Образование и культура

Миссия Ульяновского образования: равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Ульяновской области

  

В целях реализации миссии выделяются задачи:

- Обеспечение равных условий воспитания и образования, при разных стартовых возможностях, для всех детей и молодежи Ульяновской области, реализации функции «социального лифта». Для этого необходимо:

Разработать проектные образовательные программы для разных ступеней образования с целью получения всеми учениками новых базовых знаний и навыков как гарантии всеобщего доступа к образованию, возможностью обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество, – это компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации.

Обеспечить условия по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика»: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигранта, сироты и ребенка из многодетной семьи, интегрированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка.

Развивать здоровьесозидающую образовательную среду (ЗОС), функционирующую на основе идеологии культуры здорового образа жизни, организации здоровьесозидающего уклада, ввести показатели динамики здоровья детей при оценке результатов деятельности образовательного учреждения.

Обеспечить внедрение практики и стандартов международных тестирований в образовательное пространство Ульяновской области и регулярное проведение процедур сопоставительных исследований на всех уровнях образования.

Внедрить критерии оценки качества образования как результата и процесса образования, включая самооценку участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества обучения и воспитания.

Учитывать критерий динамичности и мобильности в оценке образовательной деятельности при оценивании качества управления, качества содержания образования, качества сопровождающих процессов в образовательных организациях.

Разработать и реализовать ряд проектов, способствующих созданию новых технологий построения образовательного процесса в целом (например, проект «Международный бакалавриат»).

- Непрерывное развитие потенциала современного педагога. Для этого необходимо:

Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов, потребностей и возможностей педагогического сообщества Ульяновской области.

Сформировать банк данных инновационных продуктов, созданных педагогами Ульяновской области для пользования обучающимися и учителями.

Внедрить новые подходы к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования, включая:

внедрение накопительной системы повышения квалификации;

изменение форм и методов повышения квалификации, в частности распространение форм корпоративного и командного обучения педагогических коллективов;

увеличение грантовой поддержки учительства;

реорганизацию аттестационных процедур и качества управления образовательными организациями за счет сертификации руководителей;

оформление образовательного заказа к магистерской подготовке будущих учителей, педагогов и руководителей высших профессиональных организаций Ульяновской области.

Создать условия для внедрения системы наставничества, консультирования, тьюторства и педагогической интернатуры в образовательной деятельности и определить направления их развития.

Создать систему постоянно действующих стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин системы профессионального образования на современных предприятиях и организациях  городского, регионального, российского и международного уровней.

Разработать действенные механизмы стимулирования педагогического труда.

- Формирование «открытой школы» – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формата открытости и гласности. Для этого необходимо:

Создать инновационный образовательный кластер с участием бизнес сообщества, науки, культуры и высшей школы для обеспечения согласованного и эффективного механизма реализации новых направлений развития Ульяновской системы образования, активного участия в разработке общественных рейтингов и проведения независимых общественно-профессиональных экспертиз.

Способствовать возрождению сообществ профессионалов для реального влияния на содержание и структуру образования в целом.

Создать условия для развития попечительских, наблюдательных и управляющих советов.

Разработать механизм реализации в образовательном пространстве сопроводительных служб, а также системы педагогического аудита.

Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории; способствовать развитию родительского сообщества в образовательном пространстве Ульяновской области.

Организовать образовательное агентство, целью которого станет тесное взаимодействие с педагогической прессой, изыскание возможностей по изданию газет и журналов педагогической направленности.

Ввести практику отчетности образовательных организаций всех уровней образования: публичные отчеты с размещением их на сайтах.

- Формирование эффективной и самостоятельной образовательной организации. Для этого необходимо:

Разработать обоснованные нормативно-правовые механизмы становления разнообразных видов образовательных организаций и развития спектра образовательных услуг, формирующих цивилизованный конкурентный рынок образовательных услуг, что обеспечит возможность более полного предоставления каждому обучающемуся права выбора своей образовательной траектории сообразно потребностям, способностям и возможностям.

Разработать прозрачные, ясные для потребителя образовательных услуг показатели качества, внедрить их в практику формирования государственных заданий в целях формирования субсидии с учетом выполнения показателей качества для разных видов образовательных организаций.

Ввести конкурсные процедуры на получение государственного задания для негосударственных образовательных организаций.

Ввести  электронный документооборот.

Обеспечить соблюдение обновленных норм проектирования и строительства зданий и сооружений для образовательных организаций, санитарных правил и нормативов питания, требований к организации медицинского обслуживания обучающихся, к обеспечению школьной безопасности.

- Ценностные смыслы деятельности педагога Ульяновской области:

Самовыражение – высокая оценка личности, свободы, прав человека; равенство возможностей; индивидуальный и общий успех.

Мастерство – стремление к активным изменениям личных и общих интересов.

Равноправие – социальная ответственность; признание прав других; равенство перед моралью и законами.

Автономия – самоуправление, способность и возможность принятия самостоятельных решений.

 

Стратегические ориентиры долгосрочного инновационного развития  системы образования Ульяновской области

Ульяновская область ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития системы образования, заключающиеся в обеспечении высокого уровня качества образования и закреплении геополитической роли региона как одного из лидеров, определяющих российскую политическую повестку дня.

Единственным возможным способом достижения этих целей является переход политики в образовании на инновационную социально ориентированную модель развития. Образование должно выступить одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития региона.

Современное развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её.

Инвестиционная политика Правительства Ульяновской области направлена на развитие и поддержку человеческого капитала. Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее значимыми в региональной политике являются вложения в здоровье и в образование. Общее и профессиональное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее профессиональное образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Вкладывая в образование, регион вкладывает в свое будущее. Превентивной мерой  таких инвестиций является поддержка лучших школ и организаций высшего профессионального образования, талантливой молодежи, учителей, которые с 2011 года получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Уже более 10 тысяч учащихся, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов – Правительство Ульяновской области  поддержало солидными «вливаниями» - по 60 и 30 тысяч рублей. Уже сегодня данная мера поддержки даёт положительные результаты: ульяновские школьники показали лучшие результаты на всероссийском и международном  уроне по математике, химии, информатике. Кроме того, ведётся работа по развитию инновационных процессов в Ульяновской области, взращиванию потенциала наиболее эффективных и новационных педагогических    работников – благодаря господдержке уже 30 учителей добавили к своей заработной плате до 200 тысяч рублей каждый.

Инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производств являются главнейшим источником экономического роста региона на долгосрочную перспективу.

Таким образом, стратегия развития образования Ульяновской области – это государственная задача, обозначенная в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, региона и в национальной стратегии действий. Стратегия ориентирована на обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, доступность и равные стартовые возможности дошкольного образования, углубленное качество обучения в школах, совершенствование профессионального образования, объединение усилий образовательных организаций и работодателей, призванных внести свою лепту в своевременную профориентацию подрастающего поколения.

Стратегия:

Опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования и  в области образования.

Определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития образования Ульяновской области, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений.

Строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития системы образования Ульяновской области всех заинтересованных в этом жителей Ульяновской области, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса.

Адресована коллективам образовательных организаций Ульяновской области, общественным организациям и органам власти, занимающимся проблемами образования и воспитания, широкому региональному сообществу.

Является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные приоритеты развития системы образования Ульяновской области на всех уровнях.

Особенностью образовательной политики, проводимой Министерством образования и науки Ульяновской области, является институциональный характер решений – закрепление в нормативных актах современных моделей и механизмов, обеспечивающих решение задачи предоставления общедоступного современного качественного образования в условиях, соответствующих современным требованиям.

С 2005 года 100 % общеобразовательных учреждений Ульяновской области были переведены в новые условия финансирования в соответствии с нормативами подушевого финансирования.

С 2007 года 100 % детей Ульяновской области в возрасте от 5 до 7 лет предоставлена возможность получения предшкольной подготовки. Это стало возможным благодаря реализации областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007-2010», утверждённой Законом Ульяновской области от 31.07.2007 № 104-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007-2010».

С 2008 года в Ульяновской области введён единый государственный экзамен как обязательная форма проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Для организации и проведения государственной (итоговой) аттестации во всех её формах и выполнения функций регионального центра обработки информации в 2010 году было создано областное государственное автономное учреждение «Центр информационных технологий».

С 2009 года в Ульяновской области началась организация дистанционного обучения детей-инвалидов. В 2012 году 484 детей-инвалидов (100 % от потребности), имеющих соответствующие медицинские показания, получают образование с использованием информационных дистанционных технологий.

С 2009 года в 100 % общеобразовательных учреждений введена новая система оплаты труда, в соответствии с которой распределение стимулирующей части фонда оплаты труда проводится на основании утверждённых критериев показателей результативности и эффективности деятельности учителей.

С сентября 2009 года началась апробация федеральных государственных  образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Предусматривается переход на многоуровневую систему подготовки кадров с высшим образованием: бакалавр, специалист, магистр. Внедрение новых стандартов предусматривает повышение академической мобильности студентов. 

С сентября 2010 года на территории Ульяновской области началась апробация ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ульяновской области в экспериментальном режиме. С сентября 2012 года 38 общеобразовательных учреждений приступили к апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Доля обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам в общей доли обучающихся достигла за три году показателя – 39%.

С 2010 года началось создание ресурсных центров профессиональных компетенций по отраслям экономики (авиастроение, машиностроение, строительство, пищевая и перерабатывающая промышленность). В настоящее время на территории Ульяновской области региона организуют свою деятельность 6 региональных ресурсных центров на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В рамках реализации областной целевой программы поддержки занятости населения, на базе региональных ресурсных центров осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка граждан, находящихся под риском увольнения, а также безработных граждан, состоящих на учёте в центрах занятости.

С 2011 года на территории Ульяновской области началась апробация действия общественно-профессиональной системы оценки качества профессионального образования. Внедрена система менеджмент качества в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, 25 образовательных учреждений имеют сертификаты.

С 2011 года в Ульяновской области апробируется переход на персонифицированную модель повышения квалификации педагогических работников.

По состоянию на 01 января 2013 года в каждом образовательном учреждении создан действующий на основе устава общеобразовательного учреждения орган общественно-государственного управления с участием родителей и представителей местного сообщества. У каждого общеобразовательного учреждения есть сайт в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет», отражающий основания и результаты деятельности.

Стратегия реализуется через условную концепцию «8И»: Инвестиции – Инфраструктура – Инновации – Интеллект – Интернационализация – Интеграция – Интерактив – Интенсификация.

ИНВЕСТИЦИИ: обеспечение  диверсификации экономики образования, привлечение внешних инвестиций.

ИНФРАСТРУКТУРА: ресурсное обеспечение стратегии через обновление кадров; современно оборудованное образовательно-воспитательное пространство; новую организацию образовательного пространства и учебного процесса; комфортную здоровьесберегающую обучающую среду.

ИННОВАЦИИ: обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся Ульяновской области; модернизация и создание норм, правил, организаций в системе образования, способствующих выращиванию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых жителей региона, России.

ИНТЕЛЛЕКТ: выращивание и накопление человеческого капитала; грантовые конкурсы, продолжение и расширение конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» на уровне региона; переход образовательных организаций в автономные, поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ: включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных организаций различных уровней; набор иностранных студентов, организация обменных программ, а также индивидуальной студенческой мобильности; обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские программы, стажировки в зарубежных образовательных организациях, создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ; выдача «двойных» дипломов, система зачетных единиц, международное признание документов об образовании, оценка качества образования; международное сотрудничество.

ИНТЕГРАЦИЯ: совершенствование и распространение опыта интеграции региональной системы образования на территории Российской Федерации и за рубежом.

ИНТЕРАКТИВ: создание системы открытости работы  органов власти; вовлечение жителей Ульяновской области в совместную работу, в совместную выработку решений; обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (и прежде всего учителей, учеников, родителей) об изменениях в системе образования в целом, совершенствование механизмов оценки качества образовательных услуг с привлечением внешних экспертов (представителей вузов, родительской общественности, рынка труда и пр.); расширение участия образовательных организаций в международных проектах.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ: обеспечение высоких темпов развития по всем вышеназванным «И».

 

 

 

Главное направление работы отрасли культуры Ульяновской области на ближайшую перспективу – это реализация новой культурной политики.


Задачи культурной политики Ульяновской области - повышение доступности культурных достижений регионов России, стран СНГ и Европы, привлечение в регион креативных и одарённых людей, создание новых возможностей для развития собственного культурного потенциала, строительство новых зданий для учреждений культуры области, расширение сферы культурного досуга жителей региона, внедрение креативных индустрий в экономику региона.

Реализация культурной политики  - это приоритетное направление Правительства Ульяновской области, которое призвано стать эффективным инструментом межгосударственного взаимодействия, направленное на расширение культурных связей  между  государствами, их дальнейшую интеграцию, создание благоприятного климата для экономического и политического сотрудничества, развития креативных и инновационных проектов во всех сферах жизни.

Главной целью реализации культурной политики Ульяновской области является формирование нового курса, связанного с глобальной задачей не только модернизации инфраструктуры культурной сферы, но и образа жизни людей, их мышления. Данный курс призван раскрыть возможности региональной культуры  в новом формате - как инструмента развития всех сфер нашей жизни и в первую очередь - экономики.  

В реализации новой культурной политики региона участвуют  Правительство  Ульяновской Области, Министерство  искусства и культурной политики Ульяновской области, Управление культуры города Ульяновска,  Общественный фонд «Ульяновск - культурная столица», Общественный фонд поддержки культуры и искусства «Живой звук», государственные и муниципальные учреждения культуры, общественные организации.

 

Информация о культурных мероприятиях 

Темы дня