидами, по сравнению с 2006 годом снизилось более чем на 2800 человек. 

Потери в экономике региона от проблем в состоянии здоровья граждан – колоссальные.  Судите сами: в прошлом году по области зарегистрировано почти 268 тысяч случаев временной нетрудоспособности. Значит, в среднем 45 процентов всех занятых в экономике раз в год брали больничный лист, на котором находились в среднем тринадцать дней. Количество случаев временной нетрудоспособности работников выросло за год почти на 20 тысяч единиц. Более ста тысяч всех случаев временной утраты трудоспособности связано с болезнями органов дыхания, более пятидесяти тысяч – с уходом за больными детьми и родственниками. Суммарные потери для экономики за год составили три миллиона 416 тысяч 401 день. То есть как минимум шесть рабочих дней в году экономика области не работала вовсе. В денежном выражении потери для ВРП региона составили 2,8 миллиарда рублей.

Основа оказания медицинской помощи – работа поликлинических учреждений. Мощность поликлиник области в  прошлом году увеличилась до с 226 до 230 посещений в смену на 10 тысяч населения. Объёмы оказания амбулаторно-поликлинической помощи по территориальной программе государственных гарантий выполнены  к нормативу на 105 процентов. При этом по системе обязательного медицинского страхования – лишь на 84 процента, а в таких районах как Цильнинский, Ульяновский, Тереньгульский, Старокулаткинский, Павловский, Инзенский – менее, чем на 50 процентов.

Обращает на себя внимание, что удельный вес профилактических посещений составил менее одной трети от общего числа. То есть наши граждане обращаются в поликлинику как правило только, когда у них что-либо заболит. Удельный вес посещений врачами пациентов на дому и вовсе составил смешную цифру – 8 процентов.

Для развития амбулаторного звена, в первую очередь в сельских районах, была принята целевая программа «Организация службы врача общей врачебной практики». В прошлом году было открыто 11 офисов, всего же по области в настоящее время работает 21 офис врача общей практики. К 2010 году будет открыто еще 15, что, конечно, крайне недостаточно для сельских территорий.

Стационарная помощь осуществлялась в 70-и учреждениях, где развёрнуто более 12 тысяч коек круглосуточного пребывания. В системе обязательного медицинского страхования объемы стационарной помощи выполнены на 96 процентов, в целом же – на 103 процента. То есть оказание медицинской помощи населению области продолжает оставаться в основном «стационароцентричным». Имеют место и необоснованные госпитализации, и слабое использование стационарозамещающих технологий лечения. 

Особая нагрузка в работе учреждений здравоохранения выпадает на службу скорой и неотложной медицинской помощи, от оперативной и своевременной работы которой нередко зависит не только сохранение здоровья, но и жизни людей.

В прошлом году общее количество вызовов «скорой» выросло более чем на 16 тысяч, территориальная программа по скорой помощи выполнена на 107 процентов, при этом значительное перевыполнение, на 25-40 процентов произошло в Новоульяновске и Димитровграде. Переоснащение служб медицинской помощи современным оборудованием и автотранспортом сыграло  положительную роль в том, что бригады стали прибывать на место более своевременно.

Высокотехнологичная медицинская помощь.

Очень важным компонентом системы здравоохранения области является высокотехнологичная медицинская помощь. В 2007 году в лечебных учреждениях области сделано более 1700  высокотехнологичных операций, в том числе впервые – операции по трансплантации почки. Внедрены новые кардиохирургические операции: закрытие артериального протока и стентирование коронарных сосудов. Продолжает активно внедряться в клиническую практику диагностическая и лечебная торакоскопия и эндовазальная лазеротерапия.

Весьма успешно применяются операции с использованием высоких технологий по удалению глазной катаракты и лазерной коагуляции сетчатки. За прошлый год сделано более двух тысяч операций, в результате которых у пациентов восстановлено зрение. Накопленный опыт и квалификация специалистов позволяют нам ставить и решать вопрос о создании в регионе  в самом ближайшем будущем Центра микрохирургии глаза.

Важным шагом приближения высококвалифицированной  помощи  жителям области стало внедрение телемедицинских технологий. Это позволяет проводить консультации высококвалифицированных врачей для пациентов, находящихся в самых отдалённых районах области.

В конце прошлого года совместно с немецкой компанией «Фрезениус» мы открыли новое отделение гемодиализа, которое по своей оснащенности входит в число лучших в России. 344 человека получают в этом центре лечение соответствующее самым высоким европейским стандартам.

Отмечу, что по выделенным квотам в федеральные центры России было направлено для  оказания высокотехнологичной медицинской помощи 1740 больных, из которых получили лечение 1373 человека, это в два раза больше, чем в 2006 году.

Лекарственное обеспечение

Вопрос с лекарственным обеспечением является одним из наиболее важных, вызывающих повышенное внимание и озабоченность как органов власти, так и простых граждан.  Здесь в прошлом году было немало проблем, главная из которых – недостаточные объемы федерального финансирования по реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Определенный объём финансирования в 536 миллионов рублей в год был в полтора раза меньше, чем в 2006 году и не обеспечивал стопроцентной потребности в лекарственных средствах для ОНЛС. В результате правом льготного лекарственного обеспечения воспользовались более 70 процентов федеральных льготников, что на 8 процентов меньше, чем в 2006 году. Сократился и объем средств, отпущенных на медикаменты в расчёте на одного льготника, более чем на 2,5 тысячи рублей.

Сохраняется проблема обеспечения льготных категорий граждан регионального уровня, объемы обеспечения остались на уровне 2006 года. Кроме того, отсутствие целевого финансирования, как в региональном, так и в муниципальных бюджетах, также не способствовало решению проблемы.

В целях решения этой острой, а для многих граждан – жизненно важной проблемы, разработан проект областного закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение».  Также мы планируем наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на льготные лекарства при амбулаторном лечении. Тесно работаем и с федеральным Министерством здравоохранения и социального развития по вопросам увеличения норматива финансовых затрат на одного льготника в месяц. Также мы предложили федеральному центру вывести целый ряд заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, в отдельную программу по лекарственному обеспечению.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация

Серьёзным фактором риска для здоровья жителей области является санитарно-эпидемиологическая обстановка. Она связана с состоянием атмосферного воздуха, водных объектов и систем водоснабжения, почвенного покрова. Пока положение дел здесь оставляет желать лучшего. Так, результаты анализа атмосферного воздуха в городах и районах области свидетельствуют, что, несмотря на сокращение объема выбросов, загрязнение атмосферного  воздуха  остаётся стабильно высоким. Основные источники загрязнения атмосферы - автомобильный транспорт, объекты промышленности и топливно-энергетического комплекса.

В прошлом году качество воды в водоёмах области по сравнению с 2006 годом улучшилось по санитарно-химическим показателям, а вот по микробиологическим - ухудшилось, особенно для водоёмов первой категории. В числе основных причин  высокого загрязнения водоемов  - сброс недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод, устаревшие очистные сооружения.

Нельзя считать приемлемым качество питьевой воды из централизованных источников. В целом по области по подземным источникам не соответствует гигиеническим нормативам в среднем 16 процентов проб питьевой воды по санитарно-химическим и 5,6 процентов по микробиологическим показателям. Еще хуже данные по поверхностным источникам, где  36,4 процентов проб не соответствует нормам по микробиологическим и 19,6 по санитарно-химическим показателям.  Наихудшие  показатели по санитарно-химическим нормативам из источников в Мелекесском, Старомайнском, Базарносызганском районах и городе Ульяновске. По микробиологическим показателям – в Радищевском, Барышском, Цильнинском, Ульяновском, Павловском и Николаевском районах.

         В настоящее время недоброкачественной водой из централизованных источников водоснабжения пользуются 28 процентов населения  области. В Старомайнском районе – 98 процентов жителей, в Радищевском – 90 процентов, Ульяновском районе – 81 процент. Тревожная ситуация также в   Барышском, Базарносызганском, Тереньгульском и Сурском районах.

 Основные причины неудовлетворительного качества питьевой воды известны. Это загрязнение источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водопроводных источников, высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, отсутствие планово - капитальных ремонтов, слабый производственный контроль.

Немало проблем имеется и в санитарном состоянии городов и населённых пунктов области. Назову главные из них. Не хватает производственных мощностей по сортировке и переработке отходов. Существует немало несанкционированных свалок, которые приводят к загрязнению почвы, грунтовых вод и воздуха. Неудовлетворительно пока решаются и вопросы, связанные с утилизацией медицинских отходов. Отсутствует Генеральная схема санитарной очистки муниципальных образований и порядка обращения твердых бытовых отходов; включая вопросы организации очистки частного сектора и пригородной черты.

Все вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой в области, непосредственно влияют  на уровень распространения многих инфекционных и паразитарных заболеваний.

Заболеваемость по социально-значимым заболеваниям.

Проведенная в прошлом году работа по иммунизации населения позволила снизить уровень  заболеваемости по 18 нозологическим формам и по четырём паразитарным заболеваниям, в том числе: по гриппу – в 1,4 раза,  вирусному гепатиту «В» - в 1,6 раза, краснухе – в 3 раза.

90 процентов всех зарегистрированных инфекционных заболеваний – грипп и острые респираторные вирусные инфекции.  В прошлом году уровень заболеваемости по этим видам превысил среднероссийские показатели на двадцать процентов.

Очень тревожным остаётся положение с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией. В 2007 году она выросла более, чем на 13 процентов. Уровень распространения заболеваемости ВИЧ-инфекцией превышает среднероссийские и среднеокружные показатели в два раза. В настоящее время каждый сотый житель области в возрасте от 15 до 49 лет является ВИЧ-инфицированным.  Вдвое по сравнению с 2006 годом выросла и общая смертность больных ВИЧ-инфекцией. Такое увеличение смертности во многом обусловлено тем, что пациенты поздно обращаются за квалифицированной медицинской помощью, а также неэффективностью лечения в продвинутой стадии заболевания.

  Напряженная ситуация сохраняется и в отношении заболеваний туберкулёзом. Показатель заболеваемости за прошлый год вырос с 76 до 84 человек на 100 тысяч населения, что выше, чем в среднем по России и ПФО. Наиболее высок уровень заболеваемости в Барышском, Тереньгульском, Кузоватовском, Чердаклинском и Базарносызганском районах, городах Барыш и Новоульяновск.

Отмечу, что рост заболеваемости происходит на фоне роста числа граждан, прошедших профилактические осмотры на туберкулёз, обновления на треть флюорографической аппаратуры в муниципальных районах, наличия в полном объёме основных противотуберкулёзных препаратов первого ряда. А в Барышском, Старокулаткинском и Чердаклинском районах рост заболеваемости происходит на фоне снижения профосмотров и может привести к самым серьёзным последствиям распространения невыявленной туберкулёзной инфекции.

Крайне слабо используются возможности выездного флюорографа областного противотуберкулёзного диспансера. В этом году только один муниципальный район – Тереньгульский – заключил договор на проведение обследований.

Осознавая крайнюю опасность ситуации с распространением туберкулёза, в прошлом году на базе лечебных учреждений области был создан 21 центр микроскопии мазка мокроты. Однако пока применение этого метода исследования используется крайне слабо.

В следующем году мы начнём строительство нового здания областного противотуберкулёзного диспансера.

 Серьёзную угрозу здоровью населения представляет проблема зависимости от психоактивных веществ. Заболеваемость алкогольными психозами по сравнению с 2006 годом незначительно снизилась, но остаётся выше среднероссийского и среднеокружного уровня. Самая высокая заболеваемость алкогольными психозами по области в городе Новоульяновске, Вешкаймском и Старомайнском районах. При этом 88 процентов заболеваемости алкогольными психозами приходится на лиц в  возрасте от 20 до 59 лет, то есть на население в трудоспособном возрасте.

На полтора процентных пункта выросла, по сравнению с 2006 годом, заболеваемость наркоманией. Здесь наши показатели - ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу.

Для снижения уровня заболеваемости алкоголизмом и наркоманией в прошлом году проведены профосмотры учащихся старших классов и учреждений начального профессионального образования. Впервые с ноября прошлого года осуществляются выезды в сельские районы бригад областной наркологической  больницы.

 

Подводя итог сказанному в этой части доклада: здоровье населения Ульяновской области находится в неудовлетворительном состоянии. Неблагоприятные тенденции существуют почти по всем основным показателям. Состояние здоровья жителей области стало очень серьёзной социальной проблемой.

Задавая любимый российский вопрос «Кто виноват?», отвечу так: прямую ответственность за состояние здоровья граждан несут органы власти, органы местного самоуправления, система здравоохранения. Да и сами граждане, особенно в трудоспособном возрасте крайне беспечно относятся к своему здоровью, полагая, что быть здоровым – значит, ничего не знать про свои болезни. 

Как сказал один философ, «здоровье – это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам». Для иллюстрации: в прошлом году жители Ульяновской области по официальным данным потратили на алкоголь и сигареты в общей сложности 6,6 миллиардов рублей. Это означает, что каждый двадцатый рубль из общего числа расходов гражданами был потрачен на подрыв собственного здоровья. Для сравнения – на занятия физической культурой и спортом жителями области за прошлый год было израсходовано денег в 129 раз меньше, чем на алкоголь.

Но и органы власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации не прилагают должных усилий, чтобы создавать условия для массовых занятий физической культурой и спортом, чтобы формировать у людей установки на ценность здорового образа жизни.  Уверен, что потребность в этом у многих жителей области есть.

Наконец, о самом главном – профилактике заболеваний. Ведь первая обязанность медицины – сохранять здоровье. И только вторая – лечение болезней. Сегодня, как это ни парадоксально, но вся система здравоохранения устроена так, что врачи заинтересованы в большем количестве больных, она, можно сказать, «болезнецентрическая». В условиях рыночной экономики профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, функция которой - воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных. И речь должна идти о создании в регионах наряду с больницами и поликлиниками специализированных Центров, в которых граждане смогут получать услуги, направленные на поддержание своего здоровья в нормальном состоянии.

Возможно, решение этой задачи нуждается в специальной целевой программе, разработке профессиональных стандартов и системе мониторинга. Напомню, что именно Советский Союз создал признанную во всем мире систему профилактики здоровья граждан. Арсенал оздоровительных технологий, накопленный отечественным здравоохранением, огромен. Думаю, что настала пора вспомнить хорошо забытое старое и активно внедрять этот богатый опыт в практику профилактической и восстановительной медицины.

Ресурсы здравоохранения и финансирование

Какими ресурсами располагает отрасль? Функционирует 98 лечебно-профилактических учреждений, из которых 75 относятся к муниципальным. Из них 65 больниц, 6 диспансеров, 19 амбулаторно-поликлинических учреждений. В структуре больниц, как и в 2006 году, работали 512 фельдшерско-акушерских пунктов.

В 2007 году сеть лечебно-профилактических учреждений области сократилась на 14 единиц,  за счёт перевода врачебных амбулаторий в Сурском районе, которые переведены в структурные подразделения Сурской ЦРБ, а также передачи 10 лечебных учреждений города Димитровграда в ведение медико-санитарной части Федерального медико-биологического агентства российской Федерации.

 В лечебно профилактических учреждениях области трудятся более 31 тысячи человек, из них 4236 врачей. Официальные финансовые расходы из всех источников составили более семи миллиардов рублей, что на 30 процентов больше, чем в 2006 году. Фактическое подушевое финансирование системы здравоохранения в прошлом году составило в расчёте на одного жителя области около 5,5 тысяч рублей, что на 31 процент выше уровня 2006 года. Удельный вес расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете Ульяновской области вырос с 14 до 18,9 процентов. То есть на нужды системы здравоохранения в области мы тратим   каждый пятый бюджетный рубль. Добавлю, что только по официальным данным ещё три миллиарда рублей в прошлом году отрасли дали сами граждане, оплатив медицинские, санаторно-оздоровительные услуги и медикаменты.

Расходы на здравоохранение растут с каждым годом. Только из областного бюджета финансирование отрасли выросло с 800 миллионов рублей в 2005 году до одного миллиарда  230 миллионов в прошлом, 2007-м. А в этом году затраты из областного бюджета на здравоохранения составят два миллиарда 200 миллионов рублей.  

Таким образом, можно сделать вывод: принятых мер пока явно недостаточно, чтобы показатели работы отрасли  нашли  своё прямое отражение в показателях уровня здоровья граждан. Почему это происходит? Почему мы вкладываем в сферу здравоохранения огромные деньги, но не получаем должного результата?

 

Проблемы отрасли и необходимость реформирования системы здравоохранения

Проблемы отрасли здравоохранения вам хорошо известны. Назову ключевые три. Это, во-первых, низкая доступность услуг для населения при их низком качестве. Вторая проблема - низкая эффективность использования ресурсов при слабом государственном и полном отсутствии общественного контроля. Третья - отсутствие внятной стратегии проведения реформ в отрасли.

Остановлюсь на указанных проблемах более подробно.

Доступность и качество услуг в здравоохранении напрямую зависят от трёх факторов: квалифицированных врачебных кадров, наличия необходимого медицинского оборудования и возможностей государства гарантировать пациенту получение медицинских услуг.

Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составляет в Ульяновской области всего 32 единицы, на 13 единиц ниже, чем в среднем по стране. Дефицит врачебных кадров по области составляет 633 человека, из них – 433 – в городе Ульяновске.

Ни наличие медицинского факультета в Ульяновском государственном университете, ни выделение целевых квот для Ульяновской области медицинскими вузами Самары и Саратова пока  остроту проблемы не снижают.

Что мы планируем сделать? Во-первых, открыть в Ульяновске представительства Самарского и Саратовского медицинских университетов. Во-вторых, приглашать на работу врачей из других регионов России и стран СНГ. В-третьих, наращивать меры социальной поддержки медицинских работников. В прошлом году 12 врачей и медсестёр областных учреждений здравоохранения получили из областного бюджета субсидии и приобрели жильё. Разрабатываем мы и проект Закона о государственной поддержке молодых специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, где будут предусмотрены ежемесячные доплаты и единовременное вознаграждение по итогам года.

Другой фактор обострения проблемы качества услуг – низкий уровень материально-технической базы здравоохранения, износ основных фондов и медицинского оборудования. Здесь перед нами стоит задача до 2012 года полностью привести в порядок все основные лечебные учреждения области. В прошлом году на капитальный и текущий ремонты областных и муниципальных больниц и поликлиник было потрачено 219 миллионов рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в область поступило 636 единиц нового оборудования для областных и муниципальных учреждений здравоохранения на сумму 376,8 миллионов рублей. Эти меры позволили обновить медицинское оборудование в областных учреждениях - на 7 процентов, в муниципальных – на 20 процентов, а также существенно сократить ожидание в очереди на проведение исследований до 1 дня.

В прошлом году автомобильный парк учреждений здравоохранения пополнился 101-им автомобилем на сумму более 50 миллионов рублей. В целом же за три последних года санитарный автотранспорт в области обновлён на 60 процентов.

В этом направлении бюджетные расходы будут и далее возрастать.

Что касается территориальной программы государственных гарантий, то вынужден отметить, что её расплывчатость наряду с широким распространением системы платных услуг существенно снижает доступность получения медицинской помощи для населения.

Контроль за оказанием лечебными учреждениями платных услуг со стороны руководителей сферы здравоохранения области был утрачен не вчера и до сих пор находится не на должном уровне. Раньше это происходило, как говорится, «не от хорошей жизни». Оказание платных услуг, дополнительных по форме,  было мерой, помогавшей лечебным учреждениям, да и медицинским работникам, что называется, «поддерживать штаны». Однако сегодня совершено ясно, что создание таких «двойных стандартов», когда одна и та услуга может оказываться бесплатно, а может и за деньги, нанесло всей отрасли ощутимый вред.

Что произошло? Низкая зарплата медицинских работников, которая в настоящее время составляет в среднем по области немногим более шести тысяч рублей, заставляла врачей и медсестёр зарабатывать деньги. Кто-то брал себе дополнительные ставки в своём учреждении, кто-то подрабатывал в частном бизнесе. Поэтому вечно спешащие, усталые, задерганные  бесконечной писаниной врачи и медсестры - обычная картина в любой поликлинике или больнице.  Где уж тут думать о качестве услуг и удовлетворенности пациента?

Не менее важно и другое. В условиях сметного финансирования государственных и муниципальных учреждений  бюджетные средства стали восприниматься как плата со стороны государства за то, что они, эти учреждения вообще существуют. А основной «экономический интерес» сместился в сторону оказания платных услуг. Последствия понятны: это безответственность за выделенные бюджетные средства, в сочетании с большими теневыми доходами и имущественным расслоением врачебного корпуса. Ведь сплошь и рядом поступления от платных услуг часто распределяются не на основе ясных схем материального поощрения.  Ясно, что это ограничивает мотивацию к оказанию качественной медицинской помощи, даже за плату.

Добавлю к этому, что сами пациенты напрочь лишены защиты в сфере платных услуг и неформальных платежей, а потраченные ими деньги отнюдь не гарантируют высокое качество лечения на единицу затрат. И помочь пациенту в оценке обоснованности затрат некому.

Как решать эту проблему? Во-первых, начиная с 2009 года, мы осуществим переход на новую систему оплаты труда в отрасли. Предстоит разработать и принять такую систему, которая позволит избавиться от «уравниловки» и платить за реальные результаты труда. Труд каждого врача должен оцениваться индивидуально, с учетом его квалификации, репутации специалиста и достигнутых результатов клинической деятельности. Платить не «ставкам», а конкретным людям – именно из такого принципа надо исходить.

Во-вторых, необходимо перейти к формированию четкого и понятного для людей государственного заказа в сфере здравоохранения, выработать единые стандарты финансирования больниц и поликлиник. Глубоко убеждён, что бюджетные учреждения здравоохранения не должны заниматься зарабатыванием денег, тем более по принципу: «Рубль – государству, три рубля – себе в карман». Это – дело частной медицины.

Также уверен, что необходимо устранить все барьеры, которые мешают реализации прав граждан на охрану здоровья. И первый из таких барьеров – информационный. Министерству здравоохранения предстоит создать систему доступа граждан к информации о качестве предоставления медицинских услуг в каждой больнице и поликлинике, а в идеале – по каждому врачу. Работа в этом направлении уже начата и её необходимо усилить.

Люди должны четко знать, что по Территориальной программе государственных гарантий медицинской помощи им положено бесплатно, а за что необходимо платить. Кроме того, Министерству экономики области необходимо разобраться с экономическим обоснованием формирования тарифов на платные медицинские услуги, а Министерству здравоохранения – осуществлять жесточайший контроль над теми, у кого возникнет соблазн взимать с граждан необоснованную плату за те или иные медицинские услуги.

Предстоит также разработать и принять региональный закон «О защите прав пациентов и медицинских работников в Ульяновской области», в котором четко прописать права и  ответственность сторон за те или иные действия. Далее, полагаю, что будет абсолютно правильным создать при каждом лечебном учреждении Общественные наблюдательные советы, в состав которых должны войти представители политических партий и общественных организаций, представители организаций-страховщиков, работающих по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, а также сами пациенты. Эти Советы призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности лечебных учреждений, исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.     

 Вторая проблема – экономическая неэффективность работы системы здравоохранения, крайне нерациональное расходование бюджетных средств. Сложившаяся система представляет собой сложную и противоречивую смесь, состоящую из бюджет­ной, страховой, узаконен­ной платной, теневой и полутеневой медицины. Она не обеспечивает ни социальной справедливости, ни притока дополнительных финансовых средств в отрасль, а также весьма слабо влияет на формирование рынка услуг. 

Причины создавшегося положения понятны. Переход от бюджетного финансирования на систему обязательного медицинского страхования стратегически, на мой взгляд, был совершенно правильным. Но непоследовательность преобразований, незавершённость реформы привели к тому, что мы сегодня имеем эклектичную смесь бюджетной и страховой медицины, в которой каждая из сторон стремится максимально снизить уровень своей ответственности за происходящее в отрасли в целом.

Как метко сказано в докладе Высшей школы экономики о состоянии отечественного здравоохранения,  «сложившуюся систему обязательного медицинского страхования можно сравнить с автомобилем, в который залили немного бензина и завели, но решили пока не ставить колеса и руль. Пассажир, то есть пациент, видит все признаки современного автомобиля, что-то гудит, «работает», но машина не движется, и пассажиру непонятно, зачем тогда она нужна. Появляется большое искушение сказать, что обойдемся без автомобилей вообще».

Решение проблемы упирается во многом в сложившийся дефицитный механизм финансирования, когда существует разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи гражданам и их финансовым обеспечением. В частности, по Ульяновской области ежегодно утверждается Программа государственных гарантий с дефицитом около 25 процентов.

В настоящее время финансирование территориальных программ за счет средств обязательного медицинского страхования составляет только 27 процентов. В среднем на одного больного – 4777 рублей. Для сравнения: здоровье среднестатистического гражданина Франции, например, «стоит» порядка 2000 долларов в год.

В наших прин­ципах обязательного медицинского страхования содержится очевидное проти­воречие: тарифная сетка делит оклады ме­диков по категориям и по стажу, но стоимость приема больного для всех вра­чей оценивается одинаково. Поэтому вра­чу высокой квалификации нужно обслу­жить в два раза больше больных, чем врачу без категории, чтобы оправдать свой должностной оклад. Иными словами, высоко­квалифицированные специалисты вынуж­дены подтверждать свое качество количеством, иначе у медучреждения про­сто не будет денег на их зарплату.

Кроме того, оплата медицинских услуг по тарифам обязательного медицинского страхования не отражает их реальной стоимости. Это особенно остро ощущается в специализированных и дорогостоящих медицинских отраслях. Может быть, пора все-таки определиться, что оплачивает врачу государство: отработанные часы, оказанную услугу или восстановление здоровья?

Пути решения этой проблемы  - переход всех учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование по страховому принципу с оплатой всех расходов на основе стандартов оказания медицинской помощи. Мы должны в максимальной степени уйти от порочного принципа, когда финансируются «койко-дни» и «посещения», и добиться, чтобы и для учреждений, и для конкретных врачей конечный положительный результат, так называемый «пролеченный случай» был главным критерием эффективности их работы.

Необходимо более решительно продолжать курс на реструктуризацию системы оказания медицинской помощи, в том числе оптимизировать объемы стационарной помощи, развивать дневные стационары, укреплять первичное звено. Участковый врач или врач общей практики должны нести реальную ответственность за здоровье граждан на своих участках. Более того, у участковых врачей должны быть стимулы, чтобы расширять объемы своей деятельности.  Это метод подушевого финансирования и дополнительное поощрение за достижение установленных показателей деятельности – за уровень  вакцинации детей, снижение частоты вызовов «скорой», смертности на дому и так далее.

Особенно важно, чтобы мотивация к расширению объемов деятельности возникла у всех поликлинических учреждений. Для этого необходимо направить часть  экономии от сокращения необоснованных госпитализаций в сектор амбулаторной помощи – путем повышения размера подушевого норматива финансирования поликлиники.

Другая часть экономии должна оставаться в самом стационаре, чтобы стимулировать оптимизацию структуры работ и обеспечивать более высокое ресурсное наполнение лечения действительно сложных больных. Врач стационара должен знать, что он выиграет, если будет лечить более сложные случаи. 

Ещё один важный момент: страховые организации должны стать реальными носителями финансовых рисков, а не «пятым колесом» в механизме передачи государственных средств от территориального фонда обязательного медицинского страхования в медицинское учреждение. Чтобы этого добиться, необходимо, чтобы граждане могли сами выбирать себе страховщика и по результатам своего лечения информировать страховые организации о том, какие медицинские учреждения и какие врачи пользуются его доверием.   

Наконец, несколько слов о третьей проблеме – стратегии реформирования отрасли. Хорошо известно, что если врачи не хотят изменений в здравоохранении, то их не будет. Сегодня наши медики, может быть за исключением руководящего звена, никак не вовлечены в подготовку реформы здравоохранения. Скажу больше: вряд ли хоть кто-то объяснил медицинским работникам содержание и суть реформирования. Приведу простой пример: в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития России готовит Концепцию развития здравоохранения до 2020 года. Создан специальный сайт в Интернете, где уже размещены более ста проектов и более полутора тысяч отзывов врачей на внесенные предложения. От Ульяновской области – ничего.

Стоит ли удивляться, что врачебное сообщество в области в основной своей массе относится к происходящему или безразлично или враждебно? Люди уже уверены в том, что власть их всё равно не спросит, а сделает по-своему.  

Есть только один выход из сложившегося положения – включение самих врачей в реформу. Не главных врачей, а рядовых специалистов, которые непосредственно находятся на «переднем крае» борьбы за здоровье граждан. Поэтому нужно максимально широко обсуждать необходимость реформы и ее пути. Нужно формировать ее движущие силы. И в этом процессе велика не только роль областного Министерства здравоохранения, но и других сил, в частности, гражданского общества, политических партий.

И последнее. Реформирование здравоохранения потребует от всех нас серьёзной, кропотливой и длительной работы. В таких вопросах «кавалеристским наскоком» положения дел не изменишь. Принятие управленческих решений по всему спектру имеющихся проблем должно стать результатом достигнутых договорённостей и единого подхода к проведению реформ. Только так мы сможем добиться реальных и значимых улучшений в состоянии здоровья ульяновцев.

Спасибо за внимание.

17.06.08

    Темы дня