Модернизация

 

 

Модернизация образования

«Институты будущего»

 

В условиях современного научно-технического прогресса изменяется содержание и характер труда, происходит динамичный рост знаний во всех сферах науки, техники и культуры, возникает необходимость постоянно обновлять, обогащать или менять ранее полученную подготовку.

Непрерывное образование становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути.

ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование, которые и явились компонентами основы формирования системы образования Российской Федерации.

Неформальное образование, а также информальное – спонтанное образование, реализующееся в повседневной жизни за счёт индивидуальной познавательной деятельности и собственной активности человека в окружающей его культурно-образовательной среде – являются действенными каналами в подключении безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования.

Одной из центральных задач долгосрочной образовательной политики региона является задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию.

Всё это возможно реализовать через создание:

·         международных молодёжных проектов, целенаправленных грантов на проведение в Ульяновской области общероссийских и международных проектных лагерей, а также выделение стипендий и грантов для краткосрочных учебных стажировок учащихся и студентов в образовательных организациях любой страны мира;

·         специальных игровых плацдармов для серьёзной игры в «Институты будущего». В регионе существуют проекты создания техносреды, молодёжных академий: финансовой, авиационной, правовой, ядерной, а также научных парков и детских научных комплексов. Задача «Институтов будущего» – сформировать основы для стратегического мышления и мотивационное поле к саморазвитию и самообразованию;

·         системы профориентационной работы и предпрофильной подготовки, основной тенденцией которой должны стать: вариативное образование и профильное обучение. Профильному обучению должна предшествовать обязательная предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Профильное обучение как социальный заказ общества обусловливает его моделирование в образовательном пространстве области, а главное - создаёт условия для формирования у обучающихся личной потребности в индивидуальном образовательном маршруте с последующей специализацией в социально-экономическом пространстве в соответствии с поставленными задачами развития экономики региона;

·         общедоступного культурно-образовательного пространства. В настоящее время информальное образование идёт в массовых социальных сетях. Необходимо организовывать управляемую, систематизированную деятельность в профессиональных сетях и создавать региональные профессиональные образовательные порталы для совместного решения проблем профессионального развития, вопросов культурного и образовательного направления через коммуникацию с коллегами, учителями и друзьями.

·         создание и развитие образовательных кластеров. Они являются одним из наиболее реалистичных и эффективных вариантов «Институтов будущего», представляя собой объединения, как образовательных организаций различных типов (например: образовательные организации общего, среднего профессионального и высшего образования; дошкольная образовательная организация и школа; образовательные организации, участвующие в программе развития инновационных процессов; сеть базовых образовательных организаций и т.д.), так и образовательных организаций с другими (общественными организациями, промышленными предприятиями, организациями здравоохранения, культуры, науки, спорта, представителями бизнес-сообществ и т.д.). Совместная деятельность образовательных кластеров будет направлена на формирование культурно-образовательной среды и создание инновационных продуктов, которые смогут представлять мощный ресурс для развития системы образования Ульяновской области и социально-экономического развития региона.

 

Ведущими научными школами вузов проводится научно-исследовательская и инновационная деятельность в области индустрии радиационных технологий, нанотехнологий, фундаментальных исследований в области математического моделирования, теоретической физики, энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, биоинженерии, технологий рационального природопользования, здоровьесберегающих технологий. Ульяновская область занимает ведущее положение в Приволжском федеральном округе по изобретательской активности.

Исследования проводятся в тесном взаимодействии с ведущими зарубежными и российскими научными центрами и университетами.

В вузах, расположенных на территории региона, созданы и работают 27 малых инновациотшых предприятий, часть из которых создана совместно с предприятиями реального секторов экономики Ульяновской области. Основная функция малых инновационных предприятий – коммерциализация результатов научных исследований. Помимо этого они дают возможность студентам и выпускникам, достигшим успехов в научных исследованиях, не только участвовать в интересной работе, но и иметь дополнительный источник заработка.

Имеющее место сотрудничество реализуется также в рамках частно-государственного партнёрства - вузы являются членами формирующихся инновационных кластеров. На территории Ульяновской области официально утверждены Правительством РФ 2 из 25 приоритетных инновационных кластера - авиационный и ядерный.

В настоящее время в Ульяновской области родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов предоставляется право выбора образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и адаптированным основным общеобразовательным программам, предоставляющим начальное, основное и среднее общее образование.

Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования.

Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.

Важную роль в этом направлении выполняют коррекционные учреждения, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы с детьми с ОВЗ в рамках сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными организациями.

Анализ показывает, что количество обучающихся в образовательных организациях инклюзивного типа увеличивается. Это свидетельствует о том, что образовательные организации Ульяновской области, предоставляющие возможности и создающие условия для совместного обучения детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) и детей, не имеющих нарушения в развитии, дают положительный эффект и имеют перспективу совершенствования и развития.

В регионе успешно реализуется направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

 


 

 

Темы дня