Модернизация

 

 

Модернизация образования

«Институты будущего»

 

В условиях современного научно-технического прогресса изменяется содержание и характер труда, происходит динамичный рост знаний во всех сферах науки, техники и культуры, возникает необходимость постоянно обновлять, обогащать или менять ранее полученную подготовку.

Непрерывное образование становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути.

ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование, которые и явились компонентами основы формирования системы образования Российской Федерации.

Неформальное образование, а также информальное – спонтанное образование, реализующееся в повседневной жизни за счёт индивидуальной познавательной деятельности и собственной активности человека в окружающей его культурно-образовательной среде – являются действенными каналами в подключении безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования.

Одной из центральных задач долгосрочной образовательной политики региона является задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию.

Всё это возможно реализовать через создание:

·         международных молодёжных проектов, целенаправленных грантов на проведение в Ульяновской области общероссийских и международных проектных лагерей, а также выделение стипендий и грантов для краткосрочных учебных стажировок учащихся и студентов в образовательных организациях любой страны мира;

·         специальных игровых плацдармов для серьёзной игры в «Институты будущего». В регионе существуют проекты создания техносреды, молодёжных академий: финансовой, авиационной, правовой, ядерной, а также научных парков и детских научных комплексов. Задача «Институтов будущего» – сформировать основы для стратегического мышления и мотивационное поле к саморазвитию и самообразованию;

·         системы профориентационной работы и предпрофильной подготовки, основной тенденцией которой должны стать: вариативное образование и профильное обучение. Профильному обучению должна предшествовать обязательная предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Профильное обучение как социальный заказ общества обусловливает его моделирование в образовательном пространстве области, а главное - создаёт условия для формирования у обучающихся личной потребности в индивидуальном образовательном маршруте с последующей специализацией в социально-экономическом пространстве в соответствии с поставленными задачами развития экономики региона;

·         общедоступного культурно-образовательного пространства. В настоящее время информальное образование идёт в массовых социальных сетях. Необходимо организовывать управляемую, систематизированную деятельность в профессиональных сетях и создавать региональные профессиональные образовательные порталы для совместного решения проблем профессионального развития, вопросов культурного и образовательного направления через коммуникацию с коллегами, учителями и друзьями.

·         создание и развитие образовательных кластеров. Они являются одним из наиболее реалистичных и эффективных вариантов «Институтов будущего», представляя собой объединения, как образовательных организаций различных типов (например: образовательные организации общего, среднего профессионального и высшего образования; дошкольная образовательная организация и школа; образовательные организации, участвующие в программе развития инновационных процессов; сеть базовых образовательных организаций и т.д.), так и образовательных организаций с другими (общественными организациями, промышленными предприятиями, организациями здравоохранения, культуры, науки, спорта, представителями бизнес-сообществ и т.д.). Совместная деятельность образовательных кластеров будет направлена на формирование культурно-образовательной среды и создание инновационных продуктов, которые смогут представлять мощный ресурс для развития системы образования Ульяновской области и социально-экономического развития региона.

 

Ведущими научными школами вузов проводится научно-исследовательская и инновационная деятельность в области индустрии радиационных технологий, нанотехнологий, фундаментальных исследований в области математического моделирования, теоретической физики, энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, биоинженерии, технологий рационального природопользования, здоровьесберегающих технологий. Ульяновская область занимает ведущее положение в Приволжском федеральном округе по изобретательской активности.

Исследования проводятся в тесном взаимодействии с ведущими зарубежными и российскими научными центрами и университетами.

В вузах, расположенных на территории региона, созданы и работают 27 малых инновациотшых предприятий, часть из которых создана совместно с предприятиями реального секторов экономики Ульяновской области. Основная функция малых инновационных предприятий – коммерциализация результатов научных исследований. Помимо этого они дают возможность студентам и выпускникам, достигшим успехов в научных исследованиях, не только участвовать в интересной работе, но и иметь дополнительный источник заработка.

Имеющее место сотрудничество реализуется также в рамках частно-государственного партнёрства - вузы являются членами формирующихся инновационных кластеров. На территории Ульяновской области официально утверждены Правительством РФ 2 из 25 приоритетных инновационных кластера - авиационный и ядерный.

В настоящее время в Ульяновской области родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов предоставляется право выбора образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и адаптированным основным общеобразовательным программам, предоставляющим начальное, основное и среднее общее образование.

Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования.

Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.

Важную роль в этом направлении выполняют коррекционные учреждения, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы с детьми с ОВЗ в рамках сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными организациями.

Анализ показывает, что количество обучающихся в образовательных организациях инклюзивного типа увеличивается. Это свидетельствует о том, что образовательные организации Ульяновской области, предоставляющие возможности и создающие условия для совместного обучения детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) и детей, не имеющих нарушения в развитии, дают положительный эффект и имеют перспективу совершенствования и развития.

В регионе успешно реализуется направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

 

Развитие профессионального образования на территории Ульяновской области

На протяжении последних нескольких лет осуществлялась модернизация системы среднего профессионального образования (далее - СПО) в соответствии с потребностями экономики страны.

В ноябре 2015 года Министерством труда и социального развития РФ утверждён Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. С июля 2017 года вступили в силу Профессиональные стандарты, представляющие собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для того, чтобы он мог работать в определенной профессии.

В декабре 2016 года утверждены ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективным профессиям.

Таким образом, на сегодняшний день есть понимание, как осуществлять подготовку рабочего/специалиста, соответствующего современным требованиям.

Кроме того, в Комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р) обозначены приоритеты – их три:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций  требованиям современной экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО;

 3) мониторинг качества подготовки.

Также определены ответственные, в числе которых отраслевые министерства, ТПП, объединения работодателей, ИОГВ и профессиональные образовательные организации, и целевые показатели, которые необходимо достигнуть.

Сегодня актуальным, требующим незамедлительного решения является другой вопрос: как максимально эффективно организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон? Чтобы они услышали друг друга, поняли, что от каждого требуется, что он может и должен сделать в целях  обеспечения реальных потребностей экономики региона и страны в целом в рабочих кадрах и специалистах среднего звена.

Поэтому в 2018 году для региональной системы среднего профессионального образования основными целями станут:

 1) Внедрение образовательных стандартов по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50.

2) Завершение федерального проекта по созданию Межрегионального центра компетенций в области обслуживания транспорта и логистики.

3) Модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.

4) Создание Отраслевого совета по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для отраслей экономики Ульяновской области.

Для достижения поставленных целей в 2018 году необходимо будет выполнить следующие задачи:

1. Увеличение количества профессиональных образовательных организаций, реализующих ФГОС по ТОП-50, расширение спектра профессий и специальностей по ТОП-50.

Во исполнение данных задач профессиональными образовательными организациями будет проводиться лицензирование профессий/специальностей по ФГОС по ТОП-50; будет осуществлен прием по ФГОС по ТОП-50 в 2018 году; продолжена организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

2. Проведение конкурсного отбора профессиональных образовательных организаций на право получения субсидии из областного бюджета на модернизацию учебно-материальной базы, что позволит обеспечить реализацию ФГОС по ТОП-50 в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (создание СЦК, проведение государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена).

3. Создание региональной площадки сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы подготовки кадров по профессиям/специальностям из перечня профессий ТОП-50 в области обслуживания транспорта и логистики, на базе ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций».

 

 

 

Темы дня