Выступление С.И. Морозова на расширенном заседании Губернаторского совета 27 февраля 2008 года «О стратегии развития Ульяновской области до 2012 года»

Уважаемые ульяновцы, коллеги!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в выступлении на расширенном заседании Государственного совета восьмого февраля текущего года сформулировал своё видение развития страны на долгосрочную перспективу до 2020 года.

Поставлена задача – принципиально сменить экономическую модель страны с сырьевой на инновационную. Доля среднего класса должна вырасти до 60-70 процентов. Увеличатся инвестиции в здравоохранение, образование и науку, так как переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с инвестициями в человеческий капитал.

Именно так определил Президент основной абсолютный приоритет государственной и региональной политики. 15 февраля текущего года первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в развитие задач, поставленных Президентом, обозначил среднесрочные меры по четырём направлениям развития: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Своеобразные четыре «И».

Считаю необходимым сегодня, в рамках расширенного заседания Губернаторского совета, а здесь присутствует политическая, общественная и управленческая элита региона, в строгом соответствии с задачами руководства страны, конкретизировать наше видение развития Ульяновской области до 2012 года, сформулировать основные стратегические цели, которые мы обязаны достигнуть в ближайшие пять лет.

Но прежде чем сформулировать стратегические цели, важно понять: какой была Ульяновская область и какой она стала три года спустя, что нам реально удалось сделать за достаточно короткий срок?  Согласитесь, всё познаётся в сравнении.

Крайнюю тяжесть ситуации в регионе, как в 90-х, так и в конце 2004 года вы хорошо себе представляете. Это происходило на ваших глазах. Продемонстрированный сегодня фильм «Ульяновская область – от безысходности к надежде» документальное тому свидетельство и совсем не лишнее напоминание – к какой пропасти можно скатиться. Беды, которые пережила наша страна, в крайне уродливых формах проявились и на симбирской земле. Прошли, как говорится, по самому краю и многие раны ещё не зажили, продолжают кровоточить.

С распадом Советского Союза, в начале 90-х наша область встала перед непростым выбором: или взять общий для российских регионов курс на развитие рыночных отношений, или в надежде на возврат к прошлому сохранять традиционную модель экономики и управления. Именно тогда была сделана стратегическая ошибка, за которую ульяновцам пришлось дорого заплатить.

Как результат – сдерживание развития местного бизнеса, «проедание» накопленных в советское время ресурсов, огромные долги энергетикам. По сути, регион «выпал» из экономического пространства России, его руководство жило оторванными от жизненных реалий управленческими представлениями советских времён. Но в сознании людей былая «особенность» Ульяновской области осталась. Только знак сменился на прямо противоположный, с плюса на минус. У огромного количества людей возникло чувство, что их регион – один из самых худших и отсталых в России.

В 2000 году область получила новый шанс на развитие, но опять его не использовала. Новое руководство не сумело выстроить конструктивные отношения с обществом, федеральным центром, муниципальными образованиями. И если своеобразным символом политики изоляции Ульяновской области конца 90-х годов стал «огрызок» недостроенного моста через Волгу, который был как бельмо на глазу у всей России, то в начале XXI века появился ещё один символ – ледовый стадион, обычный каток, который обошёлся казне в десятки миллионов рублей и его приходится сносить из-за технологических ошибок в строительстве.

Судите сами, каким было социальное самочувствие и настроение людей. И в элите ульяновского общества, и на бытовом уровне муссировалась и разгонялась тема присоединения нашего региона, как крайне депрессивного и неперспективного для жизни, к более благополучным, например, Самаре или Татарстану. Вообще ставилась под сомнение дееспособность Ульяновской области как самостоятельного субъекта Российской Федерации. Как кризисный, регион стоял на особом контроле в Правительстве страны. Поговаривали и о необходимости внешнего управления. А главное – чувство безысходности и разочарования у людей, утрата уверенности в будущем своей малой родины, особенно у молодёжи.  Это, пожалуй, самое страшное, что может быть для любого региона и муниципального образования.

Сейчас, такие настроения ушли в прошлое, уверен - навсегда. Но сегодня могу откровенно сказать, основания для подобного пессимизма, конечно, были. Может быть, мои оценки кому-то покажутся очень жёсткими, но они соответствуют действительности и корни сложившейся крайне тяжёлой ситуации – глубокие.

Наши стартовые позиции в начале 2005 года, пользуясь известной терминологией, характеризуют четыре «Б»: «бардак» в управлении, бесперспективность в экономике, «безнадёга» и «болото» в социальной жизни. Областной бюджет на 2005 год, а он и так-то был нищенским, вовремя принят не был и с ним пришлось начать работу, как говорится, с колёс. При доходах в шесть с небольшим миллиардов рублей, долги области перед государством и гражданами, энергетиками и газовиками составляли более семи миллиардов. Область находилась на грани банкротства.

Что касается системы управления регионом, то и здесь полная организационная рыхлость, если хотите, дремучесть. Явно устаревший Устав области, который не соответствовал новым реалиям жизни. Накопившиеся негативные последствия от «раздрая» между ветвями власти, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Эти связи были не просто крайне ослаблены, а в большинстве своём, особенно с федеральным центром по линии министерств и ведомств, вообще разорваны.

Некоторые главы районов возомнили себя «удельными князьками» и действовали по принципу: что хочу – то и ворочу, как правило, для себя любимых. Нормативно-правовая база, из-за безграмотности, то и дело входила в противоречие с федеральным и региональным законодательством.

Затяжной кризис переживала экономика. В 2004 году на территории области проживал один процент населения страны и была произведена лишь половина процента валового внутреннего продукта Российской Федерации. Причём за десять лет этот показатель упал более чем в полтора раза. В комплексном рейтинге регионов Приволжского федерального округа наша область стояла на последнем, прямо скажем, позорном месте. Самым низким был и индекс физического объёма промышленного производства. Инвесторы обходили наш регион стороной, а тем, кто пытался войти с инвестициями, региональная власть всячески препятствовала. Целый ряд градообразующих предприятий перешли в разряд неработающих и слабо дышащих производств, находились в предбанкротном состоянии или в процедуре банкротства.

Представьте себе: более 60 процентов трудоспособного населения области оказались в ситуации, когда предприятия, где они трудились, чтобы прокормить свои семьи, могли в любой день остановиться и выгнать людей на улицу.

Не менее грустная картина на селе. Такое впечатление, что по нашим сёлам и деревням будто Мамай прошёл. По размерам посевных площадей, валовому сбору зерновых культур и поголовью скота во всех категориях хозяйств показатели упали ниже, чем в довоенном сороковом году. Если в самом начале 90-ых поголовье КРС составляло 700 тысяч, то уже к 2000 году сократилось до 300 тысяч, а к 2004-ому - до 194 тысяч голов. Вырезали и продали за 14 лет почти всё, что могли вырезать. По посевным площадям за этот период с одного миллиона 644 тысяч гектаров к 2000 году упали до одного миллиона 128 тысяч, а к 2004-ому – до 830 тысяч гектаров. Практически в два раза. Вот так скатывались к разрухе.

В пятницу соберётся областной сельский сход, где нам есть что обсудить с селянами. Мы начнём подготовку к расширенному заседанию Губернаторского совета, на котором в марте рассмотрим стратегию развития сельских территорий до 2012 года. Заодно посмотрим готовность к весенне-полевым  работам.

В 2004 году было введено в эксплуатацию лишь 157 тысяч квадратных метров жилья, а это в четыре раза меньше, чем в 1991 году. Десять пролётов за четырнадцать лет  - такими были темпы строительства моста через Волгу. По сути замороженной на многие годы оказалась газификация области. В сельской местности её уровень составлял лишь 32 процента и был одним из самых низких в ПФО.

В крайне запущенном состоянии находились многие вопросы элементарного жизнеобеспечения людей. Помните, наверное, как тазики с водой летом грели, чтобы помыться. Как многих заставляли покупать водонагреватели, как безработица душила. В 2004 году официально были признаны безработными 24 тысячи ульяновцев. Уровень зарегистрированной безработицы составлял тогда три с половиной процента от общего числа занятых в экономике и был самым высоким в ПФО.

Реальные денежные доходы населения с 1990-ого к началу 2005 года упали почти на сорок процентов. Каждый третий ульяновец стал иметь доходы ниже уровня прожиточного минимума. Долги по зарплате по предприятиям всех форм собственности составили 252, а по детским пособиям – 153 миллиона рублей. Бедность и нищета пришли во многие семьи.

Данные социологических опросов в конце 2004 года свидетельствовали, что 75 процентов ульяновцев крайне негативно оценивали деятельность администрации региона, более чем у половины жителей области было твёрдое убеждение, что они живут хуже всех в России. Из десяти ульяновцев восемь заявляли, что у региона нет будущего и из него надо уезжать.

Всё это, к большому сожалению, было. Я хорошо помню встречи с населением в конце 2004 года в ходе избирательной кампании. Помню раздражение людей, их злость и слёзы. Они редко улыбались. Вот такой, если по крупному счёту, была отправная точка, с которой нам пришлось начинать, вот до чего довели область.

Эти три с небольшим года дались, конечно, не легко. Но лично мне, например, смотреть в глаза людям сегодня не стыдно, потому что работал честно и себя не жалел. Точно также как и многие мои товарищи. Нам есть что предъявить оппонентам, есть что сказать людям.

Перемены к лучшему стали возможны только после возвращения Ульяновской области в число субъектов Российской Федерации, идущих в русле федеральной политики, курсом Президента.

За истекшие три года социально-политическая обстановка в регионе стабилизирована и все попытки раскачать её, неважно изнутри или извне, обречены на провал. И никакие дешёвые газетёнки с претензией на «справедливость», никакие «симбирские развороты», зарегистрированные за пределами области, не помогут. Когда команду Губернатора пытаются представить как небольшую горстку людей – это чушь несусветная, глупость и враньё. Это мы-то с вами горстка? Да нас десятки и сотни тысяч. Поэтому замутить воду никакие жалкие потуги не помогут. Так как стабильность нужна, прежде всего, людям, она даёт им возможность спокойно работать, рожать и растить детей, обустраивать семьи, свой быт. Ульяновцы не хотят больше потрясений, которые бросают их в нищету. Это важно понять всем: и политикам, и бизнесменам от политики.

Нам удалось наладить процесс взаимодействия исполнительной и законодательной власти, распределить полномочия и зоны ответственности на всех уровнях государственного и муниципального управления, создать надёжную нормативно-правовую базу. За три года принято более шестисот законов, что вдвое больше, чем за четыре предыдущих года. Появился новый Устав области, целый ряд основополагающих нормативных актов, направленных на государственную социальную помощь населению, поддержку многодетных семей, ветеранов труда, развитие экономики, структуры управления регионом, реализацию целевых программ.

Область, наконец, расплатилась с позорными долгами прошлых лет перед государством и гражданами. Если на первое января 2005 года долг областного бюджета перед государством составлял 2 миллиарда 385 миллионов рублей, то на первое января 2008 года - всего 60 миллионов. Мы добились сокращения почти в сорок раз. Просроченная задолженность по зарплате перед работниками предприятий и организаций всех форм собственности сократилась в четырнадцать раз. Ликвидирована бюджетная задолженность по детским пособиям и компенсациям за книгоиздательскую продукцию.

Область вошла в семёрку лучших субъектов России по качеству управления общественными финансами. Бюджет стал прозрачным. Региону впервые был присвоен кредитный рейтинг категории «А», характеризующий нас как территорию с высоким уровнем надёжности, низким риском несвоевременного исполнения обязательств и стабильными перспективами. Впервые стало возможным делать облигационные займы с целью их направления на инфраструктурные проекты.

Если в 2004 году в бюджетную систему Российской Федерации от нашего региона поступило 10,5 миллиардов рублей налоговых и других обязательных платежей, то в 2007 году уже 22,4 миллиарда. По темпам роста поступлений доходов в территориальный бюджет Ульяновская область заняла в прошлом году первое место в ПФО. Возможности для наращивания у нас есть.

В настоящее время стабильно заработали многие предприятия, которые всего несколько лет назад считались безнадёжными или находились в предбанкротном состоянии. Это патронный, механический, моторный заводы, бывший завод УЗТС,  фабрика шерсти в Барыше, ликёроводочные заводы и целый ряд других. В результате за три года объём промышленного обрабатывающего производства на крупных и средних предприятиях вырос с 45 миллиардов в 2004-ом до 95 миллиардов рублей в 2007 году. Вдвое здесь увеличилась и средняя заработная плата, она в прошлом году составила 11790 рублей. 

Мы продолжаем работу в этом направлении. Сегодня могу сказать, что достигнута договорённость и после завершения процедуры банкротства  на базе акционерного общества «Искра» будет создано научно-производственное объединение. В его состав войдут концерн «Алмаз-Антей» и «Конструкторское бюро приборостроения «Искра».

Постепенно выходит из кризиса один из крупнейших заводов области - «Авиастар». С момента создания Объединённой авиастроительной корпорации завод стал базовым и ему гарантированы стабильные заказы. Мне хотелось бы сегодня высказать слова благодарности и признательности руководству, которое сумело в лихую годину выстоять и удержать завод. Мы понимаем, чего это стоило, в том числе и для здоровья. Низкий вам поклон, Виктор Васильевич Михайлов, от всей Ульяновской области.

Нам удалось за три года привлечь целый ряд крупных инвесторов мирового уровня для развития на территории области новых современных заводов и фабрик. Судите сами, какая география, как говорится, сегодня все флаги к нам. Это компании из США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Нидерландов. Общий объём инвестиций вырос втрое, с 11 до 33 миллиардов рублей. Объём экспорта увеличился в два с половиной раза. Сегодня некий местечковый патриотизм, когда во всём сами с усами, уже уходит в прошлое, хотя кое-где его отголоски ещё слышны.

Активная инвестиционная политика позволила создавать новые рабочие места с достойной зарплатой. И что очень важно, наш регион перестал быть закрытым для межрегиональных и международных связей. Всего за два последних года появилось более двадцати новых высокотехнологичных производств. Они уже дали около пяти тысяч рабочих мест и более 350 миллионов рублей налоговых поступлений.

В регионе вдвое сократился уровень зарегистрированной безработицы и на столько же выросла по области средняя заработная плата, она достигла восьми с половиной тысяч рублей. Конечно, с позиций формирования среднего класса этого явно недостаточно, но шаг вперёд сделан. Число ульяновцев, проживающих за чертой бедности, сократилось на 140 тысяч человек.

В аграрном секторе экономики в 2004 году сработали с убытком в 160 миллионов рублей, а в 2007 году получили прибыль на сумму 442 миллиона, доля прибыльных хозяйств возросла с 40 до 60 процентов. По итогам прошлого года по уровню рентабельности производства сельское хозяйство вышло на четвёртую позицию среди всех отраслей экономики региона. За три года просроченная задолженность по заработной плате сократилась в 22 раза: со 116 до 6 миллионов рублей. Только за последние два года приобрели современной техники 1200 единиц на сумму почти в два миллиарда рублей, что в пять раз больше, чем за предыдущие 15 лет.

Вдвое выросли вложения из областного бюджета на поддержку села. Если за 2001-2004 годы выделили 320 миллионов рублей, да и то в виде взаимозачётов, то за три последние года уже 576 миллионов, причём «живыми» деньгами, а на 2008 год предусмотрено 660 миллионов.

В отрасль привлечены крупные инвесторы из Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казахстана, Татарстана, Мордовии. Цель одна – восстановить экономическую базу Тереньгульского, Новомалыклинского, Сурского, Карсунского, ряда других районов, резко увеличить посевные площади.

Более четырёх с половиной миллиардов рублей частных инвестиций уже вложено в обновление АПК и это только начало работы по перевооружению и развитию отрасли. В текущем году почти 11 миллиардов частных и бюджетных инвестиций заработают на развитие сельских территорий. Причём не только в производстве, но и в социальной сфере.

В рамках областных целевых программ стали ремонтироваться районные больницы и поликлиники, вновь открываются детские сады, создаются офисы врача общей практики, «модельные библиотеки», спортивные площадки и комплексы. Активно строятся храмы и мечети. Одним словом, жизнь в село возвращается. Возвращаются и люди. В Мелекесском районе, например, за прошлый год положительное сальдо миграции составило 719 человек, в Ульяновском - 415, Чердаклинском – 210. Есть позитивная тенденция и в других районах.

Обеспечено стабильное и масштабное финансирование строительства мостового перехода через Волгу. Теперь это уже не «огрызок» и не бельмо на глазу России, а серьёзный объект, подготовленный к стадии завершения строительства. Помню, 12 июня 2005 года в День России, когда на улице общался с молодёжью, одна девочка меня спросила: «Скажите, а это правда, что мост через Волгу построят? Из Нового города очень трудно до центра добираться. Родители дома говорят, что вряд ли так будет».

Я тогда подумал, как же крепко укоренилось в людях недоверие к власти. И немудрено, если власть брала с людей деньги на проведение газа – в результате нет ни денег, ни газа. Если при равнодушии власти собирали с людей деньги на долевое строительство – в результате нет ни денег, ни жилья. Такой власти верить никто не будет. Всегда придерживался и впредь буду придерживаться «золотого» правила – людей обманывать нельзя! Что касается мостового перехода, то результат говорит сам за себя. За три последних года установлено десять пролётов, столько же, сколько за двенадцать лет с 1992 по 2004 годы. И здесь счёт идёт в разы.

Мы начали широкомасштабный ремонт автомобильных дорог.  Только в прошлом году их отремонтировано на сумму более полутора миллиардов рублей, столько же запланировано и в текущем. Важно, что мы не только начали последовательно приводить в порядок основные автодороги в Ульяновске, Димитровграде, Инзе, Барыше. С 2007 года за счёт заключения соглашений о софинансировании с районами области начали ремонт дорог в райцентрах и на селе.

Газифицировали пять райцентров и 27 сельских населённых пунктов в десяти районах области, где люди жили без газа и ждали его ещё с советских времён. Перевели на природный газ около двадцати тысяч домов и квартир, 316 котельных. Ещё в 1987 году, двадцать лет назад, жителям Барыша, например, обещали газифицировать город в течение десяти лет. Мы эту задачу решили за полтора года. Только областной бюджет вложил в программу газификации региона 712 миллионов рублей, плюс по линии «Газпрома» - один миллиард 780 миллионов. Сравните темпы. За период с 1969 по 2004 годы за счёт средств областного бюджета было построено чуть более двух тысяч километров газовых сетей. А мы только за два последних года на средства областного бюджета сдали в эксплуатацию почти тысячу километров. Тоже счёт идёт не на проценты, а в разовом исчислении.

Ценой больших усилий нам удалось нормализовать системы жизнеобеспечения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Организовано бесперебойное прохождение отопительных сезонов. В городе Ульяновске восстановлено круглогодичное обеспечение населения горячей водой. Ушли в прошлое отключения от электроэнергии, теплоснабжения школ, детсадов, предприятий, ферм. Больно представить, что столько лет люди жили в таких условиях. Начали работу по благоустройству и улучшению архитектурного облика муниципальных образований. Города Ульяновск, Димитровград и рабочий посёлок Чердаклы вошли в категорию лучших населённых пунктов Российской Федерации по благоустройству.

Стала улучшаться демография. Уже в течение двух лет на тысячу человек ежегодно сокращается число умерших. В 2007 году родилось 12204 ребёнка, что на 614 ребятишек больше, чем в предыдущем. Не только в сельских районах впервые наметилась положительная трудовая миграция населения. В городе Димитровграде, например, за 2007 год она составила 1145 человек. Значит, наш регион становится привлекательным.

Накопленные материальные и финансовые ресурсы в экономике позволяют дополнительно направлять сотни миллионов рублей на повышение заработных плат отдельным категориям бюджетников, на поддержку ветеранов труда, на подъём образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Всё, что нам удалось сделать за последние три года, чтобы выйти из состояния стагнации и развала, удалось, прежде всего, благодаря совместной работе и упорному труду сотен тысяч ульяновцев, их терпению и стойкости, благодаря тем, кто не дрогнул и не утонул в панических настроениях, а сумел взять на себя ответственность, искренне хотел изменить положение дел. Я благодарен всем своим землякам, кто оказал и оказывает мне доверие. Реальную поддержку я чувствовал на протяжении всех трёх лет. Скажу прямо, для любого руководителя доверие людей – это самая высокая награда.

Хочу высказать свою признательность депутатам Законодательного Собрания. Конструктивная и слаженная работа в течение трёх лет позволила нам придать мощный законодательный импульс преобразованиям. Через несколько дней, второго марта, население области изберёт новый состав областного парламента, который, и в этом я уверен, сумеет внести весомый вклад в развитие Ульяновской области в предстоящие пять лет, станет хорошей рабочей площадкой для выработки нужных ульяновцам законов, а не местом для самопиара и пустой трескотни. Ликбез проходить времени нет. Работать эффективно способна только слаженная команда.

Нельзя не сказать слова благодарности руководству страны – Президенту Владимиру Владимировичу Путину, Правительству Российской Федерации за большое внимание к проблемам нашего региона, конкретную практическую помощь федерального центра в их решении. И совсем не случайно ульяновцы второго декабря прошлого года в ходе выборов депутатов Государственной Думы очень убедительно высказались в поддержку курса Президента.

Это нормальная человеческая реакция жителей области на перемены к лучшему, выражение надежды и веры в своё будущее. Убеждён, так будет и впредь. Ведь именно воля людей позволила не только переломить ситуацию, остановить негативные, но и активно начать развитие позитивных тенденций.

Вот такая динамика всего за три года. Значит, рассчитывая свои возможности на предстоящие пять лет, мы должны иметь в виду улучшение ситуации не на какие-то проценты, а в разы. И это будет по-ульяновски, солидно.

Ульяновская область имеет сегодня добрые отношения со многими субъектами Российской Федерации, прежде всего с нашими соседями, и мы с большим уважением к ним относимся. При этом хорошо понимаем, что конкурентная борьба между регионами с каждым годом будет нарастать. Это объективная реальность. У кого сильные конкурентные преимущества – тот и будет впереди.

Основой роста экономической мощи нашего региона должно стать максимально эффективное использование образовательного, научного, производственного и природно-сырьевого потенциала. Причём использование, которое позволит достигнуть конкурентного преимущества.

Область занимает уникально выгодное географическое положение, обладает богатейшими ресурсами сельхозугодий, сырья для производства строительных материалов, водными и лесными запасами. Комплекс промышленных предприятий, в основном, машиностроительного профиля, НИИ и КБ являются перспективной площадкой для освоения широкого спектра современных высокотехнологичных производств. Есть серьёзный кадровый потенциал. Возможности нашей образовательной системы позволяют в полной мере обеспечивать развитие экономики региона в инновационном формате.

Поэтому, опираясь на позитивные тенденции, конкурентные преимущества, накопленный в течение трёх лет опыт организаторской работы, реально оценивая все имеющиеся возможности и ресурсы, нам необходимо сегодня определить стратегические цели на перспективу до 2012 года. Основа для этой работы системно закладывалась в ежегодных посланиях Губернатора Законодательному Собранию.

Главная задача - Ульяновская область через пять лет должна по уровню социально-экономического развития войти в первую пятёрку регионов Приволжского федерального округа и в число двадцати наиболее динамично развивающихся регионов России.

Взятый нами темп развития позволяет рассчитывать на такой результат. Не случайно уже и Самара, и Татарстан с некоторой опаской смотрят в нашу сторону. По состоянию на первое января 2005 года валовой региональный продукт Ульяновской области составлял 68 миллиардов рублей. На первое января 2008 года – уже 120 миллиардов и за три последних года увеличился в 1,8 раза. В ближайшие пять лет у нас есть возможности увеличить валовой региональный продукт до 210 миллиардов рублей. Этот план вполне реален и будет работать на конечный результат, на благо ульяновцев.

Для этого нам необходимо сконцентрировать свои усилия и ресурсы на ключевых направлениях. Во-первых, на модернизации инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Главный вызов для будущего развития области – энергодефицит. И мы понимаем, что ускоренный экономический рост региона требует преодоления этого дефицита на основе модернизации электроэнергетики, обеспечения в полном объёме газом действующих и вводимых в эксплуатацию новых производств. Поэтому предстоит добиться реконструкции с расширением пропускной способности  главной «газовой артерии» региона – газопровода «Старая Бинарадка – Димитровград - Ульяновск». Приступить к строительству третьего магистрального  газопровода-отвода  "Сызрань-Ульяновск". Важно осуществить полную модернизацию электросетевого комплекса региона за счёт строительства в городе Ульяновске до 2011 года новых энергоподстанций «Симбирская» и «Парковая» и модернизации существующих подстанций «Центральная» и «Автозапчасть». Эти меры позволят снять проблему энергодефицита не только на среднесрочную, но и более отдалённую перспективу.

Мы намерены продолжить реализацию инновационного проекта создания системы комплексной утилизации отходов для производства тепловой и электрической энергии. Одна из составляющих проекта – Малая ГЭС на сточных водах уже введена в эксплуатацию. Замечу, что наш опыт перенимают другие регионы, в частности, Свердловская область.

Магистральным направлением развития транспортной инфраструктуры является реализация проекта «Волжский транзит». Для обеспечения устойчивой связи Центра России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком создается совершенно новая федеральная трасса «Средняя Волга», которая пройдёт по строящемуся мостовому переходу.

Поэтому нам важно завершить в 2009 году строительство нового моста через Волгу. Построить новые автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск» на участке обхода города Ульяновска, а также в обход города Димитровграда и рабочего посёлка Чердаклы с выходом по кратчайшему пути на Южный Урал. Организовать на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» особую портовую экономическую зону федерального значения. Провести электрификацию участков железной дороги по направлениям Кандры-Инза и Ульяновск-Сызрань, а также строительство вторых путей на линии Чишмы-Ульяновск.

В полной мере предстоит использовать для организации грузоперевозок возможности речного порта. Здесь наше конкурентное преимущество бесспорно. Природа так распорядилась. Во-первых, Ульяновск - самый северный на Волге город, куда могут заходить суда класса «река-море». Такого преимущества нет ни у Казани, ни у Нижнего Новгорода. Во-вторых, Ульяновск – единственный порт на Волге, расположенный на правом берегу реки. Поэтому это интересно всем регионам Средней Волги.

Принятые меры позволят создать в Ульяновске новый транспортно-логистический центр федерального уровня, обеспечить прирост ВРП до 7 миллиардов рублей в год.

Таким образом, наши усилия на этом направлении конкретизируют в рамках региона реализацию среднесрочных задач, сформулированных Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Красноярске, по направлению «Инфраструктура».

Второе, на чём нам предстоит сосредоточиться, это дополнительные меры государственной поддержки технологического перевооружения в промышленности и сельском хозяйстве, а также создание новых производств с высоким уровнем производительности и оплаты труда.

Мы крайне заинтересованы в том, чтобы Ульяновск действительно стал «столицей гражданской авиации России», нашим «русским Сиэтлом». В целях развития отечественной науки и системы образования в области авиации, в целом авиационной промышленности Президент подписал Указ «О Национальном центре авиастроения». В настоящее время мы ведём активные консультации с руководством Объединённой авиастроительной корпорации о придании Ульяновску статуса филиала Национального центра. Все предпосылки для этого есть.

Предстоит существенно увеличить объёмы выпуска самолётов на заводе  «Авиастар». К 2012 году согласно производственной программе наши авиастроители планируют выйти на уровень производства 22-х изделий Ту-204 в год и, освоив заново производство, довести годовой выпуск изделий Ил-476 до семи. Кроме того, корпорацией принято решение о возобновлении после 2011 года производства самолётов АН-124 «Руслан». Стартовый заказ на первые три самолёта уже формируется.

Мы продолжим работу по созданию нового завода по сборке самолётов малой авиации «Эклипс-500», причём это одно из трёх  предприятий компании «ЕТИРК» во всём мире. На днях при участии председателя Счётной палаты Российской Федерации Сергея Вадимовича Степашина, Председателя Совета директоров компании «ЕТИРК» господина Рула Пипера мы заложили первый камень будущего завода. Начальные инвестиции составят около 150 миллионов долларов. В соответствии с программой уже в 2009 году будет изготовлено 50 самолётов, а к 2012 году – по 800 машин в год. Такой завод в России первый и он у нас, в Ульяновске! На базе училища гражданской авиации предстоит создать Федеральный Центр переподготовки пилотов.

Решая серьёзные задачи авиастроительного комплекса, нужно помнить, что рядом с «большой» авиацией всегда находится «малая», призванная работать на привлечение в отрасль молодёжи. Помните девиз тридцатых годов прошлого века: с планера на самолёт. Поэтому возрождение в Заволжье Ульяновского аэроклуба для нас также актуально. Мото, дельта и парапланы, легкие летательные аппараты, авиамоделизм, парашютный спорт сегодня интересны не только для молодёжи.

Нами принята стратегия по привлечению инвестиций, основной её инструмент – создание региональных экономических зон. К формированию промышленных мы уже приступили и результат не заставил себя долго ждать.

В настоящее время разместить свои производства на территории промышленной зоны «Заволжье» подтвердили четыре крупные компании: «ЕТИРК», «Сабмиллер», «Марс» и «Столичные овощи». Общий объем инвестиций по проектам, вошедшим в состав промышленной зоны, составит  десять миллиардов рублей. Объём налоговых отчислений созданных здесь предприятий в бюджеты всех уровней превысит в год один миллиард. Будет создано более двух тысяч новых рабочих мест, а с учётом смежных производств – около 12 тысяч. Промышленная зона «Заволжье» станет для нас ещё одной площадкой перспективного развития.

Нам предстоит реализовать пакет инвестиционных проектов по ускоренному развитию на территории области промышленности стройматериалов. Программа модернизации двух заводов и развитие шести новых месторождений даёт возможность к 2012 году, вдумайтесь, в шесть раз увеличить производство цемента.

В Новоульяновске, мы создадим завод по производству технологических линий для цементной отрасли, а также целый ряд предприятий по производству строительных материалов: пенополистирола, стекловаты, газобетонных изделий. На базе уникальных месторождений кварцевых песков в регионе будет создан стекольный кластер. В него войдут: горно-обогатительный комбинат, заводы по производству медицинского, листового и  тарного стекла  в Сенгилеевском и Тереньгульском районах.

 В целях масштабного привлечения инвестиций на территории области мы сформируем новые промышленные зоны, обеспеченные всей  инженерной и транспортной инфраструктурой: «Заволжье» и «Новоульяновск». Продолжим эту работу в городе Димитровграде, Новомалыклинском и Новоспасском районах.

Таким образом, имея на двух берегах Волги два аэропорта, речной порт, крупный железнодорожный узел, новый автомобильный транспортный коридор «Средняя Волга»,  региональные промышленные зоны, обеспеченные инфраструктурой и энергоресурсами, мы получаем уникальное конкурентное преимущество, которым не обладает сегодня ни один регион. Мало того, в развитии этого узла наши соседи жизненно заинтересованы. Их экономика получает доступ к оптимальной, выгодной логистике и транспортной схеме. Транспортное «плечо» становится короче в пять-шесть раз, а для бизнеса это очень важно.

Мы готовим свои предложения по созданию межрегиональной государственной корпорации развития Средней Волги, может быть, даже в рамках соответствующей федеральной программы. Многие наши стратегические проекты можно успешно реализовать, объединив усилия с соседями. В частности, проект «Волжский транзит» очень интересен Мордовии. Проект электрификации железной дороги и создание здесь логистического комплекса – Мордовии, Башкирии и Татарстану. Проект особой портовой экономической зоны – Татарстану, Нижнему Новгороду, Мордовии, Чувашии и Пензенской области.

Проект развития кластеров: цементного, стекольного, строительных материалов интересен всем нашим соседям в радиусе до пятисот километров. Это ещё раз подчёркивает уникальность нашего географического положения, мы находимся в центре этих проектов, и возможности успешно развить конкурентные преимущества, причём на взаимовыгодной основе, у нас есть.

Работа такой корпорации требует жесткой координации действий всех органов власти: федеральных, региональных и муниципальных. Такой опыт мы тоже имеем, когда федеральные структуры во взаимодействии с региональной властью реализовали свои полномочия по подготовке и проведению аукционов по месторождениям цементного сырья и кварцевых песков. Повторяю, федеральные полномочия в интересах развития региона. У нас богатые запасы местного сырья, строительных песков, глины, песчаника, воды, есть радоновые источники. Нужна срочная их инвентаризация и работа по развитию.

В повестке дня - модернизация производства и техническое перевооружение действующих предприятий обрабатывающей промышленности. Здесь мы намерены оказать серьёзную государственную поддержку ведущим предприятиям региона в компенсации процентных ставок по кредитам на техническое и технологическое переоснащение производств. Это необходимо для создания новой высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Замечу, что каждый бюджетный рубль такой поддержки вернётся в казну уже двумя рублями за счёт дополнительных налоговых поступлений.

Многое предстоит сделать по созданию новых предприятий глубокой переработки продукции агропромышленного комплекса. Ввести в эксплуатацию восемь комплексов по содержанию пяти тысяч голов крупного рогатого скота и два комплекса по содержанию свиней на 75 тысяч голов, восстановить пять птицефабрик на 2,8 миллиона голов птицы. Будет построена крупнейшая в Восточной Европе молочно-товарная ферма на пять тысяч двести коров.

С приходом в регион крупных инвесторов с мировым именем, имея необходимый научный потенциал на базе сельхозакадемии и научно-исследовательского института сельского хозяйства, нам предстоит серьёзная работа по организации инновационного научно-производственного Центра международного уровня, связанного с разработкой биотехнологий в растениеводстве и животноводстве.

 

Должен сказать, что период до 2012 года будет решающим для перевода экономики региона на инновационные рельсы. Вот почему очень важно разработать и реализовать Программу развития производительных сил Ульяновской области, чтобы максимально эффективно использовать людские и финансовые ресурсы.

При успешной реализации 76 инвестиционных проектов на общую сумму более 110 миллиардов рублей будет создано более 22-х тысяч новых рабочих мест со средним уровнем оплаты труда в 20-25 тысяч рублей.

Таким образом, наши усилия на этом направлении конкретизируют в рамках региона реализацию задач, сформулированных Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Красноярске, по направлениям «Инновации» и «Инвестиции».

Один из ключевых вопросов - это эффективность управления, системная борьба с коррупцией. Развитие Ульяновской области по заданным параметрам выдвигает новые требования к государственному и муниципальному управлению. Чётко сформулировать стратегические цели развития на ближайшие пять лет для нас очень важно, но не менее важно создать систему работы, которая также чётко будет ориентирована на конечный результат.

Поэтому реальные показатели перехода региона на инновационные рельсы развития должны стать главным критерием оценки работы государственных и муниципальных служащих, всего аппарата управления. Мне неприятно об этом говорить, но проблем здесь у нас очень много. Это и бюрократическая волокита при решении даже самых простых вопросов, это и огромная сила инерции, как в мышлении, так и в действии, это и неумение чиновников разговаривать с людьми на внятном, а не «суконном» языке, это и лень в вопросах изучения и внедрения передового опыта.

Многие ещё живут по принципу: день прошёл и ладно, своя жизнь, как говорится, удалась. Сколько раз за три года пришлось пресекать и коррумпированные связи, и круговую поруку, и откровенное лоббирование интересов коммерческих структур. Только в 2007 году в ходе осуществления надзора в сфере борьбы с коррупцией предостережено 100 лиц, возбуждено 50 уголовных дел. Борьба в этом направлении будет бескомпромиссной, тем более что она получает серьёзную поддержку в виде национальной программы.

Необходимо радикальное снижение административных барьеров, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Ведь именно он является основой для формирования в регионе среднего класса. Посмотрите, сколько жалоб и нареканий сегодня и в областном центре, и во многих районах. Какие могут быть равные условия для всех, если продолжает действовать избирательный подход: где по принципу личной преданности, дружеских и семейных связей, для многих кумовство стало нормой, а где просто: хочу - разрешу, хочу – нет.

Я намерен в марте текущего года провести специальное расширенное заседание Правительства с одним вопросом – итоги года предпринимательства, где детально разобраться, что нам может помешать в формировании среднего класса, и кто конкретно мешает в решении задачи, поставленной Президентом. Будут инициативы и законодательного плана.

Не всё еще сделано по мотивации эффективной деятельности отраслевых ведомств и отдельных чиновников, созданию конкурентных условий для привлечения на государственную и муниципальную службу лучших кадров, повышению ответственности служащих за результат. Уравниловка в подходе к оценке труда чиновников проявляется повсеместно, как на региональном, так и муниципальном уровне. Посмотрите, что делается по итогам года, когда есть возможность поощрения. Лишь бы никого не обидеть, пусть понемножку, но всем: и тем, кто хорошо отработал, и тем, кто – не очень. Ни о какой дифференцированной оценке речи нет. Такой подход с учётом требований руководства страны сегодня также неприемлем.

Имеет место у нас и чрезмерная централизация управления. Зачастую это делается не от хорошей жизни. Просто тошно бывает смотреть, как «мусолится» тот или иной вопрос, как инициатива и самостоятельность уступают место угодливому ожиданию «указания сверху». На региональном уровне министерства, органы исполнительной власти, как бюджетополучатели, должны реально и ответственно управлять вверенными им ресурсами. Не бежать по каждому поводу к Губернатору и в Правительство, а действовать и не бояться принимать смелые, неординарные решения. Тогда, глядишь, и личная ответственность будет другой, и возможности прикрыться решением Правительства не будет. Принял решение, подписал – отвечай и, прежде всего, перед населением, с какой эффективностью использовал финансовые ресурсы.

Инновационный подход требует не только самостоятельности и ответственности, поддержки инициативы, но и своевременной сменяемости кадров. Чего греха таить, у нас ведь многие чиновники исповедуют постулат: инициатива наказуема и лучше не высовываться. Во многих это въелось и сидит крепко. С таким подходом, конечно, далеко не уедешь. Я вообще не сторонник махать шашкой и заниматься перетряхиванием кадров, но там, где вопрос, как говорится, «созрел», решения уже принимаются. Мной принято решение об освобождении от занимаемой должности Министра строительства Малиновского Валерия Борисовича. Цели на ближайшие пять лет ставим перед собой серьёзные, поэтому понятия «просто хороший парень» быть не может, результата не будет.

Модернизация управления требует проведения эффективной региональной политики. Сегодня для нашего региона характерна большая дифференциация по уровню социально-экономического развития муниципальных образований. Достаточно значимым остаётся число тех, кто имеет низкие показатели. По многим основным параметрам разница между районами высокая.

Достаточно посмотреть на карту Ульяновской области, чтобы понять – какое это «лоскутное одеяло». Поэтому вопрос административно-территориального устройства региона в предстоящий период, с учётом задач, поставленных Президентом, будет предметом внимательного изучения и решения. Весьма актуальной для нас остаётся задача формирования новых центров социально-экономического развития, которые могли бы иметь необходимые ресурсы для обеспечения достойных условий жизни ульяновцев, комплексного развития и диверсификации экономики муниципальных образований.

Поэтому я намерен внести коррективы в региональную систему управления. Министерство региональной политики в нынешнем виде на стадии стабилизации ситуации было оправдано – сейчас нет. Нам нужно Министерство регионального развития, подкреплённое необходимыми ресурсами и возможностями, с подтягиванием сил строительного, инвестиционного, энергетического и жилищно-коммунального блоков, с выстраиванием прочных вертикальных связей управления с Министерством регионального развития в федеральном центре. С учётом новых задач будут, естественно, и другие коррективы.

Мы и впредь будем активно способствовать развитию в регионе гражданского общества. За три года в этом направлении сделано немало, но нам нужна более энергичная просветительская деятельность, целенаправленное воспитание гражданской культуры. Не всё ещё сделано для повышения роли Общественной палаты, общественных объединений граждан. Сплошь и рядом, в том числе в массовом сознании, имеет место правовой нигилизм.

В нашем регионе сложились хорошие условия для межконфессионального мира и согласия. Будем и впредь поддерживать традиционные конфессии, оказывать им необходимую помощь. Ведь здесь огромный потенциал для духовного, нравственного, патриотического воспитания, пропаганды семейных ценностей, здорового образа жизни, решения демографических проблем. Всемерную помощь будем оказывать в строительстве храмов и мечетей. Необходимо принимать областную целевую программу по возрождению наших духовных святынь. Уверен, в скором времени в Ульяновске завершится строительство прекрасного кафедрального собора.

Для нас важно усилить эффективность взаимодействия с национально-культурными автономиями, создать необходимые условия для приобщения граждан к истокам национальной культуры. Президент Российской Федерации особое внимание обратил на то, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, самобытной культуре и культурным ценностям, памяти своих предков.

Трудно сегодня переоценить значение развития многопартийной системы. Пока ещё многие из нас продолжают жить в парадигме выборов прошлых лет, с трудом приходит понимание того, что время депутатов, так называемых «героев-одиночек» кончилось. И именно политические партии, действующие в регионе, обязаны сознавать огромную ответственность за будущее Ульяновской области, стабильность и динамику её развития. Сегодня люди уже научились различать и безответственную демагогию, и откровенный популизм. Девяностые годы многому всех нас научили. Поэтому, какие бы ни были межпартийные разногласия, жизненно важным остаётся одно: ничего в ущерб Ульяновской области и её жителям, всё для блага ульяновцев и их благополучия.

Таким образом, наши усилия на этом важном направлении конкретизируют в рамках региона реализацию задач, сформулированных Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Красноярске, по направлению «Институты».

Достижение стратегических целей в экономике, реализация среднесрочных мер по таким направлениям, как институты, инфраструктура, инновации и инвестиции требуют создания на региональном уровне соответствующей нормативно-правовой базы, подготовки инициатив по изменениям в федеральном законодательстве.

С учётом новизны и масштабности задач, я думаю, потребуется внесение необходимых корректив в Устав области, законы о Правительстве и структуре органов исполнительной власти региона. Мной уже даны поручения и готовится для внесения в Законодательное Собрание целый ряд проектов законов, которые будут востребованы.

Особое внимание – созданию законодательной базы, направленной на формирование инструментов частно-государственного партнёрства, распространение концессионных соглашений на процессы развития и модернизации коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, эффективную работу инвестиционного фонда. Важно провести инвентаризацию областных целевых программ, перейти от сметного планирования по отраслям к разработке ведомственных целевых программ.

Необходимо обратить внимание на оперативную разработку документов территориального планирования. С первого января 2010 года без них нельзя будет изменить категории земель. Станет невозможным резервирование и изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, например – для строительства новой автотрассы, а главное – будет запрещено выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов Не только новые инвестиционные проекты, старые коровники без этих документов не отремонтируем. Развитие территорий станет невозможно. Не знаю, о чём думает сегодня руководство Николаевского, Мелекесского и Вешкаймского районов, где эту работу вообще не начали. Медленно ведётся разработка генпланов поселений в Павловском, Новоспасском, Сенгилеевском и других районах.

В повестке дня принятие областного Градостроительного Устава, определение системного подхода в пространственном развитии территории. Мы готовим в федеральный центр свои предложения в виде законодательной инициативы по радикальному снятию искусственных административных барьеров, что позволит перейти с разрешительных на уведомительные процедуры.

На своём уровне уже приняли решения о ликвидации большинства межведомственных комиссий в муниципальных образованиях. Сейчас, когда принятие документов территориального планирования практически заканчивается, нет необходимости сохранять комиссии по выбору земельных участков, землепользованию и застройке.

В связи с передачей полномочий по предоставлению земель на уровень субъекта городам, прежде всего, Ульяновску, целесообразно объединить в один: комитеты по имуществу и земельным ресурсам. Вдумайтесь, как можно недвижимое имущество отделить от земли и управлять процессом через разные структуры. Хорошо себя зарекомендовала практика заключения соглашений по взаимодействию в реализации полномочий, её надо активно применять.

Считаю также необходимым выйти с инициативой о передаче на уровень региона полномочий целого ряда территориальных федеральных органов исполнительной власти.

В плане нашей законотворческой деятельности – вывод из Министерств функций в региональные агентства, такие как по инвестициям, развитию предпринимательства и малого бизнеса, авиационной отрасли и машиностроения, глубокой лесопереработки, транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса, ряда других.

В зоне особого внимания проекты законов, направленные на реализацию семейной и демографической политики, радикальное улучшение доступности и качества социальных услуг, обеспечение защищенности малообеспеченных категорий граждан. В общем всё, что направлено на борьбу с бедностью.

Одна из важнейших задач – ликвидация бедности среди пенсионеров. Люди старшего поколения создали для нас  материальную основу жизни, отдали все силы и здоровья для процветания нашей великой Родины.

Сегодня в Ульяновской области 286 тысяч 649 пенсионеров. Для большинства из них пенсия – это единственный источник дохода. Вдумайтесь, среди нас живут 47 тысяч 213 ветеранов, у которых доходы ниже прожиточного минимума пенсионера. Ниже 2753 рублей.

Под руководством федерального центра мы должны решить проблемы обеспечения участников Великой Отечественной войны жильём и специализированным автотранспортом. Вчера в Уфе на встрече с руководством субъектов Приволжского федерального округа Дмитрий Анатольевич Медведев заявил, что к 65-летию Победы все ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в жилье, должны быть обеспечены квартирами. 

Забота о гражданах старшего поколения, сохранение их здоровья и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет, сокращение смертности в полтора раза - эти задачи для нас являются главными в социальной и демографической политике.

Мы должны активно создавать комфортные условия жизни для всех категорий граждан, находящихся под патронатом государства. Считаю необходимым выйти с законодательной инициативой, чтобы федеральные льготники имели право подавать заявление об отказе от набора социальных услуг не только лично, а любым другим удобным для них способом, например, по почте. Также необходимо внести изменения в нормативные правовые акты, чтобы бюро медико-социальной экспертизы имели право установить срок и группу инвалидности для граждан преклонного возраста и лиц с необратимыми анатомическими изменениями без повторного переосвидетельствования. Наконец, неработающие трудоспособные граждане, ухаживающие за инвалидом первой группы, имеющие ребенка-инвалида или престарелого близкого родственника, нуждающегося в постоянном уходе, должны получать от государства компенсационную выплату не пятьсот рублей, а сумму, равную хотя бы минимальному размеру оплаты труда.

Нам необходимо создать единый «Социальный кодекс Ульяновской области», в который будут включены не только системные меры поддержки, но и все стандарты оказания социальных услуг. Очень важно снизить региональный стандарт максимально допустимой доли расходов одиноко проживающих неработающих пенсионеров и нетрудоспособных  членов их семей на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10 процентов.

Я внесу на рассмотрение Законодательного собрания дополнения в закон «О ветеранах труда Ульяновской области» по объёму льгот, чтобы уже с первого января 2009 года ежемесячная выплата за проезд городским транспортом составляла 150 рублей. Компенсация за пользование квартирным телефоном в размере 50 процентов стоимости месячного платежа за неограниченный объём телефонных соединений. Бесплатным будет зубопротезирование. Проездные документы на бесплатный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения. Услуги за пользование радио в размере 50 процентов от установленного тарифа и 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Для этого на будущий год потребуется 465 миллионов рублей.

Важны для нас и проекты законов, направленные на реализацию семейной, демографической и молодёжной политики. В качестве законодательной инициативы необходимо внести предложения по изменениям в федеральное законодательство, которые предусмотрят право женщины на получение первичного «материнского капитала» до достижения ребёнком возраста трёх лет в случае, когда ребёнок родился больным и нуждается в срочной операции либо в дорогостоящем лечении.

Необходимо увеличить размеры ежемесячных пособий на ребёнка как минимум в два раза, ввести дополнительные пособия для детей-инвалидов, ввести компенсацию родительской детям из многодетных семей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Особое внимание обратить на одиноких матерей, воспитывающих детей. Меры поддержки  таких семей должны быть усилены.

Будет правильно, если мы в законодательном порядке разработаем систему мер по поддержке практики усыновления сирот и других форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Вдумайтесь только, более полутора тысяч детей в двух десятках детских домов и приютов, более 60 миллионов бюджетных средств на их содержание. Вот достойная задача.

Решение и устранение сдерживающих факторов для роста экономики региона позволит нам перейти к реализации крупных социальных проектов, энергичным и целенаправленным «инвестициям в человеческий капитал», повышение качества жизни ульяновцев.

Действительно, многие люди пока не чувствуют на себе результаты преобразований. Мы привыкли их оценивать           в разрезе отраслей и предприятий, а не каждого гражданина и каждой семьи.

Есть у нас достаточно амбициозные инновационные проекты             в сфере здравоохранения, по созданию центров высоких технологий.  Диализный центр «Фрезениус» в Ульяновске в эксплуатацию уже ввели, он оснащен оборудованием, аналогов которого в России нет.

Федеральное медико-биологическое агентство Российской Федерации разработало концепцию Федеральной целевой программы по развитию ядерной медицины, которая поможет бороться с кардио и онкологическими заболеваниями. Проект включает в себя строительство четырёх таких центров:                             в Димитровграде, Томске, Екатеринбурге и Дубне.

Строительство такого Центра в Димитровграде обойдётся в 26 миллиардов рублей. Но зато будет включать в себя весь уникальный спектр ядерных технологий, в том числе нейтронное облучение, позитронную томографию, брахитерапию, открытые и закрытые виды ядерной терапии и диагностики.

Необходимая база для его создания есть. Во-первых, институт, где можно получать весь спектр радиоизотопов, в том числе короткоживущих, используемых в ядерной медицине. Во-вторых, есть медицинский центр и в-третьих, уже практически готов корпус. Подобных центров в России ещё не было, да и в мире их единицы.

В целях снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний будет открыта первая очередь Центра мониторирования артериального давления и сердечной деятельности, который включает в себя десять лечебных учреждений области с последующим увеличением до ста учреждений и вхождением в федеральную программу по профилактике инсультов и инфарктов миокарда. Уже в 2008 году мы приобретём современный ангиограф на сумму 111 миллионов рублей. На ремонт областного кардиологического диспансера выделим 30 миллионов. Будет создан Центр крови федерального значения, что позволит иметь банк крови и обеспечить безопасность её использования. Уже в этом году сюда из федеральных источников привлекается 115 миллионов рублей.

Если в 2005 году финансирование здравоохранения из областного бюджета было на уровне 800 миллионов рублей, то в 2007 году мы подняли планку до одного миллиарда 230 миллионов, а в 2008 году выходим на уровень два миллиарда 200 миллионов. Расходы из всех источников финансирования на здравоохранение, включая дополнительное лекарственное обеспечение, увеличились более чем на 30 процентов.

До 2012 года предстоит произвести капитальный ремонт всех больниц и поликлиник области, восстановить систему общей диспансеризации населения, завершить обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи. Необходимо открыть в Ульяновске Центр микрохирургии глаза, областной перинатальный центр, продолжить работу по созданию офисов врачей общей практики. И, пожалуй, самое главное – оснастить медицинские учреждения современным диагностическим и лечебным оборудованием. Разумеется, это потребует переподготовки и переобучения медицинского персонала.

Здоровье людей напрямую связано с условиями для занятий физической культурой и спортом. Нам предстоит в Ульяновске на месте стадиона «Торпедо» построить стадион с искусственным льдом, на месте стадиона «Спартак» - легкоатлетический манеж, ФОК с искусственным льдом на проезде Сиреневый, горнолыжный комплекс «Ленинские горки». В Новоульяновске – комплекс с плавательным бассейном, в Сенгилеевском районе – горнолыжный комплекс «Волжанин» и ФОК. В Димитровграде оздоровительный комплекс с лыжной трассой и плоскостными сооружениями, здесь же – школу бокса и спортивный комплекс с бассейном и искусственным льдом.

В сфере обеспечения доступности жилья нужно возродить во всех городах и районах области строительство социального жилья. Довести к 2012 году до одной тысячи число молодых семей, которым ежегодно будет оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий. Надо внести изменения в областную целевую программу, которые позволят молодой семье при рождении или усыновлении первого ребёнка получить дополнительную субсидию из областного бюджета в размере 10 процентов расчётной стоимости жилья, при рождении второго – 30, а при рождении третьего ребёнка – 50 процентов.

У нас есть региональный опыт предоставления 50 процентов субсидии на приобретение жилья работникам бюджетных учреждений, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его надо внедрять повсеместно. И, наконец, важным вкладом в этом направлении должна стать реализация проекта строительства жилого микрорайона «Запад-1» на 12 тысяч квартир, а также новых микрорайонов в Заволжском районе и городе Новоульяновске.

В сфере образования не только обеспечить техническое переоснащение всех образовательных учреждений, но и реформировать систему начального и среднего профессионального образования через создание ресурсных центров по направлениям: «машиностроение», «строительство», «развитие АПК». Нужно уже сейчас думать и срочно принимать меры по созданию учебных центров подготовки специалистов по профессиям, закрывающим потребности отраслевых кластеров: авиационного, стекольного, цементного и других.

Для поддержки талантливой молодёжи принять областную целевую программу «Формирование интеллектуальной элиты Ульяновской области». Мы рассчитываем при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации создать на территории области Межрегиональный центр по работе с одарёнными детьми. Важно завершить в 2009 году капитальный ремонт областного Дворца творчества учащихся. Совместно с Федеральным агентством по образованию реализовать в Ульяновске проект «Детский автогород» Приволжского федерального округа. Внедрить в каждом районе опыт создания «школы-социокультурного центра» на основе «пилотного проекта», реализованного в школе № 19 города Димитровграда. А это более 40 школ с бюджетом создания около трёх миллиардов рублей.

Предстоит в течение трёх лет ликвидировать дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, восстановить систему бесплатного качественного школьного питания, построить к 2012 году в городе Ульяновске аквапарк и ряд семейно-досуговых центров.

В деятельности предприятий и организаций всех форм собственности важно усилить социальную составляющую, заботу о детях и матерях. Не только система образования должна работать на их социальное самочувствие. Делать людям добро силком не заставишь. От социальной ответственности, личной позиции руководителей многое зависит, в том числе и в практике заключения соглашений о сохранении матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, среднемесячной заработной платы в течение года. И не только это.

В сфере культуры необходимо до 2012 года провести капитальный ремонт во всех ведущих учреждениях. В рамках целевой программы развития библиотечного дела продолжить открытие в городах и районах области модельных библиотек, публичных центров правовой информации, создать на базе областной научной библиотеки филиал Президентской. В повестке дня - строительство нового здания историко-архивного центра, нового здания Краеведческого музея, разработка и реализация программы восстановления сельских домов культуры. Будем и впредь поддерживать ведущие коллективы области и молодые таланты, как через систему грантов, так и через переход к отраслевой системе оплаты труда. Уверен, что мы достойно подготовимся и к 200-летию со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.

Разумеется, для решения задач и достижения поставленных целей на социально значимых направлениях никаких бюджетных денег не хватит. Только на них мы и не рассчитываем. У нас есть понимание и договорённости для реализации намеченного с использованием инструментов частно-государственного партнёрства.

Мои многочисленные встречи с людьми в трудовых коллективах и на сходах граждан, прямые линии связи с населением, акции «Лицом к человеку», ежедневная почта, а она насчитывает тысячи обращений, заявлений и жалоб, позволяют определить перечень самых острых вопросов, которые относятся к раздражающим жителей факторам. Я знаю об этих «болячках», они прямо связаны с повседневной жизнью и бытом людей, копились годами и своевременно не решались.

Многие из них требуют серьёзных капитальных затрат, но мы сегодня к этому готовы. Поэтому ставим перед собой задачу к 2012 году полностью завершить программу газификации сельских населённых пунктов. Для обновления подвижного состава пассажирского автотранспорта должны в течение четырёх лет приобрести 259 автобусов большой вместимости. Нам необходимо до 2010 года в полной мере реализовать программы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, восстановления и модернизации систем уличного освещения. Будем наращивать темпы капитального ремонта жилых домов, переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, благоустройства улиц, дворовых площадок, парков и скверов.

Должен заметить, что есть целый ряд вопросов, решение которых больших денег не требует, а зависит от внимания и разворотливости, прежде всего муниципальных чиновников. Если улицы от снега и грязи не убираются, вовремя мусор не вывозится, стаи бродячих собак людям прохода не дают, если в ответ на элементарные житейские просьбы о помощи – бессовестное враньё и пустые обещания, откровенное хамство, то о каком добросовестном исполнении должностных обязанностей можно говорить.

У хорошего хозяина всегда в доме уют и порядок, а там, где местные начальники нужды людей в упор не видят, на приём к себе за месяц записывают, от тёплых кресел оторваться не могут – вот там беда. Выборы в муниципальных образованиях не за горами, и они будут серьёзным экзаменом для многих руководителей.

 

Дорогие земляки, ульяновцы! Уважаемые коллеги!

 

За восемь лет наша страна пережила сложные этапы развития. На первом, с 2000 по 2003 годы, основные усилия были направлены на наведение элементарного порядка. В нашем регионе в этот период, сами знаете, что делалось. Время уже было упущено. На втором этапе с 2003 по 2006 годы в стране активно шла концентрация ресурсов для решения приоритетных задач. Мы в это время были вынуждены разгребать завалы и наводить элементарный порядок. Уже работали с опозданием в три года. С 2007 года страна вступила в третий этап и стала решать задачу возвращения России роли мирового экономического и политического лидера. Мы только сегодня определяем свои стратегические цели. Поэтому, чтобы наверстать упущенное время, темп нашей работы должен быть в разы выше, чем был в течение трёх лет. Другого выхода у нас нет.

Ульяновской области сегодня как никогда нужна стабильность, быстрое движение вперёд без потрясений. Ведь планка ожиданий у населения очень высокая. В соседних регионах такая стабильность уже продолжительное время, отсюда и результаты...

Будет правильно, если в области пройдёт широкое обсуждение предлагаемой нами стратегии развития. Уверен, люди выскажут немало интересных предложений и дополнений. Результатом обсуждения должно стать принятие региональным Правительством концепции социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года и обязательно конкретного пошагового плана действий по всем направлениям.

У каждого региона, как и у каждого человека, действительно своя судьба. Совсем недавно мы встретили 65-летие Ульяновской области, а черед пять лет встретим её 70-летие. Какими будут эти годы, зависит от нас. От каждого, кто находится сегодня в этом зале, от сотен тысяч людей, кто связал личную судьбу с судьбой своей малой Родины.

На симбирской земле немало трудолюбивых и образованных людей, которые имеют не только чувство собственного достоинства, но и «золотые руки» и «светлые головы». Хорошая здоровая амбиция - быть первым, присуща ульяновцам. На гербе нашей области изображена колонна – знак незыблемой опоры и поддержки. Ульяновская область была и впредь будет такой опорой для России, для Президента. Сегодня нет никаких обстоятельств, объективных или субъективных, которые могли бы помешать нам реализовать задуманное. Надеюсь, вы поддержите меня в этой уверенности. Нам надо не просто верить, а засучивать рукава и работать, слаженно и, самое главное, эффективно.

 

Спасибо за внимание!

27.02.08

    Темы дня